Работа с родителями
Автор: учитель-логопед Ерофеева Юлия Геннадьевна.
МКДОУ д/с № 57 город Новосибирск.
Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения воспитанников с ТНР
Файл: конспект
Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения воспитанников с ТНР (ОНР)
В октябре 2017 года в нашем дошкольном учреждении изменена направленность групп. Детский сад начал свою работу по новому коррекционно-развивающему направлению: логопедическому. В данный период функционируют четыре группы комбинированной направленности, где совместно обучаются дети с нормой речевого развития и дети с нарушением речи.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется согласно заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционные мероприятия с детьми включают в себя:
— Индивидуальные и фронтальные занятия с учителем-логопедом;
— индивидуальные занятия с педагогом-психологом;
— включение на музыкальных занятиях музыкально-ритмических игр, лого-ритмических упражнений;
— коррекция и исправление двигательных нарушений на физкультурных занятиях;
— ежедневное проведение воспитателем коррекционно-педагогической работы, которая включает в себя развивающие игры. Содержание игр определяет логопед.
С детьми всей группы воспитатель ежедневно проводит тематическую речевую зарядку, а именно пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику; во время проведения логопедического часа проводятся игры на развитие речи детей «Посчитай-ка», «Назови ласково», «Один-много» и другие.
Индивидуальные занятия учителя-логопеда с детьми проводятся 2 раза в неделю и содержат:
1. Дыхательную гимнастику (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционную гимнастику (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковую гимнастику (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Постановку звуков разными способами;
5. Автоматизацию звуков в речи;
6. Дифференциацию звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Формирование и развитие слоговой структуры слова.
Вся коррекционная работа проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2018-2019 учебный год и осуществляется с использованием адаптированной программы для детей с нарушениями речи.
Организованная предметно-пространственная среда в группах комбинированной направленности создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет детям проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Логопедический кабинет, где проходят индивидуальные коррекционные занятия, оборудован соответствующей мебелью; оснащен методическими, дидактическими материалами и пособиями.
С детьми с нарушениями речи работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Специалисты уделяют внимание не только детям с нарушением речи, но и детям всей группы.
Так на музыкальныхзанятиях у детей формируются представления о себе, своих чувствах и эмоциях, а также об окружающем мире, развиваются творческие способности, дети учатся передавать личные образы, используя известные средства выразительности музыки. Развивается слуховое восприятие, формируется чувство ритма.
Занятия по физической культуре способствуют развитию и укреплению различных групп мышц — лица, глаз, шеи, туловища, рук, кистей, пальцев. А также развиваются психофизические качества — быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Воспитанники приобщаются к навыкам здорового образа жизни.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. А системное выполнение домашних заданий ребенком из альбома «Занимаемся вместе» способствует усидчивости, организованности, терпеливости, т.е. вырабатывает учебную мотивацию.
При работе в альбоме особая роль родителей в исправлении речевых нарушений у детей заключается в том, что, используя предложенный материал дома, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, то есть в повседневной жизни.
Выполнение заданий на развитие графомоторных навыков, включающих в себя штриховки, обводки, раскраски, соединение по точкам, раскраски по цифрам, способствуют координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации, способствуют укреплению мелких мышц пальцев и кистей рук, что положительно влияет на развитие речи, логического мышления, общей культуры, творческих способностей. От того, насколько ребенок овладеет этими навыками, зависит его общее развитие, успешность продвижения ребенка в учебе, его психическое развитие на всех последующих ступенях образования.
«узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечиваютподготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять болеесложные задания (обведение элемента букв по точкам, написание элемента букв самостоятельно и т.п.)
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставяперед ребёнком сначала игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечиваютподготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять болеесложные задания (обведение элемента букв по точкам, написание элемента букв самостоятельно и т.п.)
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставяперед ребёнком сначала игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечиваютподготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять болеесложные задания (обведение элемента букв по точкам, написание элемента букв самостоятельно и т.п.)Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа учителя-логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребёнку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа учителя-логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребёнку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа учителя-логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребёнку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Таким образом, только тесный контакт в работе специалиста и родителей способствует устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.