Консультация для воспитателей
Автор: воспитатель Сергеева Алена Александровна.
ГБОУ Школа №1375 ДО г. Москва.
«Математические проблемно — поисковые ситуации как средство развития познавательной активности дошкольников»
Файл: консультация
Консультация для воспитателей: «Математические проблемно- поисковые ситуации как средство развития познавательной активности дошкольников»
Современные требования к дошкольному образованию прямо указывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.
Основная цель познавательной деятельности, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников.
На первый план выходят активные методы интеллектуального развития детей. Среди них общепризнанное место занимают проблемно- поисковые ситуации. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ставят перед современным ребёнком одну из задач — решение проблем самостоятельно. В ходе их решения создаются особые условия, побуждающие ребёнка применять имеющиеся у него знания6 использовать известные способы или придумывать собственный вариант выхода из сложившийся ситуации. При этом ребёнок учится рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, проявлять сообразительность, смекалку.
Кроме того, происходит проговаривание условий и способов решения, объяснение своего варианта, выслушивание возражений и других вариантов решения проблемы, предложенных разными детьми.
Задания с элементами занимательности поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Проблемность при обучении математики должна возникать совершенно естественно, за счет появления упражнений, кажущихся на первый взгляд привычными, но над выполнением, которых ребенку приходится задуматься.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Вашему вниманию предлагается ряд вариантов проблемно- поисковых заданий по математике для детей. Их можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей в ходе моментов.
Любое занятие с ребёнком — это маленький спектакль, где мы взрослые актёры, а ребёнок зритель, или лучше мы оба актёра.
В первой ситуации представлено:
Формирование понимания независимости числа от величины предметов.
Задачами которой является:
закрепить умение считать в пределах 20,
учить понимать независимость числа 5 от величины предметов;
учить понимать равенство и неравенство предметов по количеству разными способами, наложением, приложением, счётом.
Для решения этих задач использую сказочных героев. Фея леса поручила гномам собрать одинаковое количество кленовых листьев красного и жёлтого цвета. Их должно быть по 5(листья разной величины).
Коллеги, перед вами листья разного цвета и разной величины красные и жёлтые. вам надо собрать жёлтые, а вам красные листья. как вы думаете у кого из вас больше листьев? Ваши варианты? А как узнать, сколько листьев, что нужно сделать (посчитать, а что ещё нужно сделать? ваши варианты (наложить, приложить). Сделайте букет из листьев? У кого букет больше? Независимо от величины листьев всё равно листьев по 5. Мы сейчас с вами сравнили и увидели что они по величине разные, а количество одинаковое по 5. Предлагаю детям сделать вывод: число не зависит от величины предметов.
Во второй ситуации представлено:
Сравнение предметов по длине.
Задачами которой является:
закрепить умение сравнивать предметы по длине при помощи условной мерки;
развивать логические операции: анализ, сравнение, умозаключение.
Так же использую сказочных героев.
Доктору Айболиту пришло письмо, в котором написано, что слоненок заболел. Айболиту необходимо поскорее добраться к слоненку на помощь, передать ему лекарства, что бы он быстрее поправился. Но, к сожалению ,он не знает дороги. Предлагаю детям пофантазировать и ответить на вопрос: откуда начинается дорога? Но от дома отходят три дороги. Какая из них приведёт Айболита к дому слона. Предложите ваши варианты? Что для этого нужно сделать? (измерить) Предложите ваши варианты измерения этих дорог? (мерить ладошкой, шагами, верёвочкой) . Для этого вам предлагаю воспользоваться условной меркой. Сколько условных мерок укладывается в каждую из дорог? Какая короче? Какая длиннее? По какой дороге Айболит придёт быстрее к дому слона? (дети делают вывод, что прямая дорога самая короткая). Сколько условных мерок умещается в данной дороге, говорит о её длине. (Приёмом наложения условной мерки дети определяют самую короткую дорогу, по которой доктор придёт к больному слону.
В третьей ситуации представлено:
Сравнение предметов по толщине.
Задачами которой являются:
закрепить умение сравнивать предметы по толщине;
развивать логические операции: анализ, сравнение, умозаключение.
Также использую сказочных героев.
В окно Феи влетел ветер и перепутал все предметы по толщине (книги, альбомы, ручки, карандаши, палочки, бруски). Ей предстоит много работы, чтобы разобрать эти предметы.
Дети давайте ей поможем? Предлагайте варианты, как это сделать?
1. Найти толщину, приложив предметы друг к другу.
2. Приложить грани друг к другу.
А теперь коллеги посмотрите на экран: найдите самый толстый и тонкий предмет ? (благодарю детей за проделанную работу).
Следующая проблемно- поисковая ситуация:
Сравнение объема жидкостей.
Задачами которой являются:
закрепить умение сравнивать объемы жидкостей;
развивать логические операции: анализ, сравнение, умозаключение.
Рассказываю детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше. Показываю детям два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают.
Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.
В спорах ребята учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения, приводить убедительные доводы. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на то веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища.
Из этого следует вывод: Стремясь поддержать у детей интерес к познаниям, мы создаём постоянно новую проблемную ситуацию, учим детей не бояться допускать ошибки. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему, он будет стремиться получить новое решение с помощью взрослого. Очень важно, чтобы ребёнок сам почувствовал вкус к получению новых знаний.