Конспект урока по предмету Окружающий мир
Автор: учитель Нагорнова Вероника Юрьевна.
СОШ № 1 г. Белоярский.
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема урока: «Тундра».
Файл: конспект
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс.
Тема урока: «Тундра»
Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России».
Тип урока: исследование.
Цель урока: создание условий для решения следующих задач.
Задачи урока:
- Создавать условия для формирования у учащихся представления зоны Тундры. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение зоны тундры, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны.
2.Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе.
3.Воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.
Формируемые УУД:
Личностные:
-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
— ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.
Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;
— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные:
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;
-строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» Плешаков А.А.; мультимедийный проектор,экран, мультимедийная презентация урока, карточки для индивидуальной, групповой работы, карта природных зон России.
Этапы урока | Содержание этапа | Ответы детей | ||||||||||
1.Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на урок. Цель, которую хочет достичь учитель: определить готовность учащихся к уроку, мотивировать на учебную деятельность 2.Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: показывать изученную зону на карте, устанавливать причинно- следственные связи. Цель, которую хочет достичь учитель: актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции. 3.Мотивация к усвоению новых знаний. Целепололагание. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить тему и цели урока. Цель, которую хочет достичь учитель: Мотивировать учащихся на изучение нового. 4. Усвоение новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь работать с книгой,картой, находить информацию по требованию учителя, высказывать предположения. Цель, которую хочет достичь учитель: Создать условия для формирования представления о природной зоне по плану. ФИЗМИНУТКА 5. Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: ответить на вопросы и оценить свои достижения. Цель, которую хочет достичь учитель: уточнить представления детей о природной зоне, проверить знания детей по новой теме, организовать проверку. 7.Рефлексия. Итог урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности.
|
Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте ребята! Сегодня я у вас проведу урок, меня зовут Вероника Юрьевна. С хорошим настроением мы начинаем урок. — Прочитайте фразу на слайде и дополните её. Я ожидаю от сегодняшнего урока………. Кто желает поделиться своими мыслями? — Я желаю вам активной и плодотворной работы! -Ребята, над какой большой темой вы начали работать на последних уроках? — Какую зону уже изучили? Покажите ее на карте. -Давайте немного повторим пройденный материал. Верно/неверно. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. Территория Арктики не имеет коренного населения. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. Молодцы! Хорошо справились с заданием! — Сейчас очень многие занимаются бизнесом. Я решила открыть свое туристическое агентство. Мне в штат нужно набрать сотрудников. Вы готовы со мной сотрудничать? -Как вы думаете, чем занимаются туристические операторы? — А где люди предпочитают отдыхать? Почему? — А я сегодня утром услышала интересную песню. Предлагаю послушать ее и вам. «Увезу тебя я в тундру». — О какой зоне поется в песне? — Мне стало интересно, чем же Тундра так заинтересовала автора песни. Почему он хочет уехать туда? Значит там, наверно, есть что-то интересное, красивое и необычное. -Давайте изучим эту зону, узнаем, чем она необычна и тогда мы сможем предложить туда тур нашим клиентам. — Ребята, какая тема сегодняшнего урока? Для начала, я предлагаю поработать с таблицей и собрать наши знания в одно место. Заполняется 1 столбик таблицы от руки по мере ответов детей. -Этих знаний нам достаточно, чтобы организовать тур? -Как вы думаете, что об этой природной зоне захотят узнать наши клиенты? -Итак, первое с чего начнем: находим на карте и знакомимся с условиями неживой природы. -Я предлагаю вам сейчас посмотреть и прослушать фрагмент видеоурока. (видеоурок в сети интернет «Тундра». По мере необходимости , для проверки делаются остановки) —Откройте учебник на стр. 72-73. Найдите на карте Тундру. Эта зона тянется вдоль северных морей на 1000-и км с запада на восток, от Кольского полуострова до Чукотки. Один человек выходит к доске. -Как поется в песне ?….Увезу на край земли … Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка. —Слушаем дальше. — Сколько месяцев длится зима в тундре? -Какая температура в тундре зимой? — Что можно наблюдать в середине зимы? -Ребята, а вы знали, что в Китае считается, что если человек однажды увидел северное сияние, то он будет счастлив всю жизнь. Как вы думаете, это может привлечь туристов? — Какое лето в Тундре по продолжительности? — Какая температура в Тундре летом? -Почему в тундре много болот и озер? — Оценив расположение и климат тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. У вас на парте у каждого есть карточки с изображением одежды (меховая куртка, валенки, босоножки, сланцы, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы, меховая шапка, джинсы, шорты и другие), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия. (На доске «ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ») – А вот как одеваются коренные жители тундры. – С чем это связано? – Да, тундра – очень холодная зона. -Интересно, что растёт здесь и кто может жить в таких условиях? -И прежде, чем мы это узнаем, я предлагаю вам немного отдохнуть. — Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы на все вопросы наших клиентов найти ответы. 1 группа у нас – ботаники. Что изучает наука ботаника? 2 группа – зоологи. Что изучает наука зоология? 3 группа- будет изучать влияние людей на окружающую среду. Как называется эта наука? А затем мы с вами выслушаем представителя каждой группы и увидим такая ли тундра серая и безжизненная. Материалы для «ботаников» Ваш проблемный вопрос: Разнообразен ли растительный мир этой зоны? -Вам необходимо ознакомиться с текстом и выбрать верные ответы, а неверные зачеркнуть. А так же ознакомиться с иллюстрациями растений, выбрать те, которые растут в тундре и во время ответа вывесить их на доску. Выберите верный ответ, неверный зачеркните. Растительный мир тайги бедный/ разнообразный. Многие растения стелются по земле. Они высокие/низкорослые. Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее/ холоднее, ветер слабее/сильнее. Снег укрывает и защищает растения от морозов и ветров. В тундре растут: ягель/ морошка/ пальма/ голубика/ брусника/ кактус/ карликовая береза/ полярная ива/ абрикос (закрепление карточек на доске). Олений мох(ягель)- пища северных оленей/медведей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Материалы для «зоологов» Ваш проблемный вопрос: Разнообразен ли животный мир этой зоны? -Вам необходимо ознакомиться с текстом и на его основе заполнить таблицу. И сказать, как птицы, которые живут в тундре постоянно, приспособились к жизни в данной зоне? Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие птицы — белая куропатка и белая сова — постоянно живут в тундре Белая куропатка — растительноядная птица. Ноги куропатки к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает их от холода. Белая, или полярная, сова — птица хищная. Оперение плотное и хорошо защищает от ледяных ветров. Сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток и леммингов. Так же в тундре живут: хищный зверь — песец, хищная птица кречет, замечательный обитатель тундры — дикий северный олень. Результаты занести в таблицу:
Материалы для «экологов» — Экологам пришло письмо. Ваша задача ознакомиться с письмом и из предложенных экологических проблем выбрать те, которые присущи этой природной зоне и предложить решение данных проблем, оформить это на ватмане. Письмо для экологов. Мы, оленеводы, коренные жители тундры.Перегоняем оленей по определённому маршруту в поисках ягеля. Ягель — это основной корм оленей. Олени никогда не выедают весь мох, поэтому и сохраняется природное равновесие. Но с приходом в тундру нефтяников и газовиков это равновесие нарушилось… От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Во время добычи нефти окружающая местность подвергается сильному загрязнению. Через всю тундру на многие тысячи километров протянуты железные трубы, которые называются газопроводами и нефтепроводами, поэтому оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое, в результате олени вытаптывают пастбища и они погибают. Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота- браконьерство. Необходимо защитить животный мир тундры, не допускать его обеднения. Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях. Рассказ биологов (выступление группы). Рассказ зоологов (выступление группы) ( демонстрация полученной таблицы через документ камеру). Несмотря на то, что в тундре скудный растительный и животный мир, там строятся города, такие как: Норильск, Салехард, Мурманск, Заполярный, Новый Уреньгой и т.д. А это значит, что там есть человек, а с появлением человека в природе появляются экологические проблемы. Какие экологические проблемы есть в тундре мы сейчас узнаем. Рассказ экологов. Итак, в какой зоне мы с вами сегодня побывали? -Как вы считаете, на все ли вопросы мы нашли ответы? (возвращение к таблице, работа с ней) — Теперь нам достаточно знаний, чтобы рассказать нашим клиентам о жизни в тайге и предложить им путешествие в данную зону? -Я думаю, что в штат постоянным сотрудником я возьму….(выставление оценок, обсуждение). -Оцените свою работу на уроке. И зажжем тундру огоньками. На краю ваших парт наклеены огоньки разного цвета. Зеленый: я хорошо работал, мне все понятно. Желтый: я не достаточно хорошо поработал, мне было не все понятно. Красный: мне было не интересно, я не работал на уроке. Домашнее задание «3»-пересказ по плану «4»-пересказ по плану + составить цепи питания, характерные для тундры. «5»-дополнительный материал о животных и растениях тундры, занесенных в Красную книгу России. |
Ответы детей Природные зоны России Зона арктических пустынь — + + — + + — Разработка маршрутов, составление экскурсионных и развлекательных программ. На побережье Черного моря. Там тепло, ярко светит солнце, можно купаться в море и загорать. О Тундре. (В таблице три колонки: -что мы знаем -хотим узнать -узнали) Нет Надо самим с этой зоной познакомиться. -изображение на карте -условия неживой природы -особенности растительного мира -особенности животного мира -деятельность человека -экологические проблемы и охрана природы (Карточки, дети расставляют их в правильной последовательности) (Работа с картой-индивидуально и у доски) Зима длится 7–8 месяцев Температура падает до -50°, подолгу дуют сильнейшие ветры. В середине зимы на несколько месяцев наступает полярная ночь Поля́рная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. (в этот период можно наблюдать северное сияние(световое явление в природе)) Может привлечь. Лето в тундре короткое и холодное (температура не поднимается выше +10°), бывают заморозки и даже снег Потому что земля не успевает полностью оттаять (прогревается примерно на 50 см, а ниже – слой многолетней мерзлоты). Слой почвы, который не оттаивает, не пропускает дождевую и талую воду, поэтому в тундре много болот и озер. Выходят дети, у кого Карточки с теплой одеждой. Тундра- очень холодная зона. Наука о растениях. Наука о животных. Экология. Ставим +/- в таблицу(заполняем 3 столбик) Выставление оценок |