Пособие по обучению детей безопасному поведению на дороге
Автор: воспитатель Галимянова Луиза Тагировна.
МБДОУ Детский сад № 4 «Ляйсан» Россия, Респ Татарстан, р-н Кукморский, пгт Кукмор.
Лэпбук «Добрая дорога детства» по обучению детей безопасному поведению на дороге
Файл: лэпбук
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Ляйсан» г . Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Паспорт папки — лэпбук
для детей 5-7 лет по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на дорогах и не только.
-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят проезжую часть в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. А это можно сделать только с помощью увлекательной игры. Таким является папка — лэпбук «Добрая дорога детства»
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук «Добрая дорога детства» представляет собой папку в виде грузового автомобиля. Внутри автомобиляимеются различные кармашки, карточки, вкладыши, в которых собраны развивающие игры, задания по теме.
Дидактическое пособие лэпбук «Добрая дорога детства» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель: формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения через папку- лэпбук.
Задачи:
Развивающие:
Развивать внимание и активизировать логическое мышление, активизировать словарный запас по темам «Транспорт», «Дорожные знаки»; развивать навыки конструирования из различных материалов; развивать сообразительность, умение быстро принимать правильное решение; способствовать расширению у детей дошкольного возраста интереса к знаниям правил дорожного движения через смекалку,фантазию,эрудицию.
Воспитательные:
Воспитание потребности безопасного поведения на дорогах; интереса к видам транспортных средств; воспитывать дружелюбие, навыки культурного, безопасного поведения на дороге, самостоятельности и взаимопомощи.
Образовательные: Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением дорог и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов; научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать; продолжать знакомить детей с окружающим миром, с разнообразными видами транспорта; продолжать учить отгадывать загадки.
СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ-ЛЭПБУК
1.Игра «Загадки – отгадки»
2.Игра веер «Соедини по частям виды транспорта»
3.Кто на чем поедет? (лабиринт)
4.Игра «Какой дорожный знак?»
5.Часы «Виды транспорта»
6.Геометрический конструктор
7.Игра «Подбери подходящий дорожный знак»
8.Вопросы про дорожные ситуации
9.Правила маленького пешехода
10.Кроссворды
11.Игра «Дорога»
12.Раскраски
13.Пазлы «Дорожные знаки»
14.Загадки
Описание игр по теме «Добрая дорога детства»
1.Игра «Загадки – отгадки»
Цель: Познакомить детей с видами транспорта, с их формами
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие
Задачи:
Развивающие: развивать логическое мышление, мышление, память, мелкую моторику
Воспитательные: воспитывать дружелюбное отношение к друг другу.
Образовательные: учить детей называть транспортные средства по классификации, научить детей понимать вопрос «Какой?»
Оборудование: книжка-гармошка с загадками и картинки-ответы на них.
Ход игры: Внутри книжечки — тексты загадок о транспорте. Прочитать ребенку загадку вслух. После того как ребенок отгадает загадку, он должен подобрать соответствующую картинку и приложить к этому листу, назвать к какому виду транспорта он относится, назвать цвет
2.Игра веер «Соедини по частям виды транспорта»
Цель:Закреплять знания детей по правилам безопасного поведения на дорогах
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления, моторики рук.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своей безопасности и к безопасности других участников дорожного движения
Образовательные:Уметь отвечать на вопросы, участвовать в диалоге. Учить понимать вопросы «Какой вид транспорта?» «Какая часть транспорта? »,учить сравнивать по величине «Большой – маленький»
Оборудование: веер с видами транспорта
Ход игры: В игру могут играть один или несколько детей. На веере изображена одна часть транспорта, по краям веера вторая часть. Нужно найти и соединить две части,назвать какой это транспорт и какие части у него есть(колесо,кузов…). Сравнить все виды транспорта по величине: — Что больше: грузовик или самолёт? и т.д.
3.Кто на чем поедет? (лабиринт)
Цель: закреплять у детей знания о транспорте, формировать наглядно действенное мышление, образное и пространственное представление
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие:развитие познавательных процессов, логического мышления, речи
Воспитательные: воспитывать желание узнать правила безопасного поведения на дорогах и потребность соблюдать их
Образовательные: закреплять знания детей о видах транспорта, учить отвечать на вопросы «Какой?»
Оборудование:рисунок с изображением лабиринта, фишки.
Ход игры:В игре принимают участие 5 детей у каждого ребёнка по фишке. Ребёнок проводит фишкой по линиям и находит кто на каком транспорте поедет? Назвать какой это вид транспорта.Где это транспортное средство движется? (Например: автобус движется по проезжей части,а трамвай по трамвайному пути)
4.Игра «Какой дорожный знак?»
Цель: Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их классификации
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие:развивать память, обогащать и активизировать словарь терминов и понятий,связанных с дорожными знаками.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению дорожных знаков
Образовательные: Совершенствовать умение сравнивать их по внешним признакам, группировать
Оборудование: картинки дорожных знаков
Ход игры: ребенок должен посмотреть внимательно дорожные знаки и рассказать о них. Где они могут стоять и что обозначают.Если знает, должен назвать какой он: предписывающий, запрещающий, знак сервиса и т.д.
5.Часы «Виды транспорта»
Цель:учить систематизировать и группировать виды транспорта.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, зрительную память
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности других участников дорожного движения.
Образовательные: закрепить знания детей о видах транспорта, их классификации, правилах поведения в салонах маршрутных транспортных средств.
Оборудование: веер с картинками с разными видами транспорта
Ход игры: ребенку предлагается веер с картинками транспорта, он должен распределить их по углам: к какому виду транспорта эти картинки относятся (наземный, подземный, воздушный,водный, гужевой).
Перед этим нужно обсудить, как ребенок понимает такую классификацию и потренироваться сортировать карточки по видам транспорта. Вспомнить правила поведения в салонах маршрутных транспортных средств. Рассказать о них.
6.Геометрический конструктор
Цель: закрепить навыки конструирования, развивать мелкую моторику и изучение геометрических фигур.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие: развивать внимание, решать проблемные ситуации, логическое мышление, умение конструировать из геометрических фигур
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к друг другу
Образовательные: Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, упражнять в выполнении правил безопасного поведения в игре. Способствовать творческой инициативе.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал,
Ход игры: ребенку предлагается сложить машинки из фигурок.
Сначала собрать заинтересовавшие его изображение точно по образцу (это занятие развивает внимание и умение работать по инструкции). А после — пофантазировать и составить свои собственные машинки.
7.Игра «Подбери подходящий дорожный знак»
Цель: развивать логическое мышление, зрительную память,тренировать мелкую моторику пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, зрительную память.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного движения на дорогах.
Образовательные: продолжать знакомить детей с дорожными знаками; умение согласовывать свои действия в работе подгруппами, парами, индивидуально, решая проблемные ситуации.
Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций.
Ход игры: ребенок выбирает картинку, рассмотрев ее, он должен подобрать подходящий дорожный знак и поставить его на пустой квадрат в правом верхнем уголке
8.Вопросы про дорожные ситуации
Цель: развитие памяти, логического мышления, слухового восприятия, обогащение словарного запаса
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие:развивать умение решать поставленные задачи, вырабатывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Воспитательные: воспитывать творческую активность, дисциплинированного пешехода.
Образовательные: формировать знания и представления о безопасном движении на дороге
Оборудование: вопросы с дорожными ситуациями
Ход игры: ребенок выбирает один вопрос, взрослый читает его и предлагает различные варианты ответа. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый помогает ему и объясняет правильный ответ
9.Правила маленького пешехода
Цель: развитие памяти, обогащение словарного запаса
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Задачи:
Развивающие: развивать навыки объяснительной связной речи в процесс выполнения игровых заданий
Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах
Образовательные: закреплять представления детей о правилах безопасного поведения на дорогеи необходимости соблюдать эти правила поведения, понимать значение сигналов светофора, устанавливать причинно- следственные связи. Обобщить представления детей о типах пешеходных переходов. Вспомнить значение дорожных знаков. Закреплять умение применять полученные знания в играх и в повседневной жизни.
Оборудование:карточки с дорожными ситуациями
Ход игры: Взрослый читает задания про дорожные ситуации. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и рассказать про ту или иную дорожную ситуацию.
10.Кроссворды о правилах дорожного движения
Цель: развивать логическое мышление.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие: развивать интеллектуальные функции – мышление, память, внимательность, ориентацию на листе бумаги
Воспитательные: воспитывать умение аргументированно давать ответы на заданные вопросы кроссворда.
Образовательные:совершенствовать знания о правилах безопасного поведения на дороге, о видах транспорта, о дорожных знаках.
Оборудование: кроссворды и вопросы к нему
Ход игры:кроссворд решается вместе со взрослым. Взрослый читает вопросы к кроссворду, ребенок должен отгадать,а взрослый вписывает правильный ответ.
11.Игра «Дорога»
Цель:выработать у ребенка алгоритм безопасного поведения в тех или иных дорожных ситуациях, закрепить этот алгоритм через игровую форму до автоматизма, снятие неоправданного чувства страха перед дорогой и транспортом
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Задачи:
Развивающие: активно развивать диалогическую и монологическую связную речь; продолжать развивать мелкую моторику и оптическое восприятие.
Воспитательные: воспитывать у детей наблюдательность, осторожность, самостоятельность.
Образовательные: учить прокладывать безопасный маршрут от одного здания к другому на макете; закреплять умение ориентироваться в пространстве посредством игры «Дорога»
Оборудование:карта, фишки, кубик.
Ход игры: смотри брошюру игры «Дорога»
12.Раскраски
Цель: Развивать умение раскрашивать предметы определенным цветом, согласно тематике.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие
Задачи:
Развивающие: развивать творческую активность
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, дружелюбия
Образовательные: учить раскрашивать раскраски соответствующим цветом не выходя за края рисунка.
Оборудование: раскраски на темы «Дорожные ситуации», «Дорожные знаки», «Транспорт»
Ход игры: раскрась рисунки цветными карандашами или восковыми мелками.
13.Паззлы «Дорожные знаки»
Цель: развивать логическое мышление, зрительную память
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие: развивать мелкую моторику и оптическое восприятие
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и желание помочь друг другу
Образовательные:продолжать знакомить детей с дорожными знаками, учить детей находить выход из проблемной ситуации, совершенствовать навыки ориентировки в пространстве
Оборудование: паззлы «Дорожные знаки»
Ход игры: Дети парами или индивидуально собирают паззлы «Дорожные знаки»
14.Загадки
Цель: воспитывать культуру поведения на дорогах
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Задачи:
Развивающие:развивать связную диалогическую и монологическую формы речи
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии окружающего мира
Образовательные: продолжать вырабатывать у детей установки на соблюдение правил безопасного поведения на дорогах путем анализа ситуаций и разгадывания загадок.
Оборудование: загадки
Ход игры: воспитатель читает загадки ,ребенок должен отгадать загадку и объяснить свой ответ.