Проект История новогодней игрушки
Автор: учитель — логопед Ширяева Елена Ивановна.
МБДОУ № 48 г. Невинномысск.
Проект «История новогодней игрушки»
Данный проект знакомит дошкольников с историей возникновения новогодней игрушки.
Файл: проект
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
Образовательные области: Социализация. Коммуникация. Познание. Речевое развитие. Коррекционно- развивающая.
(Проводился проект с 22 ноября по 22 декабря 2017 года)
Участники проекта:
— дети старшей и подготовительной комбинированных групп;
— учитель- логопед;
— родители воспитанников.
Вид проекта: Познавательный, информационно- творческий, групповой, краткосрочный.
Проблема: Недостаток словарного запаса по данной теме.
Актуальность:
Формирование познавательного интереса дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории возникновения новогодней игрушки не только как атрибута зимнего праздника, но и части истории нашей страны, приобщение к социокультурным ценностям нашего народа является важнейшей составляющей развития интересов детей с ОВЗ, их любознательности и познавательной мотивации, становления сознания, развития речи, воображения и творческой активности.
Этапы реализации проекта:
1.Организационный (подготовительный):
• Подбор художественной литературы (рассказов, стихов, загадок) по теме.
• Подбор иллюстративного материала по теме.
• Разработка мероприятий по теме проекта.
• Ознакомление детей и родителей с целями, задачами проекта и его практическим осуществлением.
2. Основной:
Формы и методы работы:
• Коррекционно- развивающие занятия по темам проекта.
• Познавательные беседы по теме: «История возникновения праздника», «Как отмечают Новый год в разных странах?», «Технология изготовления игрушки».
• Просмотр иллюстраций, слайдов по теме: «Изготовление новогодних игрушек», «Материалы для изготовления новогодних игрушек из различных материалов (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, мех, шерсть, природный материал, и.т. д.)
• Чтение познавательной литературы — книг, детских энциклопедий: Б. Житков «Что я видел», И.Гейченко «Ребусы, кроссворды», И.Гейченко «Пословицы и поговорки», «Познаю мир: родная страна», М.Дружинина «Зимняя книга».
• Игровая деятельность: дидактические настольно- печатные игры, развивающие игры на формирование навыков словообразования, словоизменения, фонематического слуха, образования грамматических категорий.
• Обучение детей разгадыванию кроссвордов.
• Видеоэкскурсии: «Новогодняя игрушка в культуре разных народов и стран».
• Работа над «рассказыванием» стихотворений с детьми старшей группы.
• Изготовление и написание детьми приглашений для родителей.
• Участие детей в изготовлении елочных шаров из папье- маше, игрушек совместно с родителями.
• Участие детей совместно с родителями в подготовке рассказов о возникновении и создании новогодней игрушки.
• Участие детей совместно с родителями в подготовке выставки новогодних игрушек, изготовленных своими руками.
3. Заключительный. Итоги.
• Изготовление альбома рассказов «История новогодней игрушки».
• Выступление детей совместно с родителями и презентация проекта.
Работа с родителями:
• Привлечение родителей воспитанников к:
— оказанию помощи в сборе информации по теме проекта с помощью
Интернета, просмотра телепередач канала «Путешествия», об обычаях
празднования Нового года на территории России и в других странах;
— созданию альбома рассказов «История новогодней игрушки».
• Консультация на тему: «Изготовление елочных игрушек из разных материалов».
Выводы:
• Проведение проекта способствовало:
— внедрению современных методов и технологий в коррекционную работу;
— повышению темпа развития речи в целом, за счет включения детей с ОВЗ в творческую деятельность;
— автоматизации правильного произношения у детей старшей группы;
— раскрытию творческого потенциала дошкольников;
— речевому раскрепощению детей, несмотря на имеющиеся у них речевые возможности;
— позитивному взаимодействию детей, учителя-логопеда и родителей.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под новогоднюю мелодию.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы с ребятами рады приветствовать вас на нашем проекте «История новогодней игрушки».
Логопед: Ребята, а какое время года на улице?
Дети: зима.
Логопед: Дети подготовительной группы выложат слово и схему.
Логопед: Хорошо. Какой праздник мы с вами с таким нетерпением ждем?
Дети: «Новый год!»
Логопед: Что же полагается на Новый год?
Дети: На Новый год дарят подарки. Украшают елку.
Логопед: Правильно, вот и елка появилась здесь не случайно, но мне кажется, что ей чего-то не хватает.
Дети: Елке не хватает игрушек, украшений.
Воспитатель: Конечно, нам нужно украсить елку к празднику.
В зал вбегает снеговик (ребенок).
Снеговик: Здравствуйте, ребята и взрослые.
Логопед: Здравствуй, снеговик. Что-то случилось? Ты так неожиданно появился.
Снеговик: Я пришел к вам за помощью. Меня слепили ребята из соседнего двора, поиграли со мной немного и побежали домой наряжать елки к празднику. У нас во дворе тоже растет елочка, но я не знаю, как ее украшать, а мне так хочется на праздник красивую елочку.
Логопед: Не расстраивайся снеговик, мы с ребятами поможем тебе, ведь они уже большие и знают, какие есть елочные игрушки и как наряжать елку. Послушай, Снеговик, одну удивительную историю из стихотворения «Новогоднее происшествие» Валентина Берестова.
(Выходит елочка) Дети прячутся за коробку)
Логопед: А вот и елочка живая в гости к нам пожаловала.
Елочка
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
Простые игрушки сквозь щелку
Однажды увидели елку: Выходят игрушки по одному
“Давайте-ка елку нарядим!
Залезем на ветки и сядем!”
Полезли на елку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под Мишкою ветка прогнулась,
Под Зайчиком чуть покачнулась.
Цыпленок висит и фонарики,
Матрешка и пестрые шарики…
“Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,
Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы пылились на полке,
Мы все очутились на елке!
Сейчас ребятишек обрадуем!
Ой, ой! Падаем! Падаем!”
Логопед: Вот такие бывают чудеса. Новый год- это волшебный праздник и елку могут наряжать не только люди, но и звери в лесу.
Алиса
Новогодние игрушки
Звери покупали.
На прилавке у Кукушки
Ящики стояли.
А на полочке стояли
Шарики цветные,
И на солнышке сияли
Словно золотые.
Дождь серебряный свисал
У прилавка сбоку,
А на ниточке летал
Шарик одиноко.
— Шарик я себе куплю,-
Белочка сказала,
— Дед Морозу подарю!
И с шариком умчалась.
Всем игрушек здесь хватило
Красочных и разных.
Звери ёлку наряжали
В Новогодний праздник!
Логопед: Теперь ты понял, Снеговик, как и какими игрушками можно украсить елку?
Снеговик: Да, понял, очень интересно.
Логопед: А хочешь посмотреть, какие игрушки ребята сделали своими руками со своими родителями?
Снеговик: Да, хочу.
Дети берут свои игрушки и рассказывают.
Рома
Нашей ёлочке игрушки
Мастерили мы с подружкой.
Вот атласные ФЛАЖКИ,
Там цветочки и стишки.
Ваня
Козлик сделан из картонки
И висит на нитке тонкой.
В шубке ватной стал белее.
Не осталось в доме клея.
Аня
ЁЖИК наш из пластилина,
Украшают спички спину.
Стал теперь колючим ёж,
Но на ёлку не похож.
Ева
В золотую рыбку эту
Превратили мы конфету.
Столько съедено конфет!
Попадёт нам или нет?
Юлиана
Очень странный вышел КОТ:
Лапы задом наперёд.
Всё равно на ёлке место
Мы найдём коту из теста!
Боря
У СЛОНА из фетра хобот загнут кверху.
Проволока тут нужна.
Мы с бабулей поспешили:
Хвост слону пришить забыли.
Илья
Сделал новые игрушки
Я для ёлки из подушки.
Перья «снегом» пол покрыли.
Я из них наклеил крылья:
Зайцу, шарикам, петрушке,
Дотянулся до верхушки.
Ёлка в перьях — это сила!
Мама труд не «оценила»!
Кирилл
Посмотрите,
А из грецкого ореха
ЦЫПЛЕНОК сделан — вот потеха!
Катя
Из голубеньких пушинок
Получилось пять СНЕЖИНОК,
Их не сложно найти
Нам в мешочке с конфетти.
Женя
Зимой, в часы веселья,
Вишу на яркой ели я
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные игрушки.
Богдан
Он такой, как все зайчатки –
Мягкий, теплый, шерстяной.
Только сделан из перчатки
Очень старенькой одной.
То, что пальчиками было
Стало ушками теперь.
Держит их торчком так мило
Симпатичный этот зверь.
Глазки – пуговки, и носик.
Ротик – розовая нить.
Хоть перчаток ель не носит –
Эту рада поносить!
Никита
КЛОУН в рыжем парике
Что-то прячет в колпаке.
Он из шишки сделан ели
Серебристой, белой, белой.
Саша
Вот фонарик из фольги,
Он красивый, посмотри.
Алиса
У матрешки, посмотри
Лампа белая внутри.
Дима
Вот обезьянка из киндера и кожи.
Стас
Мой мишка из плюша для елки,
Он мягкий, а не колкий.
Логопед: И мы с ребятами подготовительных групп сделали шарики из папье-маше.
Снеговик: Ребята, пока вы рассказывали о своих игрушках, мне тоже захотелось сделать свою игрушку – Снеговика.
Снеговик мой из мячей, теннисных и белых.
Логопед: Вот такие у нас замечательные игрушки, Снеговичок.
Снеговик: Ребята, а давайте повеселимся с вами и с вашими родителями.
Танец «Новогодние игрушки»
Дети рассаживаются на стульчики.
Снеговик: Спасибо вам, ребята. С вами было интересно и весело, но мне пора уходить. До свидания.
Логопед: Как же появились елочные игрушки? Давайте мы с вами об этом сейчас расскажем. А поможет нам в этом наша елочка, которую мы все вместе украшали.
Показ слайдов об истории елочной игрушки.
2-й Слайд: Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Люди приносили в жилища вечнозеленые ветви, украшали их фигурками из печенья, вафель, яблоками, на макушку вешали звезду.
3-й Слайд: В 18 веке украшения были съедобными- сладости, орехи, фрукты. Позже появились бумажные цветы, позолоченные шишки, фигурки фей, ангелов, серебряные звездочки, мишура.
4-й Слайд: В 1848 году в Германии были изготовлены первые елочные шары из стекла, их украшали блестками. Позже открылся газовый завод, на котором стеклодувы выдували не только шары, но и фигурки птиц, животных и раскрашивали серебряной краской.
5-й Слайд: В России обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом.
Шло время и при царе Николае 1 люди украшали жилище елочкой с горящими свечами. Появился обычай дарить на Рождество подарки, раскладывать их под елкой или вешать прямо на ветки. Украшали елку фигурками из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, золочеными орехами, яблочками, свечами. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.
6-й Слайд: Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, с начала 1927 года, когда в новогодней елке углядели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника.
Тогда выпускали игрушки: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР».
7-й Слайд: – В годы ВОВ выпускали мало игрушек. Украшение елки к Новому году было обязательным – это напоминало о мирной жизни. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами».
8-й Слайд: После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, циркачи, клоуны, различные звери. В 50-е годы с продуктами в стране было тяжело и поэтому изготавливали игрушки в виде фруктов, ягод, овощей. Появились сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, разные звери, стеклянные бусы, игрушки в виде часов.
9-й Слайд:В 60-е годы на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». А еще в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тему. Также появились первые электрические елочные гирлянды.
10-й Слайд: В 70-е годы на фабриках елочных украшений выпускали шарики, «шишки», «сосульки», колокольчики, зверей, снежинки с серпом и молотом, также выпускалось много игрушек на прищепках.
— В 1980-е годы делали шарики разного цвета, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками, зеленые и фиолетовые «шишки», как будто обсыпанные сахаром, «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая…
11-й Слайд: В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года.
— С начала 2000-х годов стали популярными «самодельные» игрушки: фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки…
Вот такая история у елочной игрушки.
А теперь давайте разомнемся. (Физминутка).
Стекло становится Новогодней Игрушкой через пять этапов:
ЭТАП ПЕРВЫЙ «ПРОДУВКА»
ЭТАП ВТОРОЙ «МЕТАЛЛИЗАЦИЯ» ИЛИ «АЛИМЮНАЦИЯ»
ЭТАП ТРЕТИЙ «ОКУНАЦИЯ»
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ «РАСКРАСКА»
ЭТАП ПЯТЫЙ «ОБРЕЗКА»
Логопед: Ребята, слышите кто-то там скулит. Собачка. Пришла в гости. Как вы думаете, почему?.
Дети Потому что наступающий 2018 год будет годом Собаки.
Логопед Ребята знают пословицы.
Логопед: Давайте наденем маски и устроим дискотеку.
Надо украсить елку игрушками.
Собачка дарит детям подарки.