Развитие познавательного интереса дошкольников
Автор: воспитатель Баум Марина Владимировна.
МКДОУ детский сад №4 «Светлячок» Новосибирская обасть, Чистоозёрный район, р.п.Чистоозёрное .
«Развитие познавательного интереса дошкольников через экспериментальную деятельность» (из опыта работы)
Файл: проект
Тема: «Развитие познавательного интереса дошкольников через экспериментальную деятельность»
(из опыта работы)
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента «я не знаю, но хочу узнать» начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира. Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую дети выполняют с огромной радостью, проявляя активность в познании.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментальную деятельность. Путей развития дошкольников существует много, но экспериментальная деятельность, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Поэтому тема «развитие познавательного интереса дошкольников через экспериментальную деятельность» и стала моей темой по самообразованию.
Настоящим открытием для меня стала методика Савенкова А.И., согласно которой «экспериментирование и исследовательская практика ребёнка — один из путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение».
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Как доказал Н.Н.Поддъяков, если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Для организации экспериментальной деятельности у нас в группе создана мини-лаборатория, в которой мы проводим исследования. Лаборатория постоянно пополняется всё новыми безопасными материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В ней имеется:
-дидактический материал и пособия;
— развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
— предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки и прочее;
— большой выбор природных материалов для экспериментирования;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
— материалы для игр с мыльной пеной;
— некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, стаканчики, одноразовые тарелочки;
— приборы-помощники: песочные часы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, шапочки, резиновые перчатки, ветошь;
— познавательная литература, энциклопедии: «Все обо всем», «Что есть что», «Сто тысяч почему»,
— стихи, пословицы, загадки;
— опорные схемы;
— картины, иллюстрации, серии картин с изображением природных сообществ;
— тематические альбомы.
Анализируя свой опыт работы, могу с уверенностью сказать, что детское экспериментирование интегрирует с разными видами деятельности. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Выполнение экспериментов связано с трудовыми действиями детей, развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода эксперимента, при подведении итогов. Очень тесно связано детское экспериментирование с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зафиксирован результат эксперимента. Также экспериментирование связано с формированием элементарных математических представлений, чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим развитием и охраной безопасности жизнедеятельности. Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую.
В своей работе я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Времена года», «В гостях у белочки», «Курочка и цыплята», «Чудесный мешочек», «Грибок», «Угадай по запаху», игра-шнуровка «Башмачки», словесные игры «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл? и др.»
Мною была разработана программа кружка по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Маленькие исследователи» для детей 4 -7 лет на основе книги Е.В. Марудовой «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. (Экспериментирование)» с целью формирования у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
В процессе реализации кружковой деятельности мною была проведена НОД (экспериментирование) по таким темам как:
- «У кого какие детки»;
- «Свет вокруг нас»;
- «Танец горошин»;
- «Как спрятаться бабочкам»;
- «Знакомство с микроскопом»;
- «Искусственный снег»;
- «Родственники стекла»;
- «Играем в прятки»;
- «Вода и почва» и многие другие.
В рамках работы кружка «Маленькие исследователи» в 2019 году на районном методическом объединении показала НОД «В поисках книги здоровья», в форме квест – игры. На занятиях наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. После проведения экспериментов, у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, как возникает статистическое электричество, почему гелевые шарики летают, почему сухой песок сыплется, а мокрый нет, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. В нашей группе, экспериментирование используется как в организованной, так и самостоятельной деятельности детей. На практике я убедилась, что экспериментальная деятельность детям интересна. Детям нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия.
Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях с объектами неживой природы. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, магнитом, тканями, снегом, водой воздухом.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с социумом. С целью развития познавательной активности мною была организована экскурсия в ЧСОШ №2, где учитель химии вместе со своими учениками представили детям ряд опытов «Дым без огня», «Вулкан», «Сок», «Карачинская вода», «Волшебная палочка». Мы очень часто просим детскую библиотеку им. С. Мосияша подготовить мероприятия по интересующим нас темам.
Для достижения положительных результатов в своей работе использую различные инновационные технологии: метод проектирования, компьютерные технологии, ТРИЗ — технологию. Побывав в сентябре 2018 года на курсах повышения квалификации по теме «Развитие ребёнка как субъекта детских видов деятельности» , я узнала, что использование технологи ТРИЗ в детском саду решает все задачи, поставленные ФГОС ДО. Поэтому в своей педагогической работе уделила место внедрению данной технологии.
Мы вместе с детьми научились находить семнадцать признаков в каждом исследуемом объекте, закрепили названия признаков и придумали символику имён признаков. Также мною была изготовлена дидактическая игра «Ромашка признаков», играя в которую, дети закрепляли их названия. В апреле 2019 года мне посчастливилось стать участницей IV Всероссийской научно — практической конференции «ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе ДОО» продолжительностью три дня. В своей работе стала знакомить детей с типовыми приёмами фантазирования, познакомила детей с волшебниками: «Уменьшения и увеличения», «Оживления и окаменения», «Деления и дробления», «Всё могу и могу только», «Наоборот», «Времени» и изготовила дидактическую игру «Волшебники». В работе с детьми я стала использовать прием «мозговой штурм» и игры «Да-нет-ки».
Применение методов ТРИЗ в своей работе принесло сразу же практический результат. Дети научились фантазировать, придумывать, исследовать, почувствовали радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Из опыта работы видно, что методы технологии ТРИЗ помогают развивать логическое мышление, речь у детей, преодолевать застенчивость и робость, учат отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальное решение.
Чтобы повысить у детей интерес к экспериментальной деятельности использую проектную деятельность. В течение трех лет были разработаны и реализованы исследовательские проекты:
- 2018 год — «Чудеса на грядке» для детей 5-6 лет. В ходе, реализации которого с детьми был проведен ряд исследований о различных сторонах изучаемого объекта, о полезных свойствах морковного и свекольного сока. Проект занял первое в место в районной конференции «Первые шаги в науку».
- 2019 год — Загадки воздушного шарика» для детей 4-5 лет. В ходе реализации этого проекта дети не только узнали о свойствах и видах воздушных шаров, но и познакомились с приёмами надувания шаров и со способом изготовления игрушек из них. Этот проект так же занял первое место.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО большое внимание уделяю работе с родителями. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Для повышения компетентности родителей по данной теме в родительском уголке группы оформила стенд, где размещаю разработанные мною материалы: консультации, буклеты и рекомендации. Разработала анкеты и провела анкетирование по теме «Детское экспериментирование в семье».
В апреле 2018 года для педагогов ДОУ был организован открытый показ интеллектуально-познавательной игры для родителей «Что? Где? Когда?».
Родители принимают активное участие в организации проектной деятельности и детского экспериментирования в домашних условиях.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Быть может, в недалеком будущем, мои «Любознайки» и «Почемучки» вырастут, и станут выдающимися учеными.