Речевые игры в часы семейного досуга
Автор: учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Гиль Татьяна Леонидовна.
Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 18 «Улыбка» города Нерюнгри г. Нерюнгри.
Речевые игры в часы семейного досуга с использованием элементов цветотерапии.
Сценарий игротренинга с родителями с целью поиска и определения эффективных инновационных средств, помогающих преодолеть системное нарушение речи и сохраняющих психическое и физическое здоровье дошкольника в домашних условиях
Файл: сценарий
Сценарий игротренинга с родителями
Тема: Речевые игры в часы семейного досуга с использованием элементов цветотерапии.
Цель: Поиск и определение эффективных инновационных средств, помогающих преодолеть системное нарушение речи и сохраняющих психическое и физическое здоровье дошкольника в домашних условиях.
Задачи:
1.Повышение педагогической и психологической компетенции родителей
2.Предупреждение отказа ребенка от выполнения задания и повышение его мотивации к процессу закрепления полученных знаний в игровой ситуации дома
3.Объяснение значимости и возможностей создания условий для организации совместной деятельности с ребенком при выполнении домашних заданий по рекомендациям логопеда, учитывая индивидуальные психофизические особенности
План деятельности:
- Вступительное слово педагога-психолога
- Показ ознакомительно-познавательной презентации о влиянии цвета на проявления характера ребенка (приложение 1)
- Пример некоторых видов и приемов создания условий для организации среды при выполнении домашнего задания
- Демонстрация проведения ряда дидактических игр с участием детей присутствующих родителей
- Рефлексия
Длительность: 50-60 минут
Категория участников: родители детей. посещающих группу компенсирующей направленности, имеющих системное нарушение речи и сходные признаки поведенческого проявления (склонность к агрессии, возбудимость)
Ход тренинга:
- Выступление педагога психолога с психолого-педагогическим просвещение, о типе темперамента детей и о влиянии цвета на формирование учебных и поведенческих навыков ребенка (длительность 10 минут)
- Показ ознакомительно- познавательной презентации (длительность 5 минут)
- Основная часть. (длительность 15-20 минут)
— Мы сейчас с Вами немного познакомились о влиянии цветотерапии на учебные и поведенческие навыки детей. Из презентации видно, что результаты использования нами ранее минимального количества элементов метода цветотерапии приводят к хорошим результатам как исправления речевых нарушений детей, так и коррекции поведенческих проявлений.
Поскольку связь между сторонами психической деятельности и речевыми нарушениями очевидна, то, применяя элементы цветотерапии в работе с детьми, можно повысить умственную работоспособность или, наоборот, оказать тормозящее действие при психическом возбуждении, снизить мышечную напряженность, помочь детскому организму в развитии навыков самоконтроля и рефлексии психосоматического состояния в момент сосредоточения на ответах и других речевых высказываниях.
Занимаясь с детьми дома по рекомендациям учителя-логопеда, наряду с традиционными и специальными приемами закрепления знаний и навыков детей, вы можете использовать некоторые элементарные приемы, которые я использую для работы на логопедических индивидуальных занятиях.
В своей практике я применяю метод созерцания определенного основного цвета или оттенка. Это применимо в следующих вариантах:
- Работа на листах определенного цвета.
Я раздала Вам листы картона синего, желтого и зеленого цвета (рекомендации психолога, исходя из темперамента ребенка). Обратите внимание на то, что эти листы матовые, чтобы исключить ненужной нагрузки на зрение при преломлении света от глянцевой поверхности. Вы работаете следующим образом: индивидуальные картинки, вложенные в тетради для домашних работ или свои задания, подходящие игры ребенок выполняет на листе картона. Старайтесь возможный вид игр или заданий проводить, подкладывая под руки ребенка такой картон. Либо это будет нанизывание бусин, либо лепка изображения на картоне и др. Основываясь на этом виде работы, в Ваших тетрадях с домашними заданиями некоторые логопедические речевые карточки таких цветов.
- Подбор изображений к некоторым оттенкам цветовой гаммы
Согласно выявленной психологом склонности к определенному типу темперамента Вашего ребенка, с ним рекомендовано включение голубого, синего, зеленого, желтого цвета и их оттенков. Можно создать совместно с ребенок некоторые игры: например вырезать из цветной бумаги детали к играм «Собери цветы в вазы», «Раскрашиваем петушка» и др. Даже при выполнении таких простых игр решаются главные для нас речевые и развивающие задачи: расширять и активизировать словарный запас, развивать понимание обращенной речи, учить понимать и отвечать на вопросы «Какая? Какой? Какие?», учить согласовывать прилагательное и существительное, глагол и существительное, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету, сличать его зрительно, развивать мыслительную деятельность, умение обобщать, выделять предметы их общего числа, объяснять свой выбор, анализировать свои действия.
- Рисование и раскрашивание гуашью или акварелью изображений предметов или их контуров. Можете делать зарисовки, рисунки на картоне рекомендованных цветов или, например, ребенок отгадывает загадки, заданные учителем-логопедом и зарисовывает отгадку и т.п
- Создание любых стилизованных игрушек, для придумывания сказки с членом семьи или обыгрывания любой ситуации. Это и объединит ребенка и родителя, создаст большой интерес к совместной деятельности, развивает связную диалогическую речь, а определенное интонирование «за персонажа» позволить развивать интонацию, ритм, темп, силу и громкость голоса и др. Например: Из лоскута желтой ткани мама с Сашей свернули осьминога «Саша подскажи (помоги) Осьминожке назвать 5 овощей или все детали игрушки» Можно предложить исправить ошибки какого-нибудь героя, придумать предложения с определенным словом, посчитать слоги в слове, да и любое другое задание. А самое главное это не потребует каких-нибудь особых финансовых затрат, всего немного фантазии и участия семьи.
- А теперь давайте поучимся играть со своими детьми. На примере конкретных игр, с участием Ваших детей, посмотрим, как можно объединить работу по развитию речи и элементы цветотерапии.
- Особенность организации: приглашаются дети, только тех родителей, которые присутствуют на тренинге
д/и «Мальвина и ее друзья»
Задачи: речевые: расширение словарного запаса, согласование прилагательного с существительным, умение подбирать признак, характеризующий персонажа, название цвета, уточнение названия одежды.
коррекционно-развивающие: расширять и закреплять диапазон цветовосприятия, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету, сличать его зрительно, развивать мыслительную деятельность: умение обобщать, выделять предметы их общего числа, развивать зрительное внимание, зрительно – двигательную координацию рук, развитие мелкой моторики, тонких движений пальцев рук
оздоровительные: создание психологически комфортных условий для ребенка, через использование нетрадиционного метода цветотерапии.
Оборудование: Изображения героев с нераскрашенной одеждой (у Мальвины- раскрашены только голубые волосы, Лиса Алиса вся желтая, у Буратино- раскрашены волосы желтым), карандаши синего, зеленого и желтого цвета, карточки с изображенными предметами этих же цветов и цветовых оттенков.
Ход игры
Спросите, как зовут твоего героя? (Выполнение задания родителей и ответы детей) Попросите рассказать о нем, какой он. (Мальвина красивая, добрая, Буратино веселый и т.п.) Что на нем одето? (Выполнение задания родителей и ответы детей)
Ваши герои хотят нарядиться раскрась его одежду. Обсудите с ребенком какие по цвету куртка и колпак Буратино? (Выполнение задания родителей и ответы детей) Какое по цвету платье у Мальвины? (Выполнение задания родителей и ответы детей) А какого цвета юбка у Лисы? (Выполнение задания родителей и ответы детей)
Посмотрите еще раз на цвет одежды героя и соберите все предметы похожего цвета. (Дети выполняют задание)
Пояснение для родителей: В зависимости от того, каким цветом ребенок раскрасил предложенную фигурку, такие цвета он и собирает. Задания можно придумать разные: посчитать предметы, описать его, рассказать о его свойствах и т.д. Можно включить в будущем различение интенсивности оттенка и образование сложносоставного прилагательного светло-желтый, темно-зеленый и др.
д/и «Мешок слов»
Задачи: речевые: расширение словарного запаса, согласование частей речи в предложении, работа над звуковым анализом и синтезом, умение описывать предмет
коррекционно- развивающие: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, тонких движений пальцев рук
оздоровительные: создание психологически комфортных условий для ребенка, через использование нетрадиционного метода цветотерапии
Оборудование: сшитый тканевый мешок синего, зеленого или желтого цвета, небольшие игрушки или разного размера предметы, геометрические фигуры и др.
1 вариант. -У меня в мешке игрушки. Попробуем, не глядя, не доставая предмет из мешка, ощупать его руками и догадаться, что это за предмет. (Ребенок помещает руки в мешок и пробует угадать предмет. Можно усложнить задание и брать одной рукой). Задания: можно предложить составить предложение с этим предметом – словом, посчитать слоги в слове, выделить первый звук или описать предмет, называть разные действия с ним и т.д. Любой вид задания повышает пассивный и активный словарный запас ребенка. Например: В руках игрушка мышка- Мышка грызет корку и т.п.
2 вариант.- Если дома есть пинцет, то можно пинцетом брать из группы лежащих мелких предметов один и помещать его в мешок.
Пояснение для родителей: Интересно, если в этой игре будут принимать участие и другие члены семьи. Если нет пинцета, допустимо брать предмет рукой, но 2 пальцами или щепотью.
д/и «Наряди елочку»
Задачи: речевые: расширение словарного запаса, автоматизация и дифференциация звука частях речи, согласование частей речи в предложении, различение предлогов На, С, Под
коррекционно- развивающие: развитие фантазии, творческих способностей, тактильных ощущений, мелкой моторики, тонких движений пальцев рук
оздоровительные: создание психологически комфортных условий для ребенка, через использование нетрадиционного метода цветотерапии
Оборудование: картон или цветная бумага рекомендованных цветов, нитки, ножницы, шаблоны
Пояснение для родителей: Создание елочных игрушек полезное и увлекательное занятие-досуг, которое целесообразно провести в зимние каникулы. Интересно, если в этом будут принимать участие и другие члены семьи.
Мама с ребенком из бумаги или картона синего, голубого, зеленого, желтого цвета изготавливает елочные игрушки или любые поделки, которые ребенок потом размещает на елку у себя дома. Как вариант можно взять изготовление поделок в названии которых есть звук, который логопед рекомендует закреплять в речи ребенка. Например: Ребенок автоматизирует или различает звук С и изготавливает с мамой или украшает синие санки, желтое солнышко, зеленую сосульку и т.д
После того, как ребенок развешает игрушки, попросите назвать самую верхнюю игрушку или местоположение игрушки. Например: санки под собакой. На елке висят сосулька и солнышко. и т.д
Как видите при желании и заинтересованности со стороны взрослого можно придумать множество игр для развития речепознавательной активности ребенка, закреплении звука, и других речевых задач, уйти от монотонности деятельности, а параллельно вести работу по коррекции нежелательных поведенческих проявлений.
Однако, не предлагайте ребенку за одно занятие больше чем один вариант игры, так как излишества в цветотерапии вредны, потому что избыток интенсивных цветовых оттенков способен чрезмерно расслабить ребенка или, наоборот, привести к неврозу из-за повышенного постоянного возбуждения, снизить внимательность и способность сосредоточиться.
Спасибо за внимание!
- Рефлексия
приложение 1