Родной свой край люби и знай
Автор: воспитатель Бондаренко Оксана Владимировна.
Муниципальное Бюджетное Дошкольнон Образовательное Учреждение «РОМАШКА» Сакский район с. Каменоломня Республика Крым.
«Родной свой край люби и знай!»
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое дерево.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , селу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому;воспитание уважения к труду;развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах Крыма;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей: — Семья — Детский сад — Родная улица — Родное село — Страна, ее столица, символика — Права ребенка Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Моя Родина,моя семья, мой дом» в ДОУ; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения «Крымская весна», конкурс «Алло, мы ищем таланты»; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»; сочинение рассказов и сказок о семье; с родителями. Беседы, консультации, анкетирование; памятки Фотоконкурсы; праздники.
Сентябрь «Моя семья»
1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3 Рисование на тему «Я и моя семья».
4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5 Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
6. День знаний «Вот и стали мы старше»
7. Беседа на тему: «как мы отдыхали на море»
Октябрь «Наш Крым».
1 беседа «Родное село»
2 рисование на тему « Береза — русская красавица»
3 Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос».
4 беседа на тему «Права ребенка»
5 Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»
6 Работа с родителями: благоустройство территории детского сада и посадка цветов совместно с родителями и детьми
7 «Знакомство с городецкой росписью» (декоративное)
8 Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Ноябрь «Я живу Крыму»
1 игра – путешествие «Я живу в Крыму»
2 рассматривание картинок «Крым»
3 беседа на тему «Красная книга области»
4 прогулка «к памятнику участникам ВОВ и аллея Славы»
5 Работа с родителями: Консультация на тему «Посеешь привычку»
6 Чтение детям русских народных сказок
7 конкурс «Природа Крыма»
Декабрь «Наша Родина – Россия»
1 беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2 дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»
3 беседа «Государственная символика России»
4 рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»
5 Анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию
Январь «Краса ненаглядная»
1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2 лепка дымковской игрушки «Свистулька»
3 рисование «Матрёшка»
4 Городецкий промысел (декоративное)
5 Работа с родителями: Конкурс «Золотой ключик к сердцу ребенка» (второй этап)
Февраль «День защитника Отечества»
1 беседа на тему «Наша армия»
2 рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»
3 рисование : «Портрет папы»
4 Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап: «Есть такая профессия – Родину защищать».
5 Конкурс «Алло, мы ищем таланты»
6 Аппликация. «Земля – наш общий дом» (коллективная)
7 Лепка «Военная техника-танк»
Март «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3 рисование «Моя семья»
4 чтение стихов о маме
5 Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца»
6 Развлечение «Крымская весна»
7 Экскурия «Родное село»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24