Программа работы логопедического кружка Говорунишка
Автор: учитель — логопед Зюляева Марина Сергеевна.
МБДОУ «Детский сад «Радуга» Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка.
Программа работы логопедического кружка «Говорунишка» для детей средней группы на 2018-2019 учебный год
Файл: программа
Программа работы логопедического кружка «Говорунишка» для детей средней группы
на 2018-2019 учебный год
Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей.
Данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить”
К. С. Станиславский
Пояснительная записка
Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьно усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.
Причина создания логопедического кружка возникла в результате обследования детей детского сада № 19 г. Ржева в возрасте 4-5 лет. Обследование показало, что многие дети нуждаются в помощи логопеда.
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте МДОУ № 19 г. Ржев», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале коррекционной работы. В связи с этим возникла идея создания кружка «Говорунишка».
Программа логопедического кружка «Говорунишка» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
1. Программа включает работу с детьми среднего возраста и в связи с тем, что в средней подгруппе встречаются дети с речевыми нарушениями, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».
2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.
- Все занятия проводятся в игровой форме.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса.
При составлении программы были использованы методические разработки Т.А., Воробьёва Т. А., О. И. Крупенчук , А.Е. Журавлева., В.В. Федиенко., Е.Н. Краузе., Е.А. Савельева.,и других авторов а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
В основу планирования занятий кружка положен следующие дидактические принципы:
- принцип комплексности,воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- принцип поэтапного формирования умственных действийпри котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
- принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- принцип усложнения материала,с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностейсогласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности– сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества– создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепащеноости в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Цель работы кружка: совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи
Образовательные:
- формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха;
- формирование умения регулировать силу голоса;
- формирование правильного звукопроизношения;
- формирования понятия о грамматических категориях языка.
Развивающие:
- развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие –
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим сохранения зрения.
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики.
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по апрель включительно), всего 32 занятия.
Продолжительность занятия: 15-20 минут.
Форма проведения занятия и методы:
- фронтальная;
- составление описательных рассказов;
- дидактические подвижные игры на звукоподражание;
- заучивание считалок, загадок и стихов;
- использование мультимедиа и т.д.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий — Говорунишка, у которого много друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение учителя — логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;
- игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;
- лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;
- упражнения на расслабления (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Предполагаемые результаты:
- правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
- повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- укрепление произвольного и слухового внимания;
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
- коррекция лексико-граматической стороны речи;
- формирование связанной речи.
Список детей, посещающих кружок
« Говорунишка» на 2018-2019 учебный год
- Илларионова Милена
- Матюшкина Настя
- Владимиров Илья
- Коротков Тимур
- Михайлов Семен
- Михайлова Виктория
- Краснов Илья
- Краснов Николай
- Корнилов Валерий
10.Грунюшкина Мила
Перспективный план занятий логопедического кружка «Говорунишка»
Сентябрь | |||||||||||
№/нед. |
Развитие
артикуляционного аппарата |
Развитие мелкой моторики рук | Развитие фонематического
слуха Развитие дыхания |
Развитие связной речи, обогащение словаря | |||||||
3. | Знакомство с домиком Язычка. «Веселая прогулка» упр | Упр. « Дождик»
О.А. Новиковская стр.6 |
Упр. «Сдуй ватный шарик» | Повторение стихотворений
А. Барто из серии «Игрушки» |
|||||||
4. | Знакомство с домиком Язычка. «Веселая прогулка» | Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок» стр.5 | Упр. «Послушаем звуки вокруг нас» | Повторение стихотворений А.Барто из серии «Игрушки» | |||||||
Октябрь | |||||||||||
1. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Окошко», «Лягушка»Е.Краузе ст.44 | Упр. «Рябиновые бусы»
О.А. Новиковская стр.7 |
Упр. «Сдуй пушинку» | Внесение и описание мягкой игрушки – мишки | |||||||
2. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Окошко», «Лягушка» «Хоботок» Е.Краузе ст.44 | Упр. «В лес по ягоды»
О.А. Новиковская стр.7 |
Упр. «Подуй
на осенний листок» |
Закрепление названия домашних птиц, заучивание потешки. | |||||||
3. | Артикуляционные упр. начальный комплекс
«Лягушка-хоботок» «лопатка» Е.Краузе ст.44 |
Упр. «Цыпа-Цыпа»
О.А. Новиковская стр. 14 |
Различение звучания музыкальных. инструментов | Игра «Какой? Какая? Какое?» | |||||||
4. | Артикуляционные упр. начальный комплекс Е.Краузе ст.45«Окошко», «Лягушка» «Трубочка», «Хоботок», «Лопатка». | Упр. «На дворе»
О.А. Новиковская стр. 15 |
Упр. «Загони мяч в ворота» | Д/игра «Волшебный мешочек», различение овощей и фруктов | |||||||
Ноябрь. | |||||||||||
1. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Толстячок», «Худышка» Е.Краузе ст.46 | Упр. «Вышли пальчики гулять», повтор других
упр. со стихами |
Упр. «Звуки осеннего леса» | Закрепить названия домашних и диких животных. | |||||||
2. | Артикуляционные упр. начальный комплекс
«Толстячок», «Худышка», «Накажем непослушный язычок». Е.Краузе ст.46 |
Самомассаж подушечек пальчев «Шел медведь к своей берлоге» О.И.Крупенчук с. 7 | Упр. «Отгадай кто говорит?» (по сказке «Три медведя») | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепление название детенышей) | |||||||
3. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Толстячок», «Худышка»,
«Накажем непослушный язычок», «причешем язычок» Е.Краузе ст.46 |
Упр. « Дождик»
О.А. Новиковская стр.6 |
Упр. «Листопад» Краузе ст. 35 | Д/игра «Чьи детки?», закрепить названия детенышей. | |||||||
4. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Толстячок», «Худышка»,
«Накажем непослушный язычок», «причешем язычок», «Часики», «Качели». Е.Краузе ст.47 |
Упр. «Рябиновые бусы»
О.А. Новиковская стр.7 |
Упр. «Накачаем шину насосом» | Описание мягкой игрушки слона, стих. «Спать пора», А. Барто | |||||||
декабрь | |||||||||||
1. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ чередование упр. «Лягушка»-«хоботок», Лопатка. Е.Краузе ст.49 | Упр. «Зимой»
О.А. Новиковская стр.8 |
Упр. «Сдуй снежинку» | Игра «Подбери словечко»-подбор прилагательных для описания примет зимы. | |||||||
2. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ «Киска сердится», «Накажем непослушный язычок» Е.Краузе ст.49 | Упр. «Пришла зима»
О.А. Новиковская стр.8. |
Упр.«Пускание мыльных пузырей» | Соствление рассказа по картине «Зимние забавы» | |||||||
3. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ «Упрямый ослик», «трубочка» Е.Краузе ст.50 | Упр. «Новогодняя елочка»
О.А. Новиковская стр.9 |
Упр. «Сдуй снежинку» | Описание мягкой игрушки – зайца, стих «Зайка» А. Барто | |||||||
4. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ «Чистим нижние зубы», «Качели», «Почистим нижние зубы» Е.Краузе ст.51 | Упр. «Новый год»
О.А. Новиковская стр.9. |
Упр.»Подуй в бутылочку» | Закрепить оттенки цветов, найти эти цвета в одежде у детей | |||||||
январь | |||||||||||
3. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч «Бублик», «Фокус», «Маляр» Е.Краузе ст.53 | Упр. «Лыжи, санки и коньки»
О.А. Новиковская стр.9. |
Упр. «Подуй на ленточки» | Описание резиновых игрушек, сравнение с мягкими. | |||||||
4. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч «Вкусное варенье», «грибок», «Гармошка» Е.Краузе ст.55 | Упр. «Кулачки – ладошки» | Упр. «Сдуй шарик» | Описание мягкой игрушки мышки, зауч. Стихотворения. | |||||||
февраль | |||||||||||
1. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х чередование упражнений «Лягушка-Хоботок» Е.Краузе ст.56 | Упр. «Лошадки» О.А. Новиковская стр. 15 | Пропевание гласных звуков с движениями рук (а)-руки вниз, (о) –руки вверх, (и) – в стороны, (у)-руки вперед, (Ы) –руки назад | Закрепить название мебели в д/игре «Покажи и назови» | |||||||
2. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х чередование упражнений «Лопаточка-Иголочка» Е.Краузе ст.56 | Упр. «Сидит белка на тележке» О.А. Новиковская стр. 17 | Упр. «Подскажи словечко» | Познакомить с новой мебелью: трельяж, кушетка, пуфик. | |||||||
3. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х «Киска сердится», «Чистим зубки» | Упр. Пошли пальчики гулять» О.А. Новиковская стр.27 | Упр «Сдуй листочек» | Д/игра «Узнай мебель по описанию» | |||||||
4. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х «Посчитай нижние зубки», «катушка», «Качели» Е.Краузе ст.57 | Упр. «Варежка» О.А. Новиковская стр. 29 | Упр. «Закончи рифму» | Упр. «Назови части предмета» (мебели) | |||||||
март | |||||||||||
1. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ чередование упражнений «Лягушка-хоботок», «Лопатка» Е.Краузе ст.58 | Упр. «Тесто» О.И. Крупенчук, с. 10 | Упр. «Повтори за логопедом цепочку слогов | Закрепить название посуды, д/игра «Найди пару» | |||||||
2. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ «накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели» Е.Краузе ст.59 | Упр. «Сосульки» О.А. Новиковская стр. 11 | Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных) | Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных) | |||||||
3. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ «Пароход», «Индюк», «Посчитай зубки» Е.Краузе ст.60 | Упр. «Совушка-сова» О.А. Новиковская стр. 17 | Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека игр на фонематическое восприятие | Д/игра «Назови части посуды», загадки о посуде | |||||||
4. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Поймай звук Л» Е.Краузе ст.60 | Упр. «Черепаха»О.А. Новиковская стр. 19 | Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз | Упр. «Закончи рифму», по произведению «Федорино горе». | |||||||
апрель | |||||||||||
1. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки» Е.Краузе ст.61 | Упр. «Птичка» О.А. Новиковская стр. 11 | Упр. «Подуй в бутылочку» | Закрепить названия деревьев, зауч. стих. «Ива» | |||||||
2. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Посчитай верхние зубки», «Лошадка», «Грибок» Е.Краузе ст.61 | Упр. «Луг» О.А. Новиковская стр. 11 | Упр. «Сдуй бабочку с цветка» | Д/игра «Узнай дерево по описанию, сравнение сосны и ели. | |||||||
3. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Гармошка», «Барабан» Е.Краузе ст.62 | Упр. «Подсолнушек» О.А. Новиковская стр. 11 | Упр. «Сдуй ватный шарик» | Д/игра «С какого дерева семена?», загадки о деревьях. | |||||||
4. | Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Комарик», «Моторчик». Е.Краузе ст.63 | Упр. «Солнышко» О.А. Новиковская стр. 12 | Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34. | Познакомиться с новыми деревьями: клён, липа, закрепить | |||||||
Тема. Итоговое занятие.
Весенние сюрпризы от Смешариков. |
|||||||||||
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем». | ||||||||||
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов) | ||||||||||
3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса. | Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений | ||||||||||
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений | ||||||||||
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений | ||||||||||
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения) | ||||||||||
7. Релаксация. | Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре. | ||||||||||
Список используемых источников:
1. | Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001. |
2. | Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт- Петербург: «КАРО», 2000. |
3. | Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63. |
4. | Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002. |
5. | Епифанова, О.В. Автоматизация шипящих звуков. – Волгоград: ООО «ЭКСТРЕМУМ», 2006. – с. 256. |
6. | Кондратенко, И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М.: «АЙРИС – ПРЕСС», 2010. – с. 60. |
7. | Коноваленко В.В.: Коноваленко С.В. Хлоп-топ: нетрадиционные приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми 6-7 лет. – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2004. – с. 20. |
8. | Коти, Т. Ю. Считалки. – М.: изд. «РОСМЭН – ЛИГА», 1997. – с. 10. |
9. | Морозова, И.А., Пушкарева, М.А. Развитие речевого восприятия. – М.: Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – с. 85. |
10. | Новоторцева, Н.В. Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996. – с. 64. |
11. | Столярова, А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. |
12. | Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001. |