Статья об активных формах обучения ПДД
Автор: педагог дополнительного образования Шаветова Лидия Сергеевна.
МБУ ДО «ЦВР» г. Норильск.
Активно-деятельностные формы работы с детьми по формированию компетенций безопасного поведения на дороге
Статья об активных формах обучения
Файл: статья
АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда ребёнок с ранних лет становится участником дорожного движения, актуален вопрос его обучения основам безопасного поведения, сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применяя различные формы обучения, но все это необходимо выполнять в целостной системе. Соединив в своей практике практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, стараюсь наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, дать необходимую информацию и создать условия для воспитания ответственного участника дорожного движения.
За время педагогической практики по обучению детей ПДД (с 1996 года) выработала собственную систему работы, важными аспектами которой являются взаимодействие всех участников учебного процесса и использование активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся.
Коммуникативная компетенция – основа выстраивания взаимодействия на любом занятии или мероприятии. Важно обеспечить максимальную включенность каждого участника в продуктивное общение. Обращаю внимание на то, как дети формулируют ответ, высказывают свою мысль, отвечая на вопросы, которые не должны предполагать однозначного ответа («да», «нет»), а даю возможность формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Это важно еще и потому, что современные дети испытывают дефицит полноценного речевого общения.
Решаю задачи по формированию ценностно-смысловой компетенции через формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, включенность в творческий процесс, осознание себя как личности и как гражданина, понимания необходимых действий, ориентированных на правила дорожного движения.
Учебно-познавательную компетенцию формирую через постановку цели, для достижения которой учащимся необходимо составить план своих действий, преодолеть возникшие трудности, внести, по необходимости, коррективы в свое решение. Так, например, готовя ответ на задание «Определи знак», группа составляет план ответа, определяет последовательность действий, готовит полный ответ, формулирует свои мысли в словесной форме в соответствии с поставленными задачами. Ожидая оценки своего ответа, вторая группа учащихся может во время ответа первой группы предвосхищать результат и контролировать правильность своего выполнения. В итоге обучающиеся осознают, что они уже знают, а что ещё подлежит дополнительному изучению.
Предложив учащимся подготовить доклад, реферат на заданную тему, формирую информационную компетентность – это умение пользоваться компьютерными источниками информации, самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую литературу, составлять план, тезисы. Особо значимой в этом вопросе является проектная деятельность, в которую учащиеся включаются с большим интересом.
Особенностью процесса обучения в учреждениях дополнительного образования детей является то, что он выстраивается, исходя из интересов, потребностей, мотивов ребенка. Перед педагогом стоят задачи: постоянно поддерживать, подогревать этот интерес, развивать мотивацию к познанию, творчеству, расширять потребности ребенка. Наиболее эффективно это можно сделать, применяя интерактивные методы в процессе обучения. Это своеобразное решение многих проблем: процесс обучения становится еще увлекательнее, интереснее, усиливается значимость и ответственность каждого ребенка, каждый воспитанник чувствует себя творцом или соратником педагога.
Основным средством развития компетенций школьников являются игровые технологии, позволяющие организовывать разнообразные виды деятельности и поддерживать постоянный интерес обучающихся к изучению Правил дорожного движения, их активность. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь.
Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие. Их применение способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко использую самые разнообразные игры: с элементами физических упражнений и спорта; ролевые и ситуативные игры; театрализованные и игры-драматизации; дидактические; с использованием макетов; компьютерные; интеллектуально-познавательные.
При планировании занятий уделяю внимание таким методам и приёмам, которые позволяют ребёнку не только получать, но и «добывать» знания самостоятельно. В системе знакомлю детей со способами решения проблемных дорожных ситуаций и включаю их в поисковую деятельность, формируя навыки совместной творческой работы. Это позволяет детям применять знания в обычной жизни и развивать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, к преодолению трудностей.
В педагогической практике использую такие формы организации учебной деятельности как: работа в парах (учащиеся учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, выполняют сообща задание и т.д.); ротационные (сменные) тройки; работа в малых группах, применяя при этом интерактивные методы: «незаконченное предложение», «мозговой штурм», «займи позицию» (зачитывается какое-нибудь утверждение и учащиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ»; желательно, чтобы они объяснили свою позицию), дискуссия, дебаты. Использование интерактивных методов создает в группе атмосферу доброжелательности, свободы, процесс обучения становится интереснее, повышается мотивация, растет познавательная активность детей.
Принимая во внимание, что процесс расширения кругозора детей, их предметных знаний, умений и навыков, компетенций можно успешно осуществить не только в ходе занятий, но и в рамках воспитательной работы, разработала план реализации знаний детей на практике с целью развития их «дорожного иммунитета». В него вошли такие формы работы, как тестовые задания на решение дорожных ситуаций, встречи с инспекторами ГИБДД, работа с родителями.
Внимание и заинтересованность взрослых: родителей, учителей, педагогов — еще один значимый момент в развитии компетенций безопасного поведения учащихся на дороге. Дети любого возраста берут пример поведения со старших, особенно своих родителей. При заинтересованности родителей в безопасности своих детей на дороге, дружбе и согласии в семье положительный результат неизбежен. С этой целью провожу игровые, спортивно-познавательные мероприятия, участниками которых являются не только дети, но и их родители. Организую тематические родительские собрания: «Особенности возраста», «Выполнение правил дорожного движения на Севере в период полярной ночи», «Особенности поведения на дороге в разные времена года» и др.
Остановлюсь на интерактивной форме развития компетенций учащихся — акции «Перекресток без опасности» (Приложение 1).
Акция представляет собой организацию дежурства детей на участках дороги совместно с инспекторами ГИБДД. Главная педагогическая задача этого мероприятия – формировать у детей умение оценивать дорожную обстановку при переходе проезжей части на различных участках дорог (пешеходные переходы, участки дороги без их присутствия, регулируемые и нерегулируемые перекрёстки). Кроме этого, акция позволяет не только закрепить полученные на занятиях знания, но и дает возможность применять их на практике, а также обеспечивает популяризацию норм безопасного поведения участников дорожного движения.
Готовясь к акции, провожу целый цикл подготовительных мероприятий, для того, чтобы обеспечить активную включенность детей в деятельность. За несколько дней даю задание учащимся подготовить раздаточный материал: памятки с обращением к участникам дорожного движения о необходимости безопасного поведения на дорогах, во время перехода улиц, иллюстрации с дорожными ситуациями и их разъяснением. Затем вместе с детьми прорабатываем подготовленную информацию: обсуждаем, убираем или добавляем ее содержание, оцениваем эстетичность оформления, готовим для раздачи на дежурстве. Эти действия позволяют учащимся закреплять имеющиеся знания, компенсировать пробелы, визуализировать место дежурства, предполагаемые нарушения и продумать возможные варианты их разрешения.
Создание таких ситуаций, где дети, выступая в разных ролях, учатся выстраивать эффективные коммуникации, овладевают приемами взаимодействия с незнакомыми людьми (преодоление боязни общения, грамотное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения дорожных задач в зависимости от конкретных условий) – еще один важный этап подготовительной работы, позволяющий обеспечить эффективное общение с нарушителями или другими участниками дорожного движения. Обращаю особое внимание на культуру общения и обращения к пешеходам: оно должно быть вежливым к любому участнику дорожного движения, даже если он нарушил правила перехода и создал опасную ситуацию на данном участке дороги. Для меня важно постоянно развивать коммуникативные умения и навыки детей, воспитывать толерантность в общении при любой ситуации.
Обязательно организую встречу с инспектором ГИБДД, для того, чтобы обозначить день проведения акции, определить пункты дежурства, установить с ним эмоциональный контакт. С несколькими учащимися накануне проверяем безопасность выбранных участков дороги. Хорошо, если на нём будут находиться разнообразные средства безопасности дорожного движения: светофор, дорожная разметка, дорожные знаки. Еще раз определяем цель, функции каждого участника, способы взаимодействия с участниками дорожного движения.
Важный момент — внешний вид юных инспекторов движения. Каждому участнику акции выдаю жёлтую безрукавку, свисток, жезл, полицейскую фуражку, что имеет большое психологическое значение как для самих детей, так и для участников дорожного движения.
Итак, все готово. Остается перед выходом на дежурство ещё раз теоретически повторить с участниками акции правила безопасного перехода улиц, организовать практически переход юных инспекторов движения в обозначенном для акции месте (по одному, группой из несколько человек) и провести анализ перехода. Это мы делаем непосредственно перед началом акции. После такой подготовки участники увереннее будут чувствовать себя на данном мероприятии.
Оптимальное время проведения акции — полтора часа. Однако оно зависит как от возраста участвующих детей, так и от погодных условий. Как правило, процесс настолько захватывает детей, что они с большой неохотой заканчивают работу. Золотое правило при этом — соблюдать чувство меры. Выполняя не только роль наблюдателей, но и непосредственных регуляторов действий пешеходов, проводя разъяснительную работу с нарушителями, раздавая им памятки, подготовленные своими руками, дети повышают свой социальный статус, формируют ценностное отношение к правилам дорожного движения.
Чтобы усилить обучающий эффект акции, готовлю для детей сюрпризный момент: специального нарушителя правил дорожного движения, с целью их упражнения в нахождении способов убеждения его в необходимости выполнения правил дорожного движения, тем самым обеспечивая дополнительные условия для самостоятельных способов решения проблемы творческого и поискового характера.
После мероприятия провожу с его участниками анализ и еще раз разбираю с ними дорожные ситуации, в которых им пришлось принять участие. Провожу коллективную работу над ошибками, где каждый может высказать свою точку зрения по оценке правильности действий другого, своих собственных. Сама оцениваю работу каждого, обращая внимание на типичные ошибки при общении с пешеходами. Эффект повышается, если на анализе присутствовал инспектор.
Таким образом, выстраивая работу с детьми по формированию безопасного поведения на дороге, нужно предусматривать включение их в активно-деятельностную среду, которую успешно могут создать разнообразные методы и приемы, обеспечивающие включение детей в активное взаимодействие, мероприятия, подобные акции «Перекресток без опасности». Данные формы и методы работы не только систематизируют теоретические знания детей, но и закрепляют их на практике, расширяют представления о причинах дорожно-транспортных происшествий, о работе инспекторов ГИБДД, о собственной роли в создании безопасности на дороге, формируют причинно-следственные связи, закрепляют коммуникативные навыки, развивают логическое мышление и умения планировать свои действия, что имеет важное значение при переходе современного образования на новые образовательные стандарты.
Литература
1.Добрушин А. Как научить ребенка избежать опасности на дороге. // Москва, 1998.
2.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. / Ростов – на – Дону, 2005.
3.О чем говорит дорожный алфавит? // Р.П.Б., Изд. АСПП-ЛТД, 1997.
4.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом / Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. — СПб, 2002 .
5.Нещерт Л.Г. Ее величество игра / сборник. — Нижний Новгород, 2002.