Проект Таинственный космос
Автор: учитель — логопед Ширяева Елена Ивановна.
МБДОУ № 48 г. Невинномысск.
Проект «Таинственный космос»
Проект позволяет уточнить, расширить и систематизировать знания о космосе и космонавтике.
Файл: проект
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: «ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ КОСМОС»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
Образовательные области: Социально- коммуникативная. Познавательное развитие. Речевое развитие. (Проводился проект с 25 марта по 25 апреля 2019 года)
Тип проекта: творческий, информационный, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, логопед, родители.
Цель проекта: Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала, формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной личности в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Космос».
Задачи:
- Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.
- Расширять и активизировать словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.
- Развивать связную монологическую и диалогическую речь старших дошкольников с ОНР.
- Совершенствовать правильное использование грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей.
- Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
- Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.
- Продолжать учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за советских, российских космонавтов, за нашу Родину.
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в от же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств ( гордость за советских, российских космонавтов), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Основная часть
Этапы реализации проекта «Неизведанный космос»:
Первый этап: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов.
Второй этап: реализация содержания проекта.
Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.
1 этап – подготовительный
- Раскрытие начальных знаний детей о космосе.
- Подготовка презентаций о космосе, солнечной системе, космонавтах.
- Подготовка космической музыки.
- Подбор фото — коллекции на тему «Космос».
- Подбор рассказов, стихов, загадок о космосе, ракете, звёздах.
- Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.
- Изготовление макета Солнечной системы.
2 этап – основной
Беседы с использованием презентаций.
- «Неизвестная Вселенная»
Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
- «Планеты Солнечной системы»»
Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.
- «Сколько звезд на небе?».
Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях.
- «Космические корабли»
Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.
Деятельность с детьми.
- Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
- Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
- Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр, мяч («метеорит»).
Занятие 2
Тема: «Космодром»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Строительство космической станции» (1 Все работы хороши. Детям о профессиях,— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), тетради по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях, мяч.
Занятие 3
Тема: «Тайна красной планеты»
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, карточки для организационного момента, тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, колокольчик, мяч, алгоритм для составления рассказа о профессии, картинка с изображением космонавта, картинка с изображением космического корабля на орбите Земли, плоскостные изображения звезд.
Занятие 4.
Тема: «Путешествие к далеким планетам»
Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.
Задачи:
— уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;
— учить детей составлять рассказы о неизученных планетах и их жителях по опорному картинному плану;
— упражнять детей в подборе слов-определений к каждой планете;
— развивать внимание, память детей;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.
Оборудование: картинки с изображениями планет Солнечной системы, звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конверта с лежащими в них изображениями неизведанных планет, опорный картинный план ; «космическая музыка» (на выбор логопеда), магнитофон, мяч, магнитно-маркерная доска.
Физкультминутки:
«Ждут нас быстрые ракеты»,
«Космическая эстафета»
«Ракетодром»
«Невесомость»
«Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры:
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Развитие фонематического слуха «Галактическое собрание»
Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение.
Дидактические игры:
— «Восстанови порядок в солнечной системе»
— «Найди лишнее»
— «Подбери созвездие».
— «Найди недостающую ракету»
— «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
— Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
— В. Кащенко «Созвездие драконов»,
— П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
— О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
— Н.Носов « Незнайка на луне»
— стихотворения о космосе.
— загадки о космосе .
Третий этап – заключительный:
Развлечение «Как? Зачем? Почему?»
Задачи:
1.Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
2.Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
3.Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;
Презентация проекта
Вывод:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
- Кто летает в Космос?
- Кто первый полетел в космос?
- Как звали первого космонавта?
- На чем летают в космос?
- Зачем люди летают в Космос?
- Какие звезды, созвездия вы знаете?
Дети узнали, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы — детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Цели: закрепить и обобщить знания детей о космосе, формировать навык связной монологической речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие:
- Формировать и расширять словарь по теме «Космос».
2. Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, составлять звуковые и слоговые схемы слов. - Образовывать имена прилагательных от имен существительных, подбирать родственные слова, слова- предметы к прилагательным.
4. Обучать детей ответам на вопросы логопеда полным ответом. - Развивать навык составления распространенных предложений.
- Развивать мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание аккуратности, взаимовыручки, отзывчивости, чувства товарищества;
- Воспитание умения слушать говорящего, желание и умение работать в коллективе;
- Закрепление знаний о космосе.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, картинки с изображением тюбиков с едой, квадратики и кружки красного, синего и зеленого цвета для каждого, фотографии космонавтов, буквы, мольберты, магниты, части макета Земли, стенд, макет Солнечной системы.
Ход занятия
Звучит музыка «Зодиак»
Дети выходят танцуя под музыку.
- Организационный момент.
Логопед Дети, под какую музыку вы вышли?
Дети Под космическую музыку.
Логопед Мы сегодня с вами отправляемся в космос. О том, что можно увидеть в
Космосе, нам загадают загадки ребята старшей группы.
Альберт В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари — Фонарики
Меньше, чем комарики. Звезды
Ева Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … Солнце
- Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Логопед А теперь дети подготовительной группы выложат из букв слова солнце,
звезды
Дети старшей группы – определят первый звук в словах солнце, звезды.
- Развитие монологической речи.
О солнце нам расскажет Алиса.
Слайд 1.
Логопед Ребята, как вы думаете, Солнце влияет на нашу жизнь на Земле?
Как влияет?
А Солнце когда- нибудь отдыхает? Что делает Солнце ночью?
Как вы думаете, Солнце движется?
Следующее задание- Дети старшей группы – назовите части суток.
Почему сменяются части суток?
А теперь назовите времена года. Почему сменяются времена года?
Для вас игра «Что ярче светит?»
- Отгадывание загадок. Подбор слов- предметов.
Дети подготовительной группы — подберите слова- предметы к слову
Солнечный – ветер, свет, жар, луч, диск, зайчик, день. Логопед Что же еще есть в космосе? Отгадайте загадки.
Дима В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (комета).
Кирилл Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его?.. метеорит
Никита Все ракета облетела,
все на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора,
Это черная….. дыра.
Логопед Что нужно для того, чтобы увидеть космические объекты? Договорите
слова.
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный… (Телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя… (Астроном)
Астроном — он звездочёт,
Знает все наперечёт!
Выходит Звездочет.
Звездочет Здравствуйте! Я ученый, звездочет.
Логопед Звездочет, скажи, что еще ты увидел в свой телескоп.
Звездочет Планеты.
Планеты выходят в масках.
Жил на свете звездочет,
Он планетам вел учет.
Раз- Меркурий, Два –Венера.
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету.
Логопед Звездочет, скажи, где находится твой телескоп?
Звездочет Телескоп находится в обсерватории. Слайд 2
В космосе летает космический телескоп и ведет наблюдения за объектами
космоса и галактиками. Слайд 3
Ребята, а вы знаете, что во Вселенной есть множество галактик?
Как называется галактика, в которой мы живем?
Дети Наша галактика называется Млечный путь. Слайд 4
Звездочет Как называется система, в которой мы живем? Слайд 5
Логопед Вот о ней и споют сейчас ребята.
Песня «Если очень захотеть»
- Развитие монологической речи.
Логопед О планетах Солнечной системы расскажут дети подготовительной
группы.
Ваня Меркурий.
Сережа Венера
Логопед Какая следующая планета? Отгадайте загадку.
Саша Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… земля. Слайд 6
- Подбор родственных слов.
Логопед Следующее задание- Дети старшей группы – собирают из частей
Землю,
дети подготовительной группы – подберите родственные слова к
слову Земля – земелька, земли, землица, земной, земляной,
приземлиться.
Логопед Ребята продолжат рассказы о планетах
Женя Марс Слайд 7
Дима Юпитер Слайд 8
Даша Уран Слайд 9
Саша Нептун Слайд 10
Логопед Молодцы. А теперь давайте сделаем космическую разминку.
- Физминутка.
Под музыку Гагарин- Титов.
Логопед Ребята, слушайте внимательно. Нужно договорить слова.
До Луны не может птица Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая….. (ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски… (Космонавт)
- Подбор прилагательных.
Давайте поиграем Игра «Каким должен быть космонавт?»
Я буду называть различные человеческие качества, а вы должны определить подходят ли они космонавту или нет. Если подходят, хлопать в ладоши, если нет – топать правой ногой. «Космонавт должен быть слабым, сильным, умным, трусливым, храбрым, глупым, крепким, здоровым»
Логопед Что нужно космонавтам для полета?
Дети Ракета, шлем, скафандр и специальная обувь. Продукты Слайд 11, 12
- Составление схем слов. Деление слов на слоги.
Логопед Игра «Космический завтрак». Дети старшей группы
Так как в космосе невесомость, продукты и напитки находятся в тюбиках, похожих на тюбики зубной пасты . У меня есть три таких тюбика, на первом тюбике нарисована одна звездочка– это значит, что в названии продукта, который там находится один слог, на втором – две звездочки– это значит, что здесь находится тот продукт, в названии которого два слога, и на третьем тюбике нарисованы три звездочки, значит в названии этого продукта – три слога. Давайте определим, что, где находится.
Дети подготовительной группы. Составить схемы слов СУП,
БОРЩ, КОЛБАСА, БАТОН.
Логопед Молодцы, справились с заданием. Ребята, теперь давайте
вспомним историю космонавтики. На ширме нужно по порядку
повесить фотографии. Кто первый полетел в космос?
Дети выбирают фотографии, называют фамилии космонавтов. Логопед
помещает фотографии на стенд.
- Итог занятия.
Логопед Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задания. И в память о
нашем путешествии примите звездочки.
Спасибо гостям. До свидания.