Методика профориентационной работы с учащимися
Автор: воспитатель (классный руководитель) Баданина Галина Анатольевна.
ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц МО РФ» г. Москва.
Методическая разработка «Методика профориентационной работы с учащимися»
Данная методическая разработка вызвана необходимостью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников учреждений общего среднего образования по профессиональной ориентации несовершеннолетних обучающихся. Предложенные рекомендации позволят ознакомиться с проблемами, которые стоят перед воспитанницами, выбирающими свою профессию, диагностическими материалами, практическим опытом работы по организации и проведению профориентационной работы в Пансионе.
Файл: методическая разработка
«Методика профориентационной работы с учащимися»
Введение
ФГОС общего образования ориентирован на развитие личности выпускника («портрет выпускника школы»), где вместе с другими характеристиками, обозначены следующие требования: выпускник основной школы должен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы; выпускник средней (полной) ступени общего образования должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии, мотивирован на дальнейшее образование и самообразование.
Для достижения обозначенных целей необходимо, чтобы профориентация осуществлялась системно и последовательно в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с семьей, профессиональными образовательными учреждениями, вузами, предприятиями, организациями и др. – для постепенного формирования профессионального самоопределения выпускников.
Огромное значение имеет личностный аспект профессионального самоопределения: готовность обучающихся к самостоятельному выбору профессии, осознанность этого выбора, что влечет за собой удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, намерение работать по специальности, развиваться в профессии, т.е. важные факторы субъективного благополучия и социальной успешности человека.
Одним из условий успешного профессионального самоопределения обучающихся, является подготовленность педагогических работников в вопросах организации эффективной профориентационной работы в учреждениях общего образования, направленной на раскрытие потенциала и реализацию способностей каждого ученика, поиск его места в обществе и содействие в становлении гражданина, осознающего ответственность, как за свой выбор, так и за стабильное экономическое будущее своей страны.
Данная методическая разработка вызвана необходимостью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников учреждений общего среднего образования по профессиональной ориентации несовершеннолетних обучающихся. Предложенные рекомендации позволят ознакомиться с проблемами, которые стоят перед воспитанницами, выбирающими свою профессию, диагностическими материалами, практическим опытом работы по организации и проведению профориентационной работы в Пансионе.
Актуальность исследования. Проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Концепция модернизации российского образования признает профессиональное самоопределение приоритетным направлением работы школы.
Объект исследования – профессиональное самоопределение воспитанниц на уроках и внеклассной работе.
Предмет исследования — педагогические технологии необходимые для профориентационной работы с воспитанницами.
Цель исследования — рассмотреть профориентационную работу как одно из приоритетных направлений в воспитательной работе современной школы.
Задачи:
- Изучить понятие и сущность профессионального самоопределения.
- Изучить основные понятия, цели и задачи профориентационной работы.
- Рассмотреть этапы профессиональной ориентации школьников.
- Изучить основные формы профориентационной работы.
- Рассмотреть организацию профориентационной работы с воспитанницами.
- Понятие и сущность профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение личности — это процесс выбора профессии, отражающийся в ее профессиональных планах, намерениях и завершающийся их реализацией. Принятие решения о профессиональном выборе, являющемся важным звеном волевого акта, также включается в общий процесс профессионального самоопределения. Далее следует профессионализация, т. е. овладение знаниями, умениями и навыками в выбранной профессии и собственно профессиональная деятельность.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация». При этом многие мыслители связывают самореализацию с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
- гностический (перестройка сознания и самосознания),
- практический (реальные изменения социального статуса человека).
Потребность в профессиональном самоопределении поначалу не имеет конкретной выраженности. Поиск путей ее удовлетворения представляет собой творческий процесс, в ходе которого появляются цели, задачи, мотивы, установки, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Самоопределение всегда предполагает выбор. Профессиональное самоопределение это осознанный выбор определенной профессии или сферы трудовой деятельности с учетом своих интересов, склонностей и способностей. Причем, с одной стороны, это свободный выбор как одно из важнейших гражданских прав человека, с другой стороны, это отказ от других видов деятельности. Под свободой выбора профессии понимают осознанное профессиональное самоопределение, при котором установки личности в выборе профессии, с одной стороны, согласуются с общественными потребностями, а с другой стороны, сообразуются с личными данными, т.е. с призванием, способностями и профессиональной подготовкой, образованием и психофизиологическими особенностями. Другими словами, свобода есть осознанная необходимость, а реализация этой свободы возможна только при условии достижения личностной достаточного уровня развития самосознания, рефлексии и саморегуляции.
Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у учащихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
К значительным факторам профессионального самоопределения относятся возраст совершения выбора профессии, уровень информированности индивидуума (знание себя, требований профессии, предъявляемых к человеку, осведомленность о рынке труда) и уровень ее притязаний.
Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором выделяются следующие этапы:
I этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.
II этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
III этап — предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются личностью сначала с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.
Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии профессионального самоопределения, но ценностные аспекты, как наиболее обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности.
IV этап — принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация: установка на высшее образование, специальное профессиональное образование или работа. Выбор конкретной специальности предполагает определение уровня квалификации будущего труда, объема, длительности подготовки к нему.
Эти компоненты могут проявляться в разной последовательности: так, ориентация на продолжение образования после окончания школы формируется раньше, чем происходит выбор конкретной специальности, характеризующийся многоступенчатостью. К концу 9-го класса учащиеся делают выбор между тремя социальными ориентациями: на общееобразование (поступление в 10-й класс), профессиональное. Те, кто выбирает профессиональное образование или работу,
дополняют социальную ориентацию профессиональной. Выпускники школы также делают выбор между социальной и профессиональной ориентацией. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, в которых отражаются личный и социальный аспекты профессионального самоопределения, большую роль в принятии решения играет оценка своих возможностей (материальных условий, состояния здоровья, уровня учебной подготовки и т. д.).
Важную роль в организации профессиональной ориентации обучающихся на старшей ступени общеобразовательной школы играет профильное обучение. Оно рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности старшеклассников и создать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению, преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы
полного общего образования;
- создать условия для разделения содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Особое место в Концепции профильного обучения отведено предпрофильной подготовке обучающихся, направленной на создание образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению учащегося основной ступени. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ по организации предпрофильной подготовки (№ 03-51-157 ин/13-03 от 20.08-2003) в 9-х классах общеобразовательных учреждений к предпрофильной подготовке относятся мероприятия по профильной ориентации, психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.д. Необходимым условием является организацию курсов по выбору, основная функция которых – профориентационная.
- Основные понятия, цели и задачи профориентационной работы.
Рассмотрим основные понятия, цели и задачи профориентационной работы.
Профессиональная ориентация (от франц. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформирование), профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение — это специально организованный процесс формирования у учащихся конкретных знаний о мире профессий и о профессиональном выборе. Профессиональное просвещение способствует формированию профессионально значимых интересов и мотивов, положительного отношения к ситуации выбора профессии и сознательного отношения к профессиональному выбору в целом.
Профессиональное воспитание – формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека – основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.
Профессиональное информирование – часть системы профессиональной ориентации обучающихся, обеспечивающее предоставление информации о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, возможностях получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства, об условиях труда, уровне его оплаты и т.д.
Профессиональная диагностика – система действий, направленных на выявление определенных склонностей (способностей, интересов) личности к той или иной профессиональной деятельности, с помощью разработанных методик и различного инструментария.
Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков, и формирование компетенций определенного уровня, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.
Профессиональное консультирование – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его физиологическим, психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи связанные с рациональным использованием кадров их оптимальной расстановкой. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность: интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок личности при выборе профессии; способностей и других личностных характеристик человека; потребностей в специалистах определенного профиля на каждом историческом этапе развития общества.
Профориентация выполняет ряд функций:
- социальную – усвоение человеком ценностей, норм, определенной системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
- экономическую – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- психолого-педагогическую – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей учащихся;
- медико-физиологическая – учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
Профориентация строится на определенных принципах, которые делятся на две категории.
- Общепедагогические принципы:
- диалектической связи и взаимообусловленности в профориентации: обучение, воспитание и развитие должны способствовать профессиональному самоопределению школьников;
- связи профориентации с жизнью, трудом, практикой строительства нового общества: оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии, потребностями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности на рынке труда;
- политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию: необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением обучающимися общенаучных принципов современного производства и овладением практическими умениями, формированием способностей ориентироваться в современной технике и технологии производства;
- доступности и сознательности: осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми к человеку, путями овладения профессией; ознакомление с перспективой профессионального роста, оплатой труда, жилищно-бытовым условиями;
- систематичности и преемственности: необходимость осуществления профориентационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, при условии преемственности и расширения этой работы из года в год;
- учета возрастных особенностей: осуществление постепенного профессионального самоопределения учащегося в соответствии с его возрастом;
- взаимосвязи школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности: тесный контакт по оказанию учащимся помощи в выборе профессии;
- комплексности при осуществлении профориентации: организация этой работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить учащихся к выбору профессии.
- Специфические принципы:
- учета перспективы и развития личности в соответствии с кадровой политикой в условиях рынка труда;
- учета личных потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся и потребности региона и страны в целом в квалифицированных кадрах;
- деятельностно-активной направленности и профориентации. Профессиональное просвещение учащихся. Изучение их в целях профориентации. Активное включение в сферу профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, ее ценностных ориентаций);
- свободы и самостоятельности социально-профессионального самоопределения: после предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них соответствующую профессию. При этом окончательное право выбора остается за учащимися;
- прогнозирование здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии;
- взаимосвязи и координации совместной деятельности органов образования, территориальных центров профориентации и занятости населения.
- Этапы профессиональной ориентации школьников
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.
Этапы |
Цель |
Педагогические задачи |
Этап актуализации проблемы выбора профессии (1—4 классы). | Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями. | 1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.
2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них. 3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям. 4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности. |
Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы). | Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии. | 1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.
2. Выявление и развитие профессиональных интересов. 3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии. 4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания. 5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда. |
Этап формирования
профессионального самосознания (8—9 классы). |
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения
образования. |
1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.
2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств. 3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования. 4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной. |
Этап уточнения социально-профессионального статуса
(10—11 классы). |
Сформировать убежденность в правильности выбора профессии. | 1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.
2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия. 3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии. |
Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.
В профориентационной работе со школьниками используются три группы форм и методов:
- формы и методы ознакомительной профориентационной работы;
- методы организации целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к осознанному выбору профессии;
- методы изучения учащихся в целях профориентации.
- Формы профориентационной работы.
В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы – индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика; групповые – работа с группой, например, урок-игра, беседа, групповая диагностика, семинар, внеклассное занятие, час общения, классный час, тренинг; массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест, деловые игры, тренинги.
Также выделяют пассивные формы профориентационной работы (просветительское направление):
- беседы, лекции, просмотр видеофильмов;
- профдиагностика, профконсультации для учащихся;
- консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами);
- посещение «ярмарок профессий»;
- знакомство с «образовательной картой» города, района;
- Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «Твоя будущая профессия», «Профессия твоих родителей»;
- Выставки творческих работ учащихся.
Для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению учащихся предполагается использование следующих активных форм работы в триаде «учитель – ученик – родитель»:
активные формы профориентационной работы (обучающе-развивающее направление):
- экскурсии учащихся в вузы — организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей вуза, программами обучения, пообщаться со студентами.
- «Активная проба сил» учащимися на мастер-классах выставок-ярмарок профессий с педагогами, руководителями вузов.
- Использование сюжетно — ролевых игр по профориентации
Посредством игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, учащиеся раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство.
- Тематические недели «Дороги, которые мы выбираем», «Старт в профессию». В рамках этих недель могут проводиться конкурсы по номинациям:
- компьютерная презентация профессии;
- семейное профессиональное древо;
- личный профессиональный герб;
- профессия в картинках;
- сочинение и эссе о профессии.
- Работа с родителями. Путь учащегося к будущей профессии, так или иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной ориентации. Тематика профпросвещения родителей должна дополняться обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов.
- Организация профориентационной работы с воспитанницами.
Как и все направления воспитательной деятельности, профориентационная работа в Пансионе предполагает формирование и развитие личности воспитанниц, учет их индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей.
Общей целью профориентации воспитанниц является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах.
Общими задачами профориентации воспитанниц на нашем учебном курсе являются следующие:
— максимальное информирование воспитанниц о мире и о требованиях профессий к личности;
— активизация познавательной деятельности воспитанниц в поиске «своей» профессии;
— создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
— формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессий; изучение воспитанниц в целях профориентации; проведение профессиональной консультации, оказание помощи воспитанницам в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
— формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускниц Пансиона в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
Профориентационная работа на нашем учебном курсе делится на две ступени:
1 ступень — 8 – 9 классы — Предпрофильная подготовка
Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профильного обучения в старших классах.
2 ступень — 10 – 11 классы – Профессиональная подготовка
Углубленное изучение предметов. Очно-заочные, дистанционные подготовительные курсы. Участие в научных обществах и т.д. Диагностика «Мои желания и возможности».
В своей работе по профессиональному саоопределению воспитанниц на 1 и 2 ступенях мы используем различные формы и методы, которые доказали свою эффективность:
— серии бесед и классных часов для воспитанниц о профессиональном продвижении и развитии и по ряду востребованных профессий;
— диагностика «Мои желания и возможности» по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития;
— профориентационные тренинги и игры, целью которых является в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии и сформировать деловые навыки, а также развитие у воспитанниц самостоятельности, ответственности за свое будущее, повышение мотивации при выборе профессии и помощь в осуществлении осознанного выбора профессии;
— проведение бизнес-игр. Бизнес-игры — это новые методы в профориентации учащихся. Бизнес-игры создают ситуации, которые развивают такие качества, как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию. Они учат воспитанниц планировать время, ставить цели и их достигать, лучше понимать, что такое доходы, расходы, а также знакомят с начальными навыками управления финансами;
— развитие сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования, а также предприятиями и организациями;
— привлечение представителей различных вузов и предприятий к мероприятиям Пансиона, проведение совместных мероприятий;
— взаимодействие с выпускницами Пансиона;
— привлечение выпускниц в качестве консультантов;
— оборудование уголка профориентации с целью:
а) оказания информационно-справочной поддержки воспитанницам;
б) знакомства с профессиональными учебными заведениями разного типа, учреждениями внешкольного воспитания и обучения;
в) информирования о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях региона, местных организациях;
г) знакомства с миром профессий (справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности, отраслях народного хозяйства);
д) содействия изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей.
Для повышения эффективности профориентационной работы на курсе воспитатели стараются соблюдать следующие принципы:
- систематичность и преемственность;
- связь профориентации с жизнью;
- взаимосвязь Пансиона и семьи;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- дифференцированный подход к воспитанницам.
Рассмотрим принцип систематичности и преемственности. В сложном процессе выбора профессии необходимо время для «созревания» глубинных потенций и возможностей воспитанницы, обретения внутренней свободы и устойчивой веры в себя, чтобы самостоятельно и правильно выбрать профессию.
Систематичность в профориентационной работе необходима еще и потому, что за продолжительное время профориентационной работы многие воспитанницы начинают серьезно относиться к собственному профессиональному самоопределению, отказываются от первоначального, часто случайного выбора. Профориентация — это длительный процесс.
Огромная роль в этом процессе принадлежит классным руководителям, которые посредством каждодневного общения с воспитанницами на классных часах, собраниях, используя различные формы, ориентируют девушек на то, что в настоящее время ситуация на рынке труда характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы.
В работе по самоопределению воспитанниц мы опираемся на четыре основных понятия:
Профессиональное самоопределение. Не может быть осознанного выбора профессии без осознанного выбора жизненного пути, без глубокого самопознания. Поэтому педагогами постоянно ведутся беседы о том, как каждая профессия влияет на жизнь человека в целом, на стиль его жизни. Необходимо решить для себя: а как же мы будем жить? И только потом выбирать профессию, которая реализует именно такую стратегию жизни. Чтобы ответить на этот вопрос, воспитаннице предстоит пройти длинный путь: осознать и понять себя, свои способности, желания, не приходят ли эти желания в противоречие с реальностью, поставить цели.
Понимание себя как индивидуальности. Необходимо изучение себя как личности – познавательные процессы, индивидуальный стиль деятельности, эмоционально-волевую сферу, характер, темперамент.
Гибкий и глубокий подход к информированию о профессиях. Важно, чтобы каждая воспитанница знала как можно больше критериев классификации профессий, возможность видеть каждую профессию с разных углов зрения. Внутри каждой профессии определить множество специальностей, предполагающие совершенно разные типы деятельности. Важно и объективное представление о профессиях. Здесь обязательно ведется разговор о типичных мифах о профессии и типичных ловушках профессионального выбора.
Активное осуществление сделанных выборов. Выбор профессии, выбор жизненного пути тем и отличается от мечты или фантазии, что должен осуществляться. Осознав, «кто я», «что хочу», «что я умею», воспитанница должна сделать выбор. Когда сделан выбор, цель поставлена, нужно наметить шаги к её решению и начать их осуществлять.
Заключение
Выбор профессии — это активный процесс самостоятельного, сознательного принятия решения. Для каждой воспитанницы, вступающей в жизнь, чрезвычайно важно умение анализировать свои способности и возможности в овладении желаемой профессией. Выявив с помощью различных методик свои интересы и склонности, можно постараться определить и способности к тому или иному виду труда с тем, чтобы в дальнейшем разработать индивидуальный план воспитания в себе профессионально важных качеств.
Решение проблемы поддержки профессионального самоопределения педагогический коллектив нашего учебного курса видит в создании оптимальных условий для самоопределения и социализации воспитанниц, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг.
Содержание внеклассной профориентационной работы с воспитанницами на нашем учебном курсе строится на основе идеи единства нравственного и профессионального самоопределения. Поэтому актуальным является включение в план воспитательной работы активных форм разнообразной деятельности, способствующей нравственному и профессиональному самоопределению. Каждый классный руководитель нашего учебного курса составляет для своего класса вариативную программу работы по профессиональному самоопределению, опираясь на инвариантную часть программы профессионального самоопределения для каждого возрастной категории воспитанниц. Акцент делается на индивидуально-личностные и групповые формы работы, а также индивидуальные консультации в сочетании с самотестированием и компьютерным тестированием, которое организует и проводит педагог-психолог.
Сегодняшний выпускник для реализации задуманных им планов должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Л.М. Митина, рассматривая структуру конкурентоспособной личности, включает в ее состав следующий набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и ее интеллектуальную и эмоциональную гибкость. Указанные качества необходимо формировать у воспитанниц задолго до момента их выпуска из Пансиона. Поэтому выбранное направление управления профессиональным самоопределением воспитанниц подразумевает многолетнюю поэтапную работу над их формированием.
Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе с воспитанницами, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающей как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Список литературы.
- Бобровская Л.Н, Просихина О.И, Сапрыкина Е.А.Человек и профессия. Методическое пособие для учителя. 8-9 классы. –Изд. «Глобус»,2008.
- Гендин А.Н., Сергеев М.И. Профориентация школьников//Социологические исследования. 1996г., №8 с.66-71.
- Горбунова М.В., Кирилюк Е.В.333современные профессии и специальности –Ростов-на-Дону:изд. «Феникс»,2010.
- Грищенко В.И. Концепция компетентностного подхода и профильное воспитание в школе // Высшее образование сегодня. 2008. № 2. С. 81-84.
- Зеер Э.Ф. / Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
- Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. / Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М.: МПСИ. 2005.
- Казакевич, Н.Н. Что надо знать школьникам, выбирающим профессию/Н.Н. Казакевич – МН., 2001.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/Е.А.Климов – Ростов-на Дону, 1996.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексаная программа активного самоопределения школьников. М.: УЦ «Перспектива» 2002.
- Озганбаева Р.О. Профориентация учащихся о общеобразовательных
школ в условиях рыночных отношений. Автореф.канд.,1995г.
- Профессиональный ориентир: учеб.метод. пособие для классных руководителей / сост. Г.Е. Григорьева, И.С. Литвина, А.В. Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).
- Профориентация учащихся основной и старшей ступени общего образования: методическое пособие /сост.: Е.Н.Овсянникова, А.В.Ефременко. Курск: ООО «Учитель», 2012.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.,1997.
- ПряжниковаЕ.Ю., ПряжниковН.С. Профоиентация. – Издательство «Академия», 2006.
- Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях. – Минск: Экоперспектива, 2009.
- Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию? Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся / М.: Чистые пруды. – 2008.
- Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся/О.А.Хаткевич – МН., 2004