Изучение своей семьи – первый шаг в познании Родины
Автор: старший воспитатель Филиппова Елена Николаевна.
МБДОУ д/с «Жемчужинка» комбинированного вида СП д/с №197 г. Нижний Тагил.
Изучение своей семьи – первый шаг в познании Родины
Файл: статья
Изучение своей семьи – первый шаг в познании Родины.
Любую работу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников необходимо начинать с самого доступного для детей — с личности самого малыша и жизни его семьи. Знакомясь с историей появления своей семьи, биографиями родителей, бабушек и дедушек, дети учатся понимать свою значимость на данном этапе их жизни. Но эта работа станет гораздо эффективнее только лишь в том случае, если родители и все остальные члены семьи будут не только помощниками, но и союзниками воспитателя.
Помогает нам в этом специальный детско – родительский клуб «Юный следопыт», где родителей, как непосредственные участников образовательного процесса, знакомят с целями нравственно – патриотического воспитания в развитии дошкольников, проблемами взаимоотношений взрослых и детей, с тем, как побуждать детей выражать свои чувства и эмоциональные впечатления.
Особенно важна индивидуальная работа с родителями. Ведь именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. О сложностях в семье могут рассказать и сами дети.
Поиграйте с ребенком в игру «Улица добра». Для этого приготовьте макет улицы, маленькие домики по количеству членов семьи у ребенка и один домик для него самого. Домики сделайте из цветной бумаги: черной, синей, желтой, зеленой, красной, оранжевой и т.п. Теперь предложите малышу поселить себя в какой – нибудь из этих домиков и расположить его на самой улице, а затем поселить и каждого члена семьи (маму, папу, дедушку, бабушку, сестру, брата и т.д.) в каждый отдельный домик того цвета, который он выберет.
Поиграв в эту игру – увидите: в черный домик ребенок поселит того из членов семьи, кому он не доверяет, да и мягко говоря, недолюбливает, а самого доброго, дорого и любимого – в самый яркий домик.
Все результаты игры не следует оглашать на общем родительском собрании, а надо использовать для столь деликатной темы индивидуальные беседы с родителями без участия в них ребенка. В результате ваших осторожных бесед родители не только задумаются, но и, скорее всего, что – то изменят в отношениях с сыном или дочкой тех членов семьи, которых детки «поселили» в черный домик и на край улицы.
Есть вероятность того, что малыш нарушая правила, поселит в один домик двоих, а может и троих членов семьи или сам не захочет «жить» один. Не стоит ему в этом препятствовать, ведь это уже проявление определенных черт его характера, ведь мир ребенка не так прост, как кажется на первый взгляд.
Другая игра «праздничный ужин».
Предложите ребенку представить что у него день рождения. Для гостей накрыт большой круглый стол. Его задача рассадить гостей: родных, друзей, знакомых так, как ему хочется.
По тому, как малыш рассадил гостей, можно узнать о нем, о его взаимоотношениях с пришедшими к нему гостями.
Главное и необходимое правило взаимодействия педагога и семьи – это то, что семья непосредственно включается в работу с детьми. Только после соблюдения всех этих немаловажных нюансов наступает истинный тандем между всеми участниками образовательного процесса.
В нашем детско – родительском клубе «Юный следопыт» работает, действует каждый ребенок, так как любого малыша воспитывают не слова, даже самые прекрасные и невероятно приятные, а также действия и поступки тех, кто его воспитывает: родители, педагоги и т.д.
Как говорил А.С.Макаренко: у детского возраста «есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что как ребенок играет, так он и будет работать». Поэтому мы своим детям предоставляем полную свободу действий в любой игре. Непростая задача научить играть ребенка «по – взрослому». И не всякая игра может привести к желаемым результатам, но для того чтобы добиться поставленной цели нужны направляющие руки умных, добрых, терпеливых людей, а в жизни малыша это в первую очередь родители и педагоги которые его окружают.
Вот несколько примеров игр, которые мы используем. Одна из первых — «Как меня зовут». Воспитатель предлагает ребенку совместно с родителями подобрать сведения и приготовить рассказ – презентацию о значении и происхождении имени малыша. В результате такой работы собирается целый альбом имен всей группы детского сада.
Игра «Мы в гостях». Для этой игры необходимо приготовить темы для обыгрывания, в которых непосредственное участие будут принимать сами дети. В этих ситуациях рассматриваются правила этикета, «словарь вежливости» и т.п.
Педагогом моделируются различные ситуации. Например, одна из них: поведение ребенка за столом за которым сидят и взрослые. При рассматривании и проигрывании таких ситуаций дети приобретают навыки правильного поведения за столом. Постепенно для детей становится привычкой соблюдение определенных норм и правил. Ведь у ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности и ответственности.
Немаловажна роль воспитателя в сплочении членов семьи, пониманию детьми, как жизнь их семьи связана с жизнью Родины, помогает работа над такими темами, как:
1.«Профессии в моей семье» (подготовка каждой семьей материалов не только о родителях, но и о дедушках и бабушках, братьях и сестрах. Необходим подбор фото и видео материалов. По итогам данной работы оформляется стенд или альбом, а также составляется мультимедийная презентация).
2.«Семейные реликвии» с демонстрацией наград, памятных сувениров, книг, фотографий, старинных вещей. Детям предлагается рассказать историю появления данных ценностей в семье.
3.«Песни моих бабушек и дедушек» (педагогами организуются вечера встреч детей с их бабушками и дедушками. На этих вечерах происходит исполнение и прослушивание музыкальных записей в сопровождении пояснений старших, а также просмотр видеоматериалов.
Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближении взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории и традиций.