Приведение дробей к общему знаменателю
Автор: учитель математики Дымникова Елена Петровна.
МАОУ Бытошская СОШ п. Бытошь.
Открытый урок по математике в 5 классе по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»
Разработка урока по математике в 5 классе по учебнику Никольского
Файл: конспект
Разработка урока математики в 5 классе
Учебник «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др.
Тема: Приведение дробей к общему знаменателю
Цели урока: Обучающие — Закрепить знания и умения учащихся сокращать дроби и приводить дроби к общему знаменателю, контроль и оценка знаний, умений и навыков, связанных с основным свойством дроби, сокращением дробей и приведением дробей к новому знаменателю; отрабатывать умения решения задач с помощью приведения дробей к наименьшему общему знаменателю.
Развивающие – развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, математическую речь, смекалку, умение самооценивать и анализировать свои ошибки;
Воспитательные – воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу; формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные: умение приводить дроби к новому знаменателю; использовать понятие дополнительного множителя; применять алгоритм приведения дроби к наименьшему общему знаменателю, использовать основное свойство дроби и правило сокращения дробей
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; выполнять учебные задания в соответствии с целью; соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
грамотно использовать речевые средства для представления результата.
личностные: ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию; установка учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
2) регулятивные: умение самостоятельно строить учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности и достижения познавательной цели.
3) коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, организация и планирование учебной деятельности с учителем и сверстниками; инициатива в организации совместного действия, вступление в диалог;
4) познавательные : использование поиска необходимой информации путем анализа, сравнения, применения учебной литературы.
Личностные результаты : : развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Тип урока: закрепление изученного материала
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.
План урока.
№ п/п | этапы урока | время
(мин.) |
приемы и методы |
1. | Организационный этап. | 2 | Мотивация учебной деятельности, эмоциональный настрой на урок |
2. | Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Устная работа по слайдам презентации | 5 | Фронтальный опрос, повторение теоретического материала |
3 | Постановка учебной задачи | 7 | Подведение учащихся к теме урока, постановка целей урока |
4 | Применение знаний и умений | 10 | Работа учащихся над заданиями из учебника, дополнительными заданиями |
5 | Работа в группах | 5 | Решение задачи на дроби |
6 | Контроль знаний и умений учащихся. | 5 | Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования с последующей самопроверкой |
7 | Подведение итогов урока с указанием домашнего задания. | 3 | Комментарий и сообщение учителя, запись домашнего задания на доске и в дневниках учащихся. |
8 | Рефлексия | 3 | Продолжить предложения, заполнить лестницу успеха |
ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся и их приблизительные ответы |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя:
-Мы начинаем наш урок. Все готовы к уроку? Начнём наш урок. Девизом урока будут такие слова: (Слайд 1) Думать- коллективно, Решать- оперативно, Отвечать- доказательно, И все у нас будет замечательно На сегодняшнем уроке я вам желаю хорошего настроения, успехов и хороших оценок! |
Приветствуют учителя.
Выделенные жирным шрифтом слова ученика читают хором. |
2. | Актуализация знаний. Устная работа | Ребята, отгадайте следующую загадку:
Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? Продолжите следующие фразы: (Слайд 2) — Каждый может за версту видеть дробную (черту) — Над чертой — (числитель), знайте, — Под чертою — (знаменатель) — Дробь такую непременно надо звать (обыкновенной) Какие числа надо поставить вместо х, чтобы получились верные равенства? 3/7=х/28; 4/9=24/х; 13/х=39/45; х/22=35/110; Слайд 3 Ребята, каким правилом вы пользовались при выполнении этого задания. Как оно читается ? Оцените вашу работу на данном этапе урока |
Дробь Отвечают на вопросы 12, 54, 15; 7 Основное свойство дроби |
3. | Постановка учебной задачи | Подписываем число, классная работа в тетрадях.
Ребята, из каких чисел состоит сегодняшняя дата? (на доске записывает 19,2,19) Составьте из этих чисел дроби (без повторения чисел) Сколько у вас получилось дробей? Назовите их. Записывает на доске дроби: 19/2; 19/19; 2/19 Охарактеризуйте эти дроби. На сколько можно сократить дробь 19/19? Какая получится дробь? Чему она равна? Что значит- сократить дробь? Что вы можете сказать о дробях 19/2 и 2/19? -скажите, пожалуйста, можем ли мы дробь 19/2 представить в виде дроби, у которой знаменатель тоже равен 19? Почему? А к какому общему знаменателю мы можем привести все эти дроби? Что такое число 38 для чисел 19 и 2? Приведите дроби 19/2 и 2/19 к их наименьшему общему знаменателю. Давайте повторим алгоритм приведения двух дробей к общему знаменателю. (1 ученик у доски с объяснением вслух приводит дроби к наименьшему общему знаменателю) Ребята, к какой теме относится данное задание? (Слайд 4)- тема урока Как вы думаете, у вас уже достаточно знаний по этой теме? Или еще нужно поработать над ней? Тогда какова будет цель нашего урока? Оцените вашу работу на этапе урока |
19,2,19 Составляют дроби Три Есть дроби с одинаковыми знаменателями, есть с разными, есть сократимые, есть несократимые. Они с разными знаменателями. Нет, 19 не делится на 2. 38 НОК.
Приведение дробей к общему знаменателю нет научиться приводить к общему знаменателю дроби, используя изученный алгоритм |
4. | Применение знаний и умений | Из учебника решить задания Слайд 5
№ 798 (п) –(решают самост, проверка в парах) № 799 (з)- 1 ученик у доски, с объяснением) № 801 (н) (перед его выполнением сравнить примеры из предыдущих номеров, как там находили общий знаменатель? ) А как найти наименьший общий знаменатель для дробей из № 801 (н)? 1 ученик работает за доской, класс- самостоятельно (если кто- то быстро справился с заданием, карточка 1 на партах, решают задания из нее ) Оцените вашу работу на этапе урока ФИЗМИНУТКА |
Найти НОК с помощью разложения на простые множители. |
5. | Работа в группах | Три группы, по рядам.
Решают задачу: Один богач решил разделить свое имущество в наследство между тремя сыновьями поровну. Он созвал их и сказал: — Старшему сыну достанется 3/9 моего богатства; среднему сыну- 7/21 , а младшему — 13/39 богатства. Братья не поверили, что наследство разделили поровну и поссорились с отцом и друг с другом. Прав ли богач при разделе своего богатства поровну? Чья группа справилась, узнать их вариант решения, попросить придумать другой вариант решения. Обсудить решение задачи устно. Оцените вашу работу на этапе урока |
Решают задачу совместно, обсуждают. |
6. | Контроль знаний и умений учащихся. | Самостоятельная работа, на 2 варианта
Самопроверка, карточки на столах, проверяем карандашом. Оцените вашу работу на этапе урока |
Учащиеся решают эти задания самостоятельно в своих тетрадях, а потов выполняется самопроверка. |
7. | Подведение итогов с указанием домашнего задания. | -Ребята, с какими видами заданий мы сегодня с вами работали?
— Как вы считаете, поставленные цели урока мы с вами выполнили? Какие трудности у вас возникали на уроке? Какие вопросы остались нерешенными? Поставьте, пожалуйста, итоговую оценку вашей работы на уроке. Выставляются оценки учителя учащимся на уроке. Каждый получит оценку за выполнение сам. работы. Домашнее задание. Слайд 7 |
|
8. | Рефлексия | На доске «Лестница успеха».
На нижнюю ступеньку- красный смайлик, на среднюю- зеленый, на верхнюю- желтый. |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
- Лист самооценки
Лист самооценки
ученика (цы) 5-а класса _______________________ |
|
Этапы урока | Оценка |
1. Устная работа | |
2. Решение заданий без учебника | |
3. Решение заданий из учебника | |
4. Работа в группе | |
5. Самостоятельная работа | |
Итоговая оценка |
- Карточки с дополнительными заданиями
Какую часть составляет:
а) число 125 от наименьшего четырехзначного числа;
б) наибольшее двузначное число от наибольшего четырехзначного числа.
- Карточки с самостоятельной работой
Самостоятельная работа
Вариант 1
- Приведите дробь 4/7 к знаменателю 28, а дробь 48/108 к знаменателю 9.
- Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби:
а) 3/5 и 4/7; б) 2/9 и 5/18
- Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю предварительно сократив их:
15/27 и 24/42
Самостоятельная работа
Вариант 2
- Приведите дробь 5/7 к знаменателю 35, а дробь 36/108 к знаменателю 6.
- Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби:
а) 2/7 и 3/5;
б) 3/8 и 5/24
- Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю предварительно сократив их:
15/54 и 28/48