Дополнительная общеобразовательная программа
Автор: воспитатель Милюдина Ирина Юрьевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 город Нерюнгри.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Как прекрасен этот мир»
Дополнительная общеобразовательная программа по формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром «Как прекрасен этот мир»
Файл: программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 города Нерюнгри
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром
«Как прекрасен этот мир»
Составила:
Милюдина Ирина Юрьевна
Воспитатель, высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель работы: развитие познавательной инициативы дошкольников.
Задачи:
- Формировать у детей первые представления и ориентиры о природном мире;
- Стимулировать потребности познания окружающего мира;
- Показать детям несложные взаимосвязи и закономерности природных объектов и явлений;
- Раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений;
- Развивать творческие, исследовательские возможности детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 2-3 года
При работе с детьми используются такие формы и методы, как наблюдение, игровой метод, словесные методы, опыты.
Совместная экспериментальная деятельность организуется один раз в неделюпо 10 минут в первой половине дня.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Вывести детей на более высокий уровень знаний об окружающей действительности и явлениях природы.
- Дети станут более любознательными, расширится их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах.
Перспективное планирование
№ | Формы работы | Цели | Оборудование | сроки |
1. | Выявить запас представлений детей о внешних свойствах воды, песка, камней и т.д. | Определить на каком уровне находятся первоначальные знания и действия детей с предметами | Песок, вода, камни, стаканчики, игрушки, совочки, различные сосуды, краска, ситечко, салфетки | сентябрь |
2. | Д/и «Песчаные художники» | Закрепить свойства песка, умение манипулировать им. Стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей. | Поднос, тёмная бумага, большой конус из картона, салфетки, фартуки | |
3. | Постройка из камней домика для собачки | Закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с поролоном (что легче, что тяжелее, что тонет в воде). Камни имеют разную форму и цвет. | Камни, поролон, стаканы с водой, игрушка, салфетки, фартуки | октябрь |
4. | Занятие «Снежинка в гостях у ребят» | Закрепить знания свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок, в теплых руках он тает и превращается в воду. | Бумажные снежинки, чашки с водой и снегом, стаканчики с кипяченой водой, большая снежинка из фольги | ноябрь |
5. | Игры со льдом. Д/и «Тает льдинка», «Ледяные фигуры» | Познакомить детей со свойствами льда, лед бывает прозрачный, разной формы, холодный, в тепле тает и получается вода. Изо льда можно строить разные фигуры. | Лед, свеча, стеклянная кружка с горячей водой, различные формочки, пластиковые стаканчики | |
6. | Игры со светом и тенями «Солнечный зайчик», «Тени на стене» | Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения и игр с тенями. Развивать исследовательскую деятельность за счет партнерства с взрослыми и использования предметной среды. | Зеркала, настольная лампа | декабрь |
7. | Д/и «Кто играет ленточками» | Учить детей устанавливать взаимосвязь: дует ветер – шуршат, шевелятся деревья, султанчики. Когда дует ветер в лицо, бежать трудно, а когда в спину – легко. | Султанчики, бумажные ленты, вертушки | январь |
8. | Д/и «Узнай на ощупь» | Развивать сенсорные способности, обследовать различные виды материалов и выявить их особенности и наиболее характерные признаки. | Различные виды материала | февраль |
9. | Д/и «Почему плачет сосулька» | Подвести детей к мысли, что в тепле сосулька стала таять, а на улице сосульку согреет солнышко, и она начнет капать. | Ситечко, ванночка, сосулька | март |
10. | Д/и «Кто нагрел предметы» | Формировать у детей представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревать все вокруг. | Игрушка — заяц | апрель |
11. | Занятие «В гостях у профессора Знайкина» | Развивать наблюдательность, быстроту мышления, учить делать выводы из имеющихся знаний | Карточки для ответов на вопросы | май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез,2008. – 112 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 80 с.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 128 с.
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1.- Стр.6.
- Шапиро А.И. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей. — ООО «Издательство «Речь». – 2010.