Работа с микротекстом на примере математических задач
Автор: учитель русского языка и литературы Березина Елена Борисовна.
МОУ «СОШ № 46» г. Саратов .
Технологическая карта бинарного урока. Тема: ««Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач»»
Бинарный урок (русский язык + математика) 9 класс «А, Б», группа 9.1 Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач»
Файл: конспект
Тема: «Работа с микротекстом на примере математических задач»
Бинарный урок (русский язык + математика)
9 класс «А, Б», группа 9.1
Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач»
Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
- обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам
- решение задач «Анализ геометрических высказываний», «Расчёты по формулам», «Текстовые задачи»
- работа с микротекстом: речь и грамматика
- языковой анализ текста
- закрепление языковедческого материала путем выполнение заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ
- отработка умений и навыков при решении задач
- обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение;
- развивать принципы мыслительной деятельности,
- развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов;
- развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
- воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения;
- воспитывать интерес к русскому языку и математике;
- повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма организации урока: урок-практикум.
Формы работы учащихся:
Техническое оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран
Цели как деятельность учеников:
М/п: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, строить рассуждения.
М/к: строить связное монологическое высказывание; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Р: находить буквенные и небуквенные орфограммы , устно и графически объяснять выбор написаний.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | ||||||||
I. Оргмомент. | Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|||||||||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель русского языка:
Действительно, к математической деятельности относится сам процесс решения уравнений, неравенств, вычисления значений числовых выражений, тогда как способ их получения в значительной мере зависит от лингвистического анализа текста. Чем лучше мы знаем языковые законы и умеет работать с текстом, тем больше возможности верно решить математические задачи. У каждого из вас на столе лежат задания, над которыми сегодня вы будете работать. Просмотрите внимательно и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. |
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из письменного источника. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. 3. Аргументировать, строить умозаключения. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической и диалогической речью. 2. Участвовать в речевом общении. |
||||||||
III. Формулирование темы и цели урока. | Тема урока «Работа с микротекстом на примере математических задач».
Учитель математики: Просмотрите ещё раз задачи, с которыми вы будете работать на уроке, и скажите, по каким темам мы будем сегодня обобщать полученные знания. Предполагаемый ответ ученика: Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по темам «Анализ геометрических высказываний», «Расчёты по формулам», «Текстовые задачи», «Работа с микротекстом: речь и грамматика», «Языковой анализ текста». Учитель русского языка: Скажите, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставим? (Учащиеся озвучивают цели урока) |
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. |
||||||||
IV. Воспроизведение и коррекция опорных ЗУН учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач | Учитель русского языка:
У вас на столах лежит оценочный лист, где есть все задания. Все задания выполняем в нем, ответы сразу переносим в бланк ответов. В бланке исправлять нельзя, в конце урока мы заберем бланк и оценим вашу работу. Так же в конце урока вы оцените сами себя. Начнем нашу работу со словарного диктанта, ведь за грамотность на экзамене вы можете получить дополнительно до 10 баллов. Словарный диктант: Биссектриса, классика, катет, слагаемое, уравнение, расстояние, гипотенуза, преобразование, касательная, хорда окружности, профессия. Какие орфограммы вам встретились? Проверка …по слайду Подчеркните слова, которые относятся к математике. Проверка по слайду Предполагаемый ответ ученика: Биссектриса, классика, катет, квартира, гипотенуза, препятствие, касательная, хорда окружности, профессия. |
Коммуникативные УУД:
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД 1. Представлять информацию в разных формах. 2. Извлекать информацию из источников. 3. Осуществлять коррекцию своей деятельности. |
||||||||
V. Актуализация знаний | Учитель русского языка:
Как называются слова, объясняющие понятия какой-либо области науки, искусства? Предполагаемый ответ ученика: Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства. Учитель математики: Лев Васильевич Успенский говорил: «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Давайте вспомним значения этих слов. Предполагаемый ответ ученика: Биссектрисой угла называется луч с началом в вершине угла, делящий угол на два равных угла. Катет − одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Противоположная прямому углу сторона называется гипотенузой. Касательной называется прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку. Хорда окружности называется отрезок, соединяющий две точки окружности. |
Познавательные УУД
1. Отбирать информацию, классифицировать, обобщать. 2. Анализировать, сравнивать, группировать. 3. Проводить коррекцию деятельности. |
||||||||
VI. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Учитель русского языка:
Какое значение слова вы повторили? Что обозначает слово – это……. ЛЗ слова. Выполнив следующее задание, мы повторим синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ. Задание 9 ОГЭ (русский язык). Укажите номера предложений с обособленными распр. определениями.(2,3) Вспомните, что относится к обособленным определениям? Предполагаемый ответ ученика: Обособленные определения – это выделяемый запятыми причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами. Варианты ответа 1.В классе все мальчики, кроме Миши, имеют рост 171 см. 2.В классе обязательно есть мальчик, имеющий рост, менее 171 см. 3.В классе обязательно есть мальчик, имеющий рост 171 см 4.В классе обязательно есть мальчик ростом 167 см. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка по образцу (слайд …) Учитель математики. ОГЭ. Задача 8 (математика). Средний рост мальчиков класса, где учится Миша, равен 171 см. Рост Миши 175 см. Какое из следующих утверждений верно? Варианты ответа 1.В классе все мальчики, кроме Миши, имеют рост 171 см. 2.В классе обязательно есть мальчик, имеющий рост, менее 171 см. 3.В классе обязательно есть мальчик, имеющий рост 171 см 4.В классе обязательно есть мальчик ростом 167 см. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка по образцу (слайд …) |
Коммуникативные УУД:
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД 1. Представлять информацию в разных формах. 2. Извлекать информацию из источников. 3. Осуществлять коррекцию своей деятельности. |
||||||||
VII — VIII. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Учитель русского языка
Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из заданий ОГЭ по русскому языку. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Площадь земель крестьянского хозяйства, отведённая под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 162 га и распределена между зерновыми и овощными культурами в отношении 7 : 2. (2)Сколько гектаров занимают зерновые культуры? ОГЭ. 5 задание. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Две Н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени» Отведённая ОГЭ. 7 задание. Замените словосочетание «крестьянского хозяйства», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите это словосочетание. Хозяйство крестьян ОГЭ. 9 задание. Найдите обособленное распространённое определение отведённая под посадку сельскохозяйственных культур Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка по образцу (слайд …) Учитель математики: Ребята, ещё раз внимательно прочитайте задачу и выделите основную информацию. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность. ОГЭ. Задача 13. Площадь земель крестьянского хозяйства, отведённая под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 162 га и распределена между зерновыми и овощными культурами в отношении 7 : 2. Сколько гектаров занимают зерновые культуры? Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка по образцу (слайд …) Учитель русского языка: Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом. Любое условие задачи — это текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи. Давайте обратимся ещё к одному микротексту. Языковой анализ микротекста. (1) В соревнованиях по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из Финляндии, 7 спортсменов из Дании, 9 спортсменов из Швеции и 5 – из Норвегии.(2) Порядок, в котором приступают спортсмены, определяется жребием. (3)Найдите вероятность того, что последним будет выступать спортсмен из Швеции. Прочитайте текст и выполните задания. ОГЭ. Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3 (2). — Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Предложения бывают двусоставными и односоставными и тогда грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, или только из подлежащего, или только из сказуемого) ОГЭ. Задание 14. Среди предложений найдите сложноподчинённые предложения. Напишите номер этого предложений. (2,3) ОГЭ. Задание 7. Заменить словосочетание «спортсмен из Швеции», построенного на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования. Шведский спортсмен Учитель математики: Задачи по теории вероятности нельзя отнести к сложным задачам. Однако и здесь у выпускников встречаются трудности. Давайте вспомним схему вычисления вероятности благоприятного события. Предполагаемый ответ ученика: обозначить событие, вероятность которого нужно найти; посчитать число благоприятных исходов нашему событию; посчитать число всех исходов; вычислить вероятность по формуле Р(А) = m/n. Задание 9 ОГЭ по математике. В соревнованиях по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из Финляндии, 7 спортсменов из Дании, 9 спортсменов из Швеции и 5 – из Норвегии. Порядок, в котором приступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что последним будет выступать спортсмен из Швеции. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка по образцу (слайд …) Самостоятельная работа |
Коммуникативные УУД:
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД 1. Представлять информацию в разных формах. 2. Извлекать информацию из источников. 3. Осуществлять коррекцию своей деятельности. |
||||||||
IX. Рефлексия. | Учитель русского языка
Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики? ……. Что мы делали на уроке? ……. Наш урок доказал возможность расширения предметных рамок. Мы отвечали на вопросы из области математики и русского языка. Оцени себя на сегодняшнем уроке. Посмотрите в свои оценочные листы, все ли правильно вы сделали или были какие-то вопросы? Если исправлений нет и вы набрали: 10 баллов — 5;8- 9 баллов – 4; 7-6 – 3; менее 6 – 2. В зависимости от того, с каким настроением вы уходите с урока, все ли понятно или есть то, что надо повторить, выберите вариант высказывания.
Вы все большие молодцы! Мы с вами плодотворно поработали. Сегодня на уроке вы сами себя оценили. Мы проверим ваши бланки и самостоятельную работу, оценку за урок вы узнаете на следующем уроке. Передайте с последней парты бланки ответов. |
Регулятивные УУД,
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
||||||||
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Учитель русского языка:
Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе уровень домашнего задания. Если вам все понятно, вопросов нет, вы можете выбрать высокий уровень. Если остались какие-либо вопросы, продвинутый или базовый. 1)1. Высокий уровень: выполнить 3 вариант тест из типовых экзаменационных вариантов 2)Продвинутый: к любой математической задаче (5 вариант) составить задания подобные заданиям ОГЭ. 3)Базовый: выполнить задания 4, 5, 7, 8, 9, 11 из 3 варианта типовых экзаменационных вариантов. Учитель математики: домашнее задание так же будет разноуровневых: 1.Базовый уровень – выполнить задания 8, 9, 13 из 5 варианта типовых экзаменационных вариантов. 2.Продвинутый уровень – выполнить тест (5 вариант) из типовых экзаменационных вариантов (часть 1) 3.Высокий уровень − решить задание 22 из 5 варианта типовых экзаменационных вариантов. Учитель математики: И закончить хочется словами русского писателя Константина Александровича Федина «Точность является не только требованием стиля, требованием вкуса, прежде всего, требованием смысла» Мы благодарны каждому из вас за тот вклад, который вы внесли в нашу совместную деятельность. Мы желаем вам больших побед и отличных результатов. Спасибо. До свидания. |