Предметно-развивающая среда кабинета кружковой работы
Автор: педагог дополнительного образования Сивцова Кристина Александровна.
ЦРР д/с №45 «Жаворонок» г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия).
«Предметно-развивающая среда кабинета кружковой работы. Что? Зачем? Для чего?»
Файл: предметно-развивающая среда
Создание развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вам опыт работы коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №45 «Жаворонок» , по созданию предметно-развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования.
ЦРР – д/с «Жаворонок» находится в г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия).
В ДОУ систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении.
К созданию окружающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Оборудуют и оформляют дошкольное учреждение работники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями. Родители с желанием откликаются на просьбы педагогов и детей. Так же в создании образовательной среды принимает активное участие окружающий социум. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечит им «зону ближайшего развития», поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием.
Вместе с детьми создали макеты пруда и домашнего двора. На них расположили игрушки домашних животных и птиц. У детей сразу стали возникать вопросы: «Для чего здесь эти мешки, а, что в них? А почему это животное стоит здесь? А чем отличается домашняя утка от дикой? А почему здесь нет белых медведей? Множество новых вопросов возникало вновь и вновь. И они стимулировали нас на корректировку образовательных программ и соответственно окружающего образовательного пространства.
Создавая развивающую среду, мы учитываем основное условие – педагогическая поддержка различных видов деятельности. Оформление кабинетов дополнительного образования простое и изящное, учитывающее возрастные и половые особенности детей, их индивидуальные возможности и потребности. В соответствии с назначением помещений производится их оборудование и оформление. При оформлении мы учитывали, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.
Направленность всего дополнительного образования МДОУ №45 ориентировано на укреплении здоровья детей, на их социально-личностное, эстетическое и познавательное развитие. Все усилия педагогического коллектива направлены на помощь детям в усвоении бесценного правила – человек всегда имеет шанс на успех. Общение ребенка с другими детьми, в том числе не только из своей группы, с детьми разного возраста, а также со взрослыми обогащает его социальный опыт. И мы уверены, что с нашей помощью и имея богатый опыт, ребенок быстро и безболезненно перейдет на следующую возрастную ступень.
Программы дополнительного образования детей, по физкультурно-спортивной и культурологической направленностям, реализуются через совместную деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста, в форме кружков: «Маленькие зазнайки» и «В гостях у бабушки».
Для их качественной реализации в нашем образовательном учреждении были созданы такие дополнительные пространства, как кабинет ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности) и Русская изба. Мы ставили перед собой задачу разработать такое индивидуальное образование, в котором воспитанник может найти себя, максимально раскрыть свой личный потенциал.
Кабинеты оснащёны учебно-методическими пособиями для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей, атрибутами к сюжетным играм, дидактическими играми, макетами.
Собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека новой литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для каждого кабинета создан паспорт, в который занесено всё оборудование и учебно-методическое пособие в сопровождении фотографий.
Для осуществления звукового дизайна применяются фонотека с записями русских народных песен в исполнении бабушек, звуков природы, голосов животных, фоновую музыку для подгрупповых занятий и релаксации.
Активно используется в индивидуальной работе диктофон для записи рассказов детей, которые прослушиваются вместе с детьми и их родителями. Так же в образовательном процессе используются технические средства обучения: магнитофон, телевизор, музыкальный центр и проектор. В кабинете собраны альбомы, видеодиски и видеокассеты.
Реализуя, принцип открытости своего Я, собственного внутреннего мира ребёнка, используем в работе кружков различные фотографии детей на праздниках, в деятельности, отражающие возрастную динамику. Они побуждают ребенка рассказать о себе, о своей семье.
В кабинетах создана большая игротека настольных и словесных игр. Подобран ряд сюжетных и предметных картин для приобщения детей к народной культуре, что обеспечивает связь поколений, способствует гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания. Имеются плакаты для формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности.
Собраны большие коллекции песен, стихов по правилам дорожного движения, сборник русского народного фольклора, и словарь старинных слов.
В кабинете ОБЖ созданы напольный и настольный макет улицы и дороги. Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. Богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений. На каждого ребёнка старшего возраста (5-7 лет) имеются рабочие тетради по правилам дорожного движения.
В кабинете сформирован материал для работы с семьёй, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях.
Для родителей оформляются фотоальбомы, в которых отражены значимые события в жизни воспитанников МДОУ №45, ширмы. Творческая группа педагогов в конце каждого учебного года оформляет «книгу», в которой описана вся работа, проводимая с детьми в течение учебного года.
Так же в кабинете ОБЖ собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, авторами, которых являются дети.
Ребята с огромным удовольствием выпускают листовки, проявляя при этом завидное упорство, творчество и мастерство. К созданию листовок привлекаются выпускники нашего детского сада и родители воспитанников.
«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно, в течение 8 лет и пополняется по сегодняшний день. Она оснащена предметами быта, рукоделия, одежды, мебелью, старинными аксессуарами.
В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы, в которых поселились бабка, дедка и внучка, сшитые руками родителей.
Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство в детском саду систематически проходят различные конкурсы, участниками, которых являются воспитанники, родители, старшее поколение детей и односельчане. Полученные новые экспонаты для избы оформляются в выставки различных тематик, а затем занимают достойное место в русской избе.
Систематически идёт накопление фотоматериалов исторических мест, которые посетили наши воспитанники, в сопровождении рассказов, стихов, высказываний детей и сочинений.
Особое место в избе занимают планшеты со старинными фотографиями прадедушек и прабабушек воспитанников, их родителей и педагогов, а так же книга об истории детского сада, которой мы очень гордимся.
В кабинетах дополнительного образования, музыкально-физкультурном зале, холлах постоянно организуются выставки детского рисунка:
• тематические – «Бабушкин сундук», «Мы любим сказки», «История нашего детского сада»;
• персональные – «Пожар в доме», «Мы с сестрой»;
• фотовыставки – «Вот какие мы», «Наши любимые домашние животные», «Моя семья»;
• конкурсы семейных газет – «Улыбайтесь чаще и вам улыбнутся в ответ», «От рождения и до…», «Семейное древо»;
• конкурсы игр-самоделок и др., которые с удовольствием посещают родители воспитанников и гости детского сада.
Об эффективности созданного образовательного пространства для реализации образовательных программ дополнительного образования говорят следующие достижения детей и результаты их развития:
Свои умения и достижения воспитанники детского сада демонстрируют в культурном пространстве города Сухой Лог, принимая участие в различных фестивалях, конкурсах и праздниках: «Масленица», «Родные узоры», «Веселая карусель», «Мое любимое село».
Дети, посещающие детский сад, ежегодно становятся дипломантами и лауреатами муниципальных и областных конкурсов рисунков: «Огонь и дети», «Мир детства», «Помню я всегда о том, что нельзя шутить с огнем!», «Зеленый огонек», «Светлая пасха». В коридоре первого этажа детского сада и кабинетах дополнительного образования вывешены грамоты и дипломы. Родители гордятся достижениями своих детей и детского сада.
Таким образом, все содержание дополнительного образования предусматривает тесное взаимодействие взаимодополняющих процессов: обучения, воспитания, развития, индивидуального подхода и организации социального опыта детей. А созданная предметно-развивающая среда в «Росинке» – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Образовательная среда является развивающей, так как она помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
Используемая литература:
1.Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
2.Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
3.Новосёлова С.Л. «Развивающая предметная среда», М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.
4.Рыжова Н.А.»Развивающая среда дошкольных учреждений», М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.