Образовательный проект для детей подготовительной группы
Автор: воспитатель Моисеева Оксана Валерьевна.
МБДОУ «ДС № 7 КВ» г.Пикалево Ленинградская обл..
Проект «Покорение космоса»
Файл: проект
1.Название проекта «Покорение космоса»
2.Автор: Воспитатель группы Моисеева О.В.
3.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
4.Вид:
- По составу участников
Групповой
По срокам реализации
- Краткосрочный
По содержанию
- Интегративный
5.Актуальность проекта
Что такое космос? Наверно не все взрослые знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
НоБыть космонавтом не актуально у современных мальчишек
Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому решила провести проект по формированию у детей представлений о космосе.
6.Цель проекта:
- формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве,Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.)
- способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
7.Задачи проекта:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
- Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле.продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу,
- Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
- Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
8.Участники проекта:Воспитатель и воспитанники группы; родители воспитанников группы.
9.Сроки реализации проекта:8.04.19 — 12.04.19
10.Ожидаемый результат:
Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе; конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
Воспитание патриотических чувств дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.
11.Продуктами проекта являются:
Разработанные конспекты НОД
Папки-передвижки для детей и родителей «Детям о космосе»;
Фотоматериалыпо проведению проекта.
Изготовление поделок по теме (Совместная работа с родителями)
Работы детей и родителей по рисованию на тему«Космос»
Итогом проекта является проведение викторины «Я знаю о космосе».
12.Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта.
— составление паспорта проекта
— дидактических и подвижных игр по теме проекта.
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе, разработка НОД , презентации к проекту .
включает в себя работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Образовательная область | Содержание работы | Цель |
ОО «Речевое развитие» | Беседа «Земля-наш дом во вселенной»
Беседа «Есть ли жизнь на других планетах?» (мультфильм) С.игра «Ассоциации» |
Обобщать представления детей об истории нашей планеты, солнечной системы.
Закрепить знания о том, что мы живем на планете-Земля, но есть еще и другие не изученные до конца планеты. Уточнить и активизировать словарь по теме «Космос» |
Чтение художественной литературы |
В.Бороздин «Звездолетчики», «Первый в космосе». А.Леонова «Как мальчик стал космонавтом» Я. К. Голованов «Дорога на космодром», |
Расширять и обогащать знания детей о космосе с помощью художественной литературы. Знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. |
ОО «Познавательное развитие» | ПИПД «Звезды и кометы» (оригами)
Беседа «Первооткрыватели космоса» (просмотр презентации) Беседа «Космонавты у ракеты» (просмотр презентации) |
Учить детей вырезать пятиконечную звезду, складывать квадрат и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа «Кометы».
Дать детям возможность понять, кто такие космонавты, на чем они отправляются в космос. Изучить названия частей ракеты. |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование «Космос»
Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» Аппликация «Полет на луну» |
Учить самостоятельно создавать различные образы в рисовании. Развивать творческие способности.
Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги, вырезать фигуры детей в скафандрах из бумаги сложенной вдвое. |
ОО «Физическое развитие» | П.игра «Летает-не летает»
П. игра «Звездочет» |
Развивать ловкость, быстроту, учить действовать по сигналу, (называть слова на тему «космос»)
Отрабатывать умение влезать на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту. |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры
«Космонавты» «Полёт в космос» «Космическое путешествие». «Больница для космонавтов» Д.игры «Вокруг солнца» — «Восстанови порядок в солнечной системе» |
расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. Закрепление и систематизация представлений детей о солнечной системе, названии планет. |
Работа с родителями:.
- Папки-передвижки, консультации, инд. беседы
- Рисунки на тему «Космос»
- Создание поделок совместно с детьми для выставки по теме (в группе)
Заключительный этап
Проведение викторины «Я знаю о космосе» (12.04.19)
Подведение итогов проекта.
Вручение грамот за участие всоздании выставки поделок «Покорение космоса».
Представление альбома рисунков «Космос»
Фотоотчет.
- Портфолио проекта –
папка, в которой собраны все рабочие материалы.
(Подробная информация, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями и детьми)
Методическое обеспечение проекта (конспекты, наглядные пособия, картотеки, игры)
Материалы для проведения бесед. НОД
Рекомендации родителям
15.Список литературы:
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников. -М.: ЦГЛ. 2005
Зеленова Н. Г, Осипова Л. У. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа)-М.: «Издательство Скрипторий 2003».
Энциклопедический словарь юного астронома» Москва. 1986 гСоставительЕрпылев Н. П.
Энциклопедия для детей. Космонавтика.
Интернет ресурсы
Викторина «Я знаю о космосе»
для детей подготовительной группы
Цель: Закрепить полученные знанияо космосе, за время проведения проекта.
Программное содержание:
— Воспитывать у детей чувство гордости за историю своей страны.
— Развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, умения творчески использовать свой опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками.
— Развивать у детей активность, стремление к достижению успеха, выдержки и настойчивости, честности в отношениях со сверстниками.
— Развивать интеллектуальные способности детей.
— Приобщать к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах. Разгадывание загадок. Чтение художественной литературы. Чтение стихотворений о космосе. Рисование, лепка и аппликация на тему «Космос». Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.
Материал: кружки-бонусы, разрезные картинки планет, два конверта, дипломы.
Ход викторины:
Дети садятся на стульчики.(напротив друг друга, в две команды).
Ведущий читает загадку и предлагает отгадать, на какую тему будет игра.
Загадка:
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)
(1 слайд- вселенная)
Вступление
Мы живём в эпоху научно- технического прогресса. Стремительное развитие физики и астрономии выводят нас на неизведанные тайны Вселенной. Космонавтика – это звучит гордо. Грандиозные успехи космонавтики приковали внимание самых разных слоёв общества практически всех стран и континентов. Космонавтика не оставляет равнодушным никого. Всё большее количество стран присоединяется к исследованию космоса.
Воспитатель: Сейчас мы с вами станем свидетелями космического путешествия 2 экипажей. И пусть это не настоящий космический полёт, но ведь возможно наши сегодняшние космонавты поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.
— Сейчас я буду вам задавать вопросы. За каждый правильный ответ экипаж получает звёздочку. Чей экипаж наберёт большое количество звёзд, тот экипаж и выиграл. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.
Вопросы:
Первое задание: 1- На чем летают люди в космос? (на ракете)
2- Как называют людей летающих в космос? (космонавт)
3- Что люди делают в космосе? (проводят исследования)
4- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?
(Белка и Стрелка)
5- Какая страна первой отправила космонавта в космос? (Россия)
6- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин)
7- Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил свой первый полет в космос? («Восток-1»)
8- Какого цвета был скафандр у Ю. Гагарина? (белый)
9- Когда полетел в космос Ю. Гагарин? (12 апреля)
10- А как люди находятся в космосе? (в невесомости)
11- Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)
12- Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
Второе задание: «Галактика» (Задания в конвертах на выбор)
- Что такое телескоп? Зачем люди придумали его?
- Что такое Луна? Как она выглядит?
(За правильные ответы и выполненные задания экипаж получает звезду)
Второе задание: «Разрезные картинки»
Нужно собрать разрезные картинки и назвать планету. (Юпитер, Солнце)
(За правильность выполнения экипаж получает звезду).
Воспитатель объявляет физминутку.
Воспитатель: Ребята! Что делают космонавты, перед тем как отправится в полет? (Они готовятся, тренируются на тренажерах). Правильно! Мы с вами сейчас тоже немного подготовимся!
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Третье задание: «Цепочка загадок»
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Правильный ответ появиться на экране. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (1 слайд)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя (2 слайд)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (3 слайд)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (4 слайд)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски (5 слайд)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные (6 слайд)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Четвертое задание:
1- Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо?
(Астрономия)
2- Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос?
(космическая ракета)
3- Кто был первой женщиной-космонавтом?
(Это была Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6»)
4- Назовите самую яркую звезду нашего неба?(Солнце)
5- Назовите самую крупную планету Солнечной системы?(Юпитер)
6- Назовите естественный спутник земли?(Луна)
7- Какое знаменитое слово сказал Юрий Гагарин отправляясь в космос?
(Поехали)
8- Назовите газовый шар излучающий свет?(Звезда)
9- Какую планету называют «Голубой планетой» ?(Землю)
10- Какая планета окольцованная?(Сатурн)
Итог: дети получают сладкий призы
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
— Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
— Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
— Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
— Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
— На заправку полетели: присели — руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнце – чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети берет картинки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Дидактические и словесные игры
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
«Найди недостающую ракету»
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
Конспект НОД для подготовительной группы
«Ю. А. Гагарин – первый космонавт». Беседа. Чтение стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин».
Программные задачи: дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине. Ввести в словарь детей слова: космос, космодром, планета, космическая ракета, скафандр. Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них.
Предварительная работа: чтение отрывков из книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», рассматривание иллюстраций.
Материал: портрет Ю. А. Гагарина. Сюжетные картинки: старт космического корабля; космическая ракета «Восток» в космосе; снимок планеты Земля (из космоса); космонавт.
Ход.
Воспитатель показывает картинку космонавта.
— Дети, как вы думаете, кто это? (ответы).
Дети, рассматривают одежду космонавта, называют ее с помощью воспитателя.
— Что делают космонавты? (ответы).
— На чем они летают? (ответы).
Воспитатель показывает картинку «Старт космического корабля».
— А кто был первым космонавтом на Земле? (ответы).
— Правильно, первого космонавта Земли звали Юрий Алексеевич Гагарин. Хотите побольше узнать о нем?
Рассказ воспитателя.
«12 апреля 1961 года русский человек первым полетел в космос, звали его Ю. А. Гагарин. Полетел он на космической ракете «Восток» (показывает рисунок). Космическая ракета на борту с Гагариным облетела Землю один раз»
— Как звали первого космонавта? (ответы)
— Когда Гагарин полетел в космос? (ответы)
— Да. Первый полет в космос был 12 апреля. И поэтому в этот день мы празднуем День космонавтики.
— Дети, а вы хотите стать космонавтами? (ответы).
— Тогда давайте готовиться!
Физкультминутка.
Дети вместе с воспитателем выполняют несколько физических упражнений.
— Из космоса Ю. А. Гагарин наблюдал за нашей планетой и сфотографировал ее. Дети, где мы живем? (ответы).
— Правильно, мы живем на планете Земля. Вот посмотрите, какая красивая наша Земля! (снимок Земли из космоса).
— Весь мир знает первого космонавта Ю. А. Гагарина. О нем написаны песни, стихи. Послушайте одно из них. Стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться в космос смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
На веки будут вместе
Гагарин и апрель.
— Дети. Теперь вы знаете, кто такие космонавты? (ответы).
— Как звали первого космонавта Земли? (ответы).
— Какой это был человек? (ответ).
Поведение итогов.