Каша-пища наша Детские исследовательские проекты
Руководитель: учитель Озерец Ольга Алексеевна.
Автор: 4 А Титова Полина Петровна.
МАОУ»Лицей № 7″ г. Бердск.
«Каша-пища наша»
Лицейский фестиваль Исследовательских проектов «Познаю мир»
Файл: проект
«Каша-пища наша»
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…….. … 1
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое каша? …………………………………………………….……… 2
1.2. Из каких злаков получают кашу?……………………………………………………….3
Глава 2. Практическая часть .
2.1.Питательность каш………………………………………………..…………..5
2.2. Полезность каш………………………………………………………………. .5
2.3. Приготовление каши дома…………………………………………………………………. .6
2.4 . Исследование отношения школьников и взрослых к каше………….…. 7
Глава 3. Результаты исследования.
Заключение………………………………………………………….……………. 8
Выводы……………………………………………………………. … ……….….8
Рекомендации, побуждающие к употреблению каш ……………………….…. 9
Список литературы……………………………………………………….…… 10
Введение
В настоящее время в нашей школе двухразовое питание – завтрак и обед. Я заметила, что во время школьных завтраков некоторые дети уносят кашу обратно, даже не попробовав её. Ребята любят есть бутерброды, сладости, чипсы, которые не являются здоровой и полезной пищей. Врачи всего мира говорят, что такое питание может привести к развитию сердечно-сосудистых, раковых заболеваний и избыточному весу. Поэтому необходимо детям с раннего детства прививать навыки правильного питания. Это и определяет актуальность исследования.
Тема работы: Каша –кормилица наша.
Объект исследования: каша.
Предмет исследования: отношение детей и взрослых к каше.
Гипотеза: каша полезна, но её любят не все дети.
Цель работы: выяснить отношение детей и взрослых к каше, сформировать знания, понятия о пользе и питательности каш, составить рекомендации, побуждающие к употреблению каш.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
- Изучить литературу по теме исследования.
- Проанализировать питательную ценность каш, их полезность.
- Сделать анализ употребления каш учащимися Лицея № 7, выяснить любят ли каши дети и взрослые.
- Попробовать самой сварить кашу
- Составить советы, рекомендующие употребление каш.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое каша?
Из литературы я узнала, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка даются следующие определения:
- Словарь С. И.Ожегова:
Каша — кушанье из сваренной или запаренной крупы
- С. И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка:
Каша — густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, ячная, овсяная, ржаная и прочие каши готовятся в горшке и в печи, запекаясь сверху.
Каша — кушанье из крупы на молоке или воде — была любимым блюдом славян. Это блюдо — одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Самое слово каша означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с распространением гречихи, слово «каша» стало означать преимущественно гречневую кашу. Длительное время каша была общеславянским обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам земледелия и скотоводства. Так, римляне в день рождения ребенка приготовляли особенную кашу. Древние германцы в праздник так же готовили и ели специальную кашу.
Каша на Руси
На Руси каша составляла необходимую принадлежность свадебного пира, рождественских праздников, родин, крестин и похоронного обряда. На царских свадьбах в 16-17 в. в. молодые ели кашу в бане. В Волынской губернии крестьяне накануне Рождества за ужином последнюю ложку кутьи бросали в потолок. Если к потолку прилипнет много кутьи, то в новом году дела с пчеловодством будут идти удачно.
В 14-15 вв. вошла в употребление рисовая каша. Готовили и зеленую кашу из недозрелой ржи. Из ячменя делали крупу двух видов — перловую крупную (крупные зерна), ячневую (совсем мелкую, как манная). Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Широко были распространены полбенная каша из полбы. Полбой на Руси называли колосовое растение, среднее между пшеницей и ячменем. Она считалась грубой, но питательной, поэтому предназначалась главным образом для самых бедных. Такой кашей кормил поп, работника Балду, в сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Русская национальная кухня известна своими кашами. Разнообразие видов каш зависит прежде всего от многообразия сортов круп,производимых в России.
Таким образом, каша – это особое блюдо, которое обладает своей историей.
1.2. Из каких злаков получают кашу?
На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Рассмотрим некоторых из них
Пшенная каша | Пшенная каша готовится из пшена — это семена проса, очищенные от наружной оболочки. |
Перловая каша | Перловая крупа (перловка) – это цельные ячменные зерна, очищенные и шлифованные. |
Ячневая каша | Ячневую крупу делают из ячменя, которая мелко дробится на специальных станках. Ее не очищают от плодовых оболочек и не шлифуют, как перловку |
Овсяная каша | Овсяную крупу получают из овса.
Кроме овсяной крупы из овса можно получать толокно (размоченное, раздавленное и размолотое овсяное зерно), геркулес (овсяные хлопья). |
Манная каша | Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки и перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка. |
Гречневая каша | На месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды-орешки. Если снять с них бурую кожицу, это и будет та самая гречневая крупа, из которой варят кашу. В Индии ее называли «черной пшеницей» — за темный цвет зернышек-семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой |
Рисовая каша | Рисовая каша варится из риса. Но побываешь здесь, вместо поля — бесконечные пруды, отделенные друг от друга узкими ленточками земли. Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того, любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода — душа риса» |
Итак, крупу для каш получают из различных зерновых культур.
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Питательность каш
При изучении питательности круп, я рассмотрела пищевую ценность их, из которой готовиться каша, с расчётом на 100 гр. продукта и количество белков, жиров и углеводов. Всю необходимую информацию я находила на упаковках и пакетиках исследуемых круп. Опираясь на данные, я составила таблицу калорийности и пищевой ценности круп.
Таблица калорийности и полезности веществ в кашах
Продукт | Калории | Белки | Жиры | Углеводы |
Гречневая | 300 | 9,5 | 2,3 | 60,4 |
Манная | 333 | 10,3 | 1 | 70,6 |
Овсяная | 342 | 12,3 | 6,1 | 59,5 |
Перловая | 315 | 9,3 | 1,1 | 66,9 |
Рисовая | 333 | 7 | 1 | 74 |
Ячневая | 313 | 10 | 1,3 | 66,5 |
Пшеничная | 335 | 16 | 1 | 70 |
Проанализировав пищевую ценность круп , я пришла к выводу что калорийность всех круп колеблется в пределах от 300 до 350 кКал. Все рассмотренные мною крупы, я распределила по рейтингу (от менее калорийной до более калорийной каши) и выяснила, что очень мало килокалорий содержит гречневая каша (300 ккал) и больше всех – овсяная (342 ккал).
2.2. Польза каш.
Для того, чтобы доказать пользе каш, я побеседовала с школьным врачом Косачёвой Людмилой Александровной. Она мне рассказала, что каши лучше кушать утром, так как за весть день все микро и макроэлементы усваиваются, перевариваются и на весь день дают заряд бодрости и сытости. Некоторые каши рекомендую при различных заболеваниях: например при сахарном диабете не желательно кушать рисовую кашу. А на своем опыте могу сказать, что при мое заболевание у меня аллергия на гречневую кашу, и чтобы снизить вес мы ели чечевицу.
2.3.Приготовление каши дома.
Я решила попробовать сама сварить кашу, свою любимую — Кукурузную. Для этого мы с мамой пошли в магазин и купили молоко и крупу. Включила плиту и поставила кастрюлю, налила молоко и оставила на плите до закипания. Молоко закипело, я добавила в молоко крупу и стала помешивать, что бы не было комочков, мне это объяснила мама. Когда каша начала кипеть, уменьшила температуру на плите и оставила на некоторое время до готовности. За тем добавила в кастрюлю с кашей масло, накрыла крышкой и отключила плиту. Постояв еще некоторое время, каша дошла до готовности, и мы стали кушать. Наша знакомая девочка Юля пробовала мою кашу, и ей очень она понравилась. Теперь я могу сварить кашу для родителей, хотя хочу попробовать еще кашу » Дружба» её мы кушали в саду и в школе.
2.4. Исследование отношения школьников и взрослых к каше
Чтобы провести исследование на определение отношения школьников к каше, мною была выбрано социологический метод — групповой анкетный опрос. Были разработаны вопросы анкеты.
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 «а» класса в количестве 20
человек. Учащиеся 9 класса и родители. Составила диаграммы.
4 класс
9класс
родители
Проанализировав данные анкетирования, я выяснил, что многие дети любят, есть каши и знают о пользе каш. Большинство мам хотят готовить каши дома, но не хватает времени из-за своей занятости.
Заключение
Данное исследование было проведено на примере различных каш. Цель, поставленная в начале эксперимента, была достигнута.
Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- Каша имеет многолетнюю историю.
- Крупу для каш получают из различных зерновых культур.
- Калорийность круп для каш колеблется в пределах от 300 до 350 кКал. Менее калорийная каша – гречневая (300 ккал) и более калорийная — овсяная (342 ккал).
- Все каши полезны для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит много минеральных веществ и необходимых витаминов.
- Большинство детей любят каши, знают о пользе каш.
- И дома мы можем готовить каши. А самое главное: я сумела приготовить её дома сама. Это мой первый кулинарный опыт.
Одним словом, моя гипотеза подтвердилась. Ещё в старину говорили: «Каша — кормилица наша». Ешьте кашу — будете здоровы!
Советы, рекомендующие употребление каш:
- Каша — идеальный здоровый завтрак, так как каши сытны и недороги.
- Каши очень полезны как для детей, так и для взрослых. Это полноценный продукт, необходимый для нормальной работы всего организма. Полезность каши заключается в том, что злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества и микроэлементы.
- Разнообразие каш позволяет включать в рацион различные каши. Чередуйте их употребление. Такое многообразие идёт организму на пользу.
- Ешьте не спеша, тщательно прожевывайте пищу, это поможет ей лучше усвоиться.
- Каша считается универсальным блюдом, которое можно кушать и на завтрак, и на обед, и на ужин. Она придает ощущение сытости на долгое время.
- Каша не способствует ожирению, так как она малокалорийна. Ешьте каши и будете здоровы!
Список литературы
- Словарь С. И.Ожегова. Толковый словарь русского языка.
- С. И.Ожегов, Н. Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
- Похлебкин В.В. «Поваренное искусство и поварские приклады» 1-7-я cтраница раздела «Тайны хорошей кухни» Глава 5.Часть 2.
Кашеварение. Как варить каши . - В.А.Тутелян « Сборник технических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для питание детей в д.школьных организациях» 2011г.
- Шевчик К.А. «Каши здоровья». С пылу, с жару. Изд.: Аркаим (Урал ЛТД), АСТ, Астрель 2010 г.
- Л.А. Лагутина, С.В. Лагутина. Каши. — М., Феникс, 2006.
- Моя первая книга по кулинарии. — М. 1995.- с.146-150.