Обучению старших дошкольников игре в шахматы
Автор: воспитатель Жукович Светлана Анатольевна.
МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок» город Нижневартовск.
«Обучению старших дошкольников игре в шахматы»
Файл: конспект
«Обучение старших дошкольников игре в шахматы»
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, которая помогает в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребёнка, прекрасное средство внесения разнообразия и его досуг, ускорения развитие малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребёнка обобщать и сравнивать, делать, выводы. Обучение игры в шахматы даёт формирование таких научных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремлённость. Ребёнок учится делать логические выводы, мыслить самостоятельно.
Шахматы развивают в ребёнке способность принимать решения в условиях неопределённости и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
Шахматы учат правильно относится к неудачам и ошибкам, анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решению комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное — дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, в частности шахмат, его проще всего выбрать.
Игра в шахматы очень полезна для детей. Почти все великие гроссмейстеры начали играть в шахматы в очень юном возрасти, в 4-5 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребёнку развиваться гармонично, тренировать умственные и творческие способности. В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребёнка. Они выполняют сразу несколько функций.
Познавательная — играя в шахматы ребёнок научиться мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнаёт много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
Воспитательная — придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Физическая — сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке. В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения, которые могут повлечь не такие большие потери — приучают к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребёнок учиться концентрировать внимание на одном процессе, у него формируется произвольность психических процессов, таких как память и внимание. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, превосходить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Шахматы — эффективная модель для формирования у ребёнка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества.
Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут нужны ребёнку уже в первых классах современной школы.
И, наконец, учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Обучение игре в шахматы — не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребёнка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наибольшего полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.
Для ребёнка же шахматы — увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам 5-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство гроссмейстеров начинали именно в этом возрасте. Обучение в шахматы не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребёнка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам 5-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
Цель: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
— способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
— учить обыгрыванию простейших комбинаций;
— активизировать мыслительную деятельность;
— развивать внимание, память;
— выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Ожидаемые результаты.
Сформированы знания по овладению основных шахматных понятий;
сформировано умение применять элементарные правила игры на практике;
Активизированы познавательные процессы: память, наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
Сформированы эмоционально-волевые качества. Реализация программы по обучению дошкольников игре в шахматы проходит в форме кружка «Юный шахматист». Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в игровой форме длительностью 30 минут.
Наряду с занятиями проводятся викторины, соревнования и досуги, посвященные шахматам.
Программа включает в себя 4 раздела.
1. История возникновения игры в шахматы
2. Знакомство с фигурами и их назначением, шахматной доской.
3. Правила игры.
4. Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций.
Игровые занятия первого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием шахматы, с шахматной доской и фигурами.
На втором этапе обучения дошкольники получают представления о возможностях фигур, изучают шахматный алфавит, названия полей. Во время обучения не следует увлекаться частым проведением турниров, что может отрицательно подействовать на ещё не окрепшую психику ребёнка. Сам процесс обучения должен быть облечён в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои -ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафеты на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок.
На третьем этапе обучения дети учатся решать несложные шахматные задачи, разыгрывают мини-партии.
На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это правило, дети привыкают видеть всю доску, а также отдельное поле, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем и пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твёрдо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику постоянно меняют.
Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков.
Для родителей необходимо организовывать консультации по игре в шахматы в семье с детьми. В будущем по мере овладения детьми игрой необходимо организовать шахматный турнир с родителями и детьми в группе.