Обучение детей Правилам дорожного движения
Автор: педагог дополнительного образования Шаветова Лидия Сергеевна.
МБУ ДО «ЦВР» г. Норильск.
Игра — важнейшая форма обучения детей Правилам дорожного движения
Файл: конспект
Игра — важнейшая форма обучения детей ПДД
Игра — это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает ум, волю, терпение и быстроту реакции. Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если он облечен в игровую форму, живо и доходчиво ориентирован. Игра — это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький). С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.
Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены учащимися с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».
Для правильного проведения урока в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:
• эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
• положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
• формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной.
Особое значение в проведении игры по ГЩД имеет взаимоотношение преподавателя и учащихся. Отсутствие со стороны учителя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у учащихся побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.
Этапы подготовки игры
1.Определение конкретных целей (обучающих, воспитывающих, развивающих и контролирующих) и задач.
2.Определение конкретной моделируемой ситуации.
3.Выбор игры.
4.Планирование игры, перечень возможных правильных и неправильных решений, время, отводимое на игру.
5.Составление сценария игры, подготовка необходимых материалов для ее проведения.
6.Распределение ролей.
Проведение игры
1.Определение готовности участников к игре (предварительная беседа и контроль знаний).
2.Инструктаж игроков.
3.Непосредственная постановка проблемы и ее реализация.
4.Текущий контроль хода игры со своевременной координацией действий участников (возможные последствия правильных и неправильных действий).
Подведение итогов
1.Определение уровня усвоения нового и усвоение ранее изученного материала.
2.Подведение итогов игры с участием детей.
3.Методический анализ игры (анализ уровня достижений педагогической цели, поставленной перед данной игрой).
Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе учителя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают школьника безопасному поведению на дороге.
Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Учителю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.
1.Тесты, в которых требуется распознать, различить или соотнести элементы, отражающие содержание отдельных определенных положений ПДД.
Пример. Какие из представленных дорожных знаков распространяют свое действие на пешеходов?
Из набора знаков учащиеся должны выбрать правильный ответ, закодированный в цифровой форме.
2.Задания, в которых требуется воспроизвести содержание изученных положений и объяснить особенности их применения. Такие задания чаще используются в процессе устного опроса или письменных контрольных работ.
При проверке и оценке знаний с использованием заданий перед учителем встает ряд сложных методических и организационных вопросов, связанных с подбором заданий, обеспечением полного охвата знаний учащихся и поэлементной проверкой всего изученного материала, соблюдением объективной оценки. В связи с этим иногда учителя ограничиваются использованием заданий только первого вида. Такой подход как при текущей, так и при итоговой оценке является неправильным, поскольку полученные при выполнении заданий первого вида (тестирование)результаты не позволяют сделать основательного заключения о соответствии полученных знаний намеченным целям обучения ПДД. Учителю следует использовать задания обоих видов, имея в виду, что их выполнение создает необходимые предпосылки для успешного формирования умений руководствоваться правилами и принимать безошибочное решение в любых дорожных условиях.
Можно использовать и другие формы самостоятельной работы учащихся и проверки их знаний ПДД:
• участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;
• анализ устных ответов учащихся, их дополнение в процессе уплотненного опроса при проверке знаний;
• сдача устных зачетов или выполнение письменных контрольных работ по одной или нескольким темам;
• выполнение на магнитных или других схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, правилам проезда перекрестков, правилам пересечения проезжей части пешеходами и по другим темам.
Учитель должен систематически анализировать результаты по каждому виду работы для определения путей совершенствования учебной и воспитательной работы. На уроках следует применять различные формы самостоятельной работы учащихся, поскольку только комплексное сочетание различных видов учебной деятельности позволяет достигнуть необходимых знаний и умений.
А проверка и оценка знаний, умений и навыков, повторим еще раз, является важным звеном этой работы. Учебный процесс по курсу ПДД должен быть в своей основе практико-ориентированным.
Завершающая стадия работы по проверке результатов обучения учащихся — это их оценка. Она должна быть понятной, ясной для ученика, объективной и справедливой. Оценка знаний учащихся должна рассматриваться как критерий меры соответствия знаний и умений учащихся, которыми они фактически овладели, уровню знаний и умений, обеспечивающему безопасность на дороге.
При изучении ПДД формируются:
• знание содержания правил;
• умение руководствоваться ими для принятия верного решения непосредственно на дороге.
Последнее должно оцениваться в процессе выполнения заданий, определяющих поведение пешеходов и других участников движения в различных дорожных ситуациях, в процессе показа с помощью макетов и схем порядка движения на перекрестках и других дорожных ситуаций.
Применять для оценки знаний дорожного движения обычную школьную пятибалльную систему оценок нельзя, поскольку любая оценка ниже «5» свидетельствует о неподготовленности учащегося к участию в дорожном движении.
Проверка знаний и умений учащихся требует непосредственного, открытого участия учителя, который творчески корректирует и оценивает уровень подготовки каждого дичащегося, объясняет суть ошибок, обосновывает их возможные последствия В условиях реального дорожного движения, но не оценивает уровень подготовленности учащегося количеством баллов. Оценка в баллах допустима лишь для оценки активности участия учащихся в учебном процессе, в том числе и в обсуждении ответов своих соучеников на вопросы учителя. Подмена этой работы использованием устройств, содержащих задания с выборкой ответов, для оценки знаний является недопустимой.
Вместо использования системы баллов для оценки знаний учащихся и для удовлетворения их амбициозных запросов можно рекомендовать контролирование знаний и умений учащихся путем проведения итоговых конкурсов, соревнований, игр. Весьма полезно привлекать для организации и проведения этих мероприятий сотрудников органов внутренних дел и родителей учащихся. Их также следует включать в состав жюри соревнований. Привлечение родителей сказывается позитивно не только на объективности оценок итоговых соревнований, но и на самом процессе изучения ПДД.
Цель учителя — настоящего профессионала (какой бы предмет он не преподавал) — готовить человека к выживанию; учить его быть здоровым, ответственным и счастливым гражданином своей планеты. Достижение ожидаемого результата от преподавания Правил дорожного движения, выраженное в снижении уровня детского дорожно-транспортного травматизма, реально возможно лишь при высоком качестве преподавания. Имеющие место формализм и ошибки в преподавании ПДД ставят под угрозу здоровье и жизни детей.
Доскональное знание учителем самих ПДД и методов их преподавания приходит не сразу, а приобретается с годами. Главным является понимание важности данного предмета. Профессионализм педагога, его опыт участия в дорожном движении и интерес к данной теме обеспечит учащимся знания, умения и навыки, благодаря которым они смогут защитить свою жизнь и здоровье, а значит подготовиться к жизни в этой важной области. В решении этой сложной задачи необходимо сотрудничество с родителями, которые также должны участвовать в обучении детей, воспитывать у них привычки безопасного поведения в дорожном движении.
Известный французский специалист в области обеспечения безопасности дорожного движения Кристиан Жерондо утверждал, что к тем, на ком лежит обязанность и происшествиями, относятся учителя общеобразовательных школ, ведущие занятия по ПДД. В работе учителя ПДД, как и во всей педагогической работе, больше, чем в какой-либо другой, сочетаются наука и искусство. Обучение правилам и безопасности дорожного движения является важнейшей частью школы выживания. Пренебрежительное отношение к урокам этой школы может привести к трагическим последствиям.
Более всего подвержены опасности на дороге учащиеся младших классов, у которых отсутствуют достаточные знания и навыки участия в дорожном движении. Для детей нереально в короткие сроки уяснить все необходимое. Поэтому проведение обучения в начальных классах школы особенно ответственно. Обучение знаниям и навыкам безопасности дорожного движения — это та область знаний, который проходит из года в год сквозной темой и имеет своей целью связать воедино на всю жизнь знания, умения и навыки учащихся в дорожном движении. Переоценить здесь роль учителя невозможно.
Умение ориентироваться в дорожном движении у детей очень различно. Иногда недостаточное умение компенсируется осторожностью. Поэтому между различными степенями развития трудно провести четкую возрастнуюгрань. Даже маленький ребенок может вполне успешно участвовать в дорожном движении, если он имеет достаточный опыт и привычку самостоятельного передвижения, подкрепленные авторитетом своего наставника-учителя.
Ребенок 7—8 лет чувствует себя на дороге уверенно только в сопровождении взрослого, поэтому задача учителя и родителей — научить ребенка преодолевать свою неуверенность в дорожном движении и даже страх, прежде всего вблизи своего дома и школы. Обучение в школе должно учитывать особенности окружающей ребенка дорожной среды и довести до его сознания, что:
• правила дорожного движения представляют собой договор между людьми о том, как надо себя вести на дороге;
• правила дорожного движения — это взаимное выражение уважения и вежливости по отношению друг к другу;
• каждый участник дорожного движения должен научиться избегать возникновения опасных ситуаций.
Обычно страх перед дорожным движением и самостоятельными передвижениями пропадает у детей уже в возрасте 10 лет. В то же время возникает интерес к активному участию в дорожном движении (поездки в городском транспорте, самостоятельное гуляние по улицам, езда на велосипеде, роликах и т.д.). Все это требует от учителя особого внимания и адекватного педагогического подхода.
Воспитание участника дорожного движения развивается параллельно с развитием ребенка — от защиты и присмотра за ним до поддержки самостоятельного передвижения и увеличения ответственности. Обучение дорожному движению с целью предотвращения и уменьшения числа ДТП с детьми — задача многих ведомств, это должно быть целью всех учреждений, занимающихся детьми. Ребенок, не умеющий предвидеть опасности дорожного движения, может просто не дойти в кружок, на встречу с другом, на концерт, до школы, дома.
Но при этом самый большой груз ответственности за обучение ребенка безопасному поведению на дороге лежит на школьном учителе.
Психологические особенности среднего школьного возраста
Одним из важнейших условий успешной реализации образовательного процесса является знание педагогом определенных закономерностей развития личности, которые лежат в основе каждого возрастного периода. Каждый возрастной период человеческого развития является уникальным, и в каждом из них наиболее актуальными являются различные процессы и явления. «На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека складывается из многих сфер. Среди них можно выделить доминирующие, т.е., те, в которых человек определенного возраста имеет потребность и возможность реализовать свою активность». Учет возрастных особенностей является залогом успешного обучения и воспитания ребенка. Однако, несмотря на такую актуальность выделения, наиболее приоритетных сторон человеческого развития в различные возрастные периоды, в современной науке единой общепринятой периодизации не существует. В настоящее время хронологические рамки различных возрастных периодов определяются по-разному в зависимости от того, что взято за основу классификации: фактический возраст, психическое созревание или его физическое формирование, социальные аспекты деятельности или его самодеятельность.
Не вдаваясь во все многообразие существующих периодизаций, примем за основу данного исследования положение Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития — присвоение исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. При определении возрастной периодизации на это положение опирается Д.Б. Эльконин. Согласно ней, исследуемому в данной работе возрастному периоду (5-9 классы общеобразовательной школы) соответствует подростковый возраст (11-15 лет). Этими же возрастными рамками подростковый возраст определяют и некоторые другие авторы. Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является «общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни».
В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. «Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13 – 14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников».
Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. «Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств».
Таким образом, можно выделить основные потребности подросткового возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Причем, реализация этих потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков. Следовательно, процесс обучения подростков будет эффективным только в том случае, если деятельность, предложенная им, будет отвечать их потребностям и соответствовать ведущей деятельности. Только при этом обучение для учащихся будет мотивированным, а, следовательно, вероятность их продуктивного включения в данный процесс существенно повысится.
Одной из сфер жизнедеятельности, которая способствует удовлетворению основных потребностей подростка, является игровая деятельность. Это отмечают такие авторы как Рувинский Л.И., Соловьева Л.Е., Краковский А.П. и другие специалисты в области возрастной психологии. На этом положении основано и данное исследование. Умело организованное игровое действие способно удовлетворить потребности подростков, согласно их ведущему виду деятельности. Включение игровой деятельности в учебный процесс способствует более глубокому усвоению учебного материала. Особенно это относится к привитию, каких-либо практических навыков, а, следовательно, и к процессу гражданского образования.
Таким образом, применение учебных правовых игр на уроках гражданского образования в среднем школьном звене полностью соответствует психологическим особенностям данного возраста. Однако не стоит полагать, что учебные правовые игры, применяемые в 5-9-х классах, могут быть одинаковыми. Безусловно, потребности и интересы пятиклассников и девятиклассников существенно различаются. Поэтому необходимо моделировать учебные занятия таким образом, чтобы они учитывали и этот возрастной аспект. Тем не менее, учебные правовые игры для 5-х и 9-х классов целесообразно рассматривать в едином блоке, так как их незначительная модификация позволяет применять их в течение всего данного возрастного периода. Это подтверждает и тот факт, что в методической литературе по гражданскому образованию одни и те же учебные правовые игры включены в учебные планы различных классов среднего школьного звена.
Кроме того, при включении игровых занятий в учебный процесс педагог должен быть уверен в качественности их организации. При организации игр, безусловно, существует риск нарушения дисциплины на уроке, а также риск того, что педагог сам «заиграется» вместе с учащимися. Однако профессионал не допустит ни того, ни другого, ну а существующий риск вполне оправдан теми результатами, которые достигаются благодаря использованию учебных правовых игр.
Литература
1.Рувинский Л.И., Соловьева Л.Е., Краковский А.П. Психология самовоспитания. Учеб. пособие по спец. курсу для пед. ин-тов. // Москва, 1982.