Интегрированное НОД по познавательному развитию
Автор: воспитатель Перевышина Елена Сергеевна.
МДОУ «ЦРР Д/с 78» Магнитогорск.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по по познавательному развитию для подготовительной группы.Тема:«Русская изба»
Файл: конспект
Интегрированное НОД по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Русская изба».
Программные задачи:
- Уточнять представление о русской избе, продолжать знакомить с традициями внутреннего устройства и убранства русской избы, предметами быта и их назначением; познакомить с понятием «подкова — оберег», активизировать познавательную деятельность с использованием информационных технологий и интерактивных методов;
- Расширять и обогащать , активизировать словарный запас по теме («сруб», «горница», «ухват», «чугунок». « коромысло», иконостас, рушник ). Совершенствовать умение точно и развернуто объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение. Повторить пословицы об избе, русской печи.
- Побуждать лепить подкову по схеме. Совершенствуя навыки и приемы в лепке (отщипывание, скатывание, сплющивание и др.)
- Поддерживать интерес к русским народным играм.
- Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; музыкальное сопровождение.
Мольберт со схемой и шаблоном подковы; влажные салфетки; пластилин, солёное тесто, глина; стеки; шаблоны подков; картонные основы; приправа гвоздика; баночка для воды; индивидуальные лоточки для материала; тарелочки для декора;
Предварительная работа:
НОД и беседы по проекту «Родные сказки».
Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование, изготовление тряпичных кукол – оберегов.
Разучивание стихотворений, песни.
Рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах.
Беседы о Руси.
Ход занятия :
Дети под музыку «Ах, вы сени мои сени» входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (кланяются, прижав руку к сердцу).
Воспитатель: Что означает слово «здравствуйте», когда вы его произносите?
Дети:
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Сегодня мы с вами будем разговаривать и изучать историю нашего народа.
Воспитатель : А где можно узнать как жили в старину наши предки?
Дети: из книг, фильмов, музеев .
Воспитатель: Сегодня я предлагаю побывать в музее. Это дом- музей русского быта.
Воспитатель: Кто проводит экскурсии в музее?
Дети: В музее экскурсии проводят экскурсоводы.
Воспитатель: мы с вами уже много знаем о культуре и быте нашего народа. Поэтому мы сами будем в музее экскурсоводами.
Воспитатель: Посмотрите ребята на экран (слайд русской деревни) Как вы думаете, куда мы попали?
Дети: мы попали в старинную русскую деревню.
Воспитатель: А сейчас Ваня прочитает стихотворение о Руси:
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют
Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной?
Дети: Давным — давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.
Воспитатель: Как назывались такие дома?
Дети: Правильно, избы или срубы
Воспитатель: Как вы думаете, почему, в старину говорили «не строить», а «рубить» избу.
Дети: потому что строили без гвоздей и молотка, только топором.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, какой же была изба в старину. Присаживайтесь ребята. рассмотрим обустройство избы внутри.
Просмотр презентации « Русская изба» (Просмотр слайдов с комментарием детей )
Слайд 2- Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Слайд 3 Воспитатель: А еще , очень интересная особенность была, в доме над дверью подкову вешали .
Люди считали, что подкова оберегает от всех неприятностей, приносит счастье, поэтому её так и стали называть «подкова — оберег».
Люди стали изготавливать специально подковы – сувениры из глины, камня, золота, дерева. Красиво декорировали ,то есть украшали: бусинами, крупой, камешкам
Слайд 5 Что ставили посреди горницы ?
Дети : Печь .
Воспитатель: В народе говорили: «Печь- всему голова». Почему так говорили?
Дети: потому что на печи и спали, и готовили, сушили травы, грибы, ягоды, а еще печь лечит
Воспитатель:Каким цветом была печь?
Воспитатель: Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Воспитатель: Чем топили печь?
Дети: дровами.
Воспитатель: И сейчас Полина прочитает стихотворение о печке.
Ребенок :
-Ой ты, печка-сударыня.
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки.
Обогрей, освети,
Полечи и спаси.
В дом богатство принеси
Воспитатель: Каким цветом была печь?
Воспитатель: Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Воспитатель: Чем топили печь?
Дети: дровами.
Слайд 6 С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие?
Дети: У хозяйки много дел по дому: надо обед сварить, печь растопить, спрясть пряжу, холсты постирать, ребенка укачать.
Воспитатель: Женщину в старину называли..?
Дети: (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.
Слайд 7 Еду готовили в чугунном котелке, котелок ставили в печь с помощью ухвата (длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны).
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, из какого материала сделан ?
Дети: чугуна (особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился)
Воспитатель: Правильно ребята, это чугун. А скажите, почему у него такая необычная форма: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу?
Дети: Правильно, чтобы его было удобно ставить и вытаскивать из печки.
Слайд 8 Воспитатель: Вспомните, из какого материала сделана посуда?
Дети: из глины, а ложки из дерева.
Воспитатель: — Все члены семьи ели из одной миски, приступая к еде по старшинству. Кто нарушал порядок, спешил, мог получить ложкой по лбу.
— Знаете ли вы, какие блюда подавали на стол хозяйки?
Дети: Картошку, лук, щи, уху, кисель, квас.
Слайд 9 В:Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы. Мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.
Слайд 10 В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол.
Воспитатель: Красный угол , это какой по-другому?
Дети: значит красивый..
в этом месте стоял стол, скамейки с лавками.
Воспитатель: Семьи были большие и стол в каждом доме был одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянской избы. Его называли «Божьей ладонью». Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него. За деревянным столом, вокруг которого стояли лавки, вся семья располагалась обедать и самые важные семейные вопросы решали именно за столом.
Слайд 11 Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали полотенцами с вышитым или вытканным узором — рушник.
Слайд 12 А где же люди спали?
Дети: На печи, на лавках, на сундуках.
Воспитатель: А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. А для малышей подвешивали люльки.
Слайд 13 Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога»
Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть. А игра наша называется «Игра с лентой».(Все выстраиваются в круг) (Под русскую народную музыку мальчик идѐт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют:
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать. (дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель: (дети подходят к макету) Ребята, посмотрите в избе много старинных предметов (домашней утвари).
-Русские люди придумали про них загадки. Вставайте в круг. Игра называется «Клубочек».
Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте! Отгадав загадку, покажи ответ.(показ на макете)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
Воспитатель: В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей) (Гуси-лебеди, колобок, по щучьему веленью, жихарка)
Воспитатель: Ребята, вспомните пословицы об избе?
Дети: « Без печи хата – не хата».· « Когда в печи жарко – тогда и варко».· « Что есть в печи – все на стол мечи».· «Не красна изба углами, а красна пирогами»·
Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»
Дети: Чугунок
Воспитатель: Слушайте загадку. -Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет.
Дети: Ухват.
Воспитатель:
Ни свет, ни заря —
Пошел согнувшись со двора.
Дети : Коромысло
Воспитатель: Чем покрыт пол?
Дети :ковриками , половиками.
Воспитатель: Для чего это делали?
Дети : для тепла.
Воспитатель : Из чего изготавливали коврики хозяйки?
Вязали из разноцветных лоскутов( старой одежды)
Воспитатель: кто – нибудь знает отличие лавки от скамьи.
Дети: В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной.
Воспитатель: Молодцы ребята! Да, действительно вы много чего знаете!
Воспитатель: А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)
Дети: Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена». А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Физкультминутка.
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
Воспитатель: Я вам предлагаю смастерить подковы – сувениры в подарок друг другу. — Например, Варя будет лепить подковку для Кати, а Катя для Вари. -Пройдём в творческую мастерскую
Воспитатель: Напомните мне, для чего вешалась подкова и как располагали ее?
Дети: Если прибить подкову над дверью «рожками» вверх, то это привлечет ваш дом достаток, мир и благополучие.
Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей.( (имеет форму дуги).
воспитатель обращает внимание на композицию узора, предлагает сказать, как украшена середина, найти ее, показать уголки, кайму, рассказать, как они украшены. Определяя расположение той или иной линии, элемента в узоре, воспитатель предлагает детям указать, где они находятся по отношению к середине, сторонам, углам.
-Рассмотрим схему поэтапного изготовления сувенира:
- формируем шар, раскатываем тесто , положить на картонную основу накладываем трафарет подковы и стекой убираем лишнее. (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).
2 Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.
- Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев – изделие тяжелое).
- украшаем налепами, приклеивая их с помощью воды. Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).
Чтобы слепить листок , нужно взять кусочек теста , раскатать колбаску толщиной в в 1 см, затем стекой нарезать небольшие кусочки, толщиной -1см. Кусочки раскатываем между ладонями в шарик, придаём форму морковки и указательным и большим пальцем сплющиваем, придавая форму листа Затем листок кладём на указательный палец , заострённым концом к ногтю и прищипываем середину листика, делая главную прожилку, а стекой делаем боковые прожилки. Листик готов.
Чтобы слепить цветок нам нужно также раскатать из теста колбаску, разрезать стекой её на кусочки ( если большой цветок . то кусочки режем побольше). Катаем шарики, сплющиваем их ,делая кружочки- лепестки. Затем внизу кружочка прищипываем противоположные стороны.
-Или катаем маленькие шарики , собираем вместе 5 шариков, а в середину кладём ещё один шарик и стекой его прижимаем.
-Или 3 шарика сплющиваем. прикладывая их друг к другу .получились лепестки и с середину кладём еще один шарик и стекой прижимаем его к лепесткам.
-Ягодку — катаем из шарика, яблоко и грушу аналогично. Яблочки и груши декорируем с помощью палочек гвоздики, предварительно удалив из них сердцевинку.
- используем в качестве декорирования-украшения бусины, семена гвоздики
Вспомним правила пользования с предложенными материалами:
- лицо не трогать руками, во избежание попадания в глаза соли, глины
- или пластилина; все материалы не пробовать на вкус, не ронять на пол;
- аккуратно пользовать стекой.
(на доске трафарет подковы и схема)
С чего мы начинаем работу?
Индивидуальная работа по ходу .
Воспитатель:
А как ты думаешь украсить?
Каким способом ты будешь прикреплять, лепить детали свои?
(Звучит спокойная музыка, работаем)
Воспитатель:
У вас получились замечательные сувениры «подковки-обереги».
-Вы все старались, каждый вложил в свою работу частичку своей души и тепла. —
Давайте возьмём свои подковы , и положим сушить. После сушки мы продёрнем красивую ленточку.
Воспитатель:
Ну, вот ребята наша экскурсия в музей закончилось!
-Вам понравилось?
-Что нового и интересного узнали?
Дети: Мы узнали о истории нашего русского народа. Побывали в музее русского –быта. Были экскурсоводами. Много нового и интересного узнали о домашней утвари ( кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания.)
-А, что больше всего вам понравилось?
Воспитатель : а теперь , я вам предлагаю выбрать карточку со знаком (. ? !)
Занятие полезно, все понятно. (.)
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (?)
Еще придется потрудиться. (!)
Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками –экскурсоводами.