Образовательная программа кружка Тип-Топ
Автор: музыкальный руководитель Шубенкова Татьяна Евграфовна.
МОУ детский сад № 366 г. Волгоград.
Образовательная программа кружка «Тип-Топ» (для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) в рамках дополнительных образовательных услуг
Данная рабочая программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по музыкально-ритмическому развитию дошкольников, за рамками образовательной программы детского сада
Файл: программа
Образовательная программа кружка «Тип-Топ» (для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) в рамках дополнительных образовательных услуг
в рамках дополнительных образовательных услуг
Срок реализации 8 месяцев
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по музыкально-ритмическому развитию дошкольников, за рамками образовательной программы детского сада.
Эта программа нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие детей. Она помогает приобщать к движению под музыку всех детей, а не только способных и одаренных. Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Занятия помогают психологически раскрепостить ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
- Нормативно – правовая основа программы:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049 -13
- Устав МОУ детского сада № 366
- Лицензия на образовательную деятельность МОУ детского сада № 366
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения программ платных образовательных услуг МОУ детский сад № 366
Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
- Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Примерная основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»;
- Программа «Азбука танца» Ольги Киенко;
- Программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина;
- «Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова;
- «Учите детей танцевать», Пуртова Т. В.;
- Кацер О.Н, Коротаева С.А. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. Часть 2. 2008.-60с.
- Новизна и отличительные особенности программы.
Главным ключом и своеобразием подхода программы являются задачи овладения детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) всеми видами музыкально-ритмических движений, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.
Новизна программы заключается в том, что обучение танцевальному искусству начинается с трёхлетнего возраста и сосредоточено на музыкально-ритмическом развитии детей, с использованием креативных методик (игропластика) и инновационных направлений (танцетерапия -пальчиковая гимнастика, самомассаж). Танцевальная игра стимулирует ребенка дошкольного возраста к общению и к контакту с окружающими людьми и миром, адаптирует его к жизни. Танцевальная игра — это: игра + танцевальная импровизация +предлагаемые обстоятельства. Все упражнение на занятиях выполняются в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения.
2.Актуальность.
Несмотря на увеличение количества школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие дети и педагоги способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.
Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.
Актуальность программы в том, что занятия в кружке позволяют ребенку развивать творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений. У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов. В танцах дети само утверждаются, проявляют индивидуальность, получая результат своего творчества.
Ведущей идеей программы является то, что основной подачей обучающего материала является игра (игротанцы, игромассаж и т.д.).
Начиная заниматься ритмикой и танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим.
Ритмика — вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна детям, начиная с раннего возраста, и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, даёт детям творческий импульс, возможность высвободить их энергию.
Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка, для укрепления здоровья, умения контролировать своё тело, положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции детей (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем, ребенок сможет успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных
видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Ритмика предоставляет возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.
Индивидуальный подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы научить общаться, выражать себя. Благодаря занятиям танцами дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку.
Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Программа «Тип-топ» способствует более быстрому развитию творческой активности младшего дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.
В данную программу включены упражнения, способствующие развитию слуха и музыкальных способностей, упражнения, помогающие решить часть проблем опорно- двигательного аппарата.
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития ритмического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению.
3.Цель и задачи программы.
Основная цель программы: Формирование музыкально-творческих способностей средствами танцевального искусства, развитие эмоциональности у детей младшего дошкольного возраста через танцевально-игровую деятельность.
Программа выдвигает следующие задачи:
1.Помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью:
- учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, притопывать правой ногой, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами;
- добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
- учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
- развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки –веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
- менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
- развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);
- дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.
2.Приобщать ребенка к восприятию музыкально — ритмической культуры:
- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;
- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;
- дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.
3.Побуждать к первоначальным творческим проявлениям:
- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
- учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
- вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и
- учитывать взаимоотношения в игре;
- побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца,лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);
- учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.
4.Совершенствовать развитие психомоторных способностей:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, самомассаж;
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности (игропластика, партерная гимнастика).
5.Содействовать формированию сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья:
- способствовать формированию правильной осанки, красивой походки;
- развить и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- содействовать профилактике плоскостопия.
4.Сроки реализации программы. Программа рассчитана на детей 3-4 лет, продолжительность обучающей программы 8 месяцев. Занятия проходят два раза в неделю, в год — 64 часа. Продолжительность занятий: 20 минут. Форма проведения занятий: групповая. Занятия проходят во второй половине дня.