Программа Образцового хореографического ансамбля Улыбка
Автор: учитель хореографии Абдулахидова Северина Михайловна.
МАОУ гимназия №13 г.Томск.
Программа Образцового хореографического ансамбля «Улыбка»
Файл: программа
Программа хореографического ансамбля «Улыбка»
(разработанна на 7 лет обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа хореографического ансамбля «Улыбка» составлена в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС основного общего образования. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции координации деятельности муниципальных методических служб в рамках пилотного проекта «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: экология, здоровье, безопасность (Программа Унитвин Юнеско).
Методической основой программы хореографического ансамбля «Улыбка» являются:
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии №13 г. Томска;
- Сетевая образовательная программа «Образование через коммуникацию»;
Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно- эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного и классического танца, творчества и охрану здоровья учащихся.
Цель программы — приобщение детей к физическому совершенствованию, танцевальному искусству, развитие их художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
-формирование необходимых двигательных навыков, развитие музыкального слуха и чувство ритма;
-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и
ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим
движениям;
-развитие интереса к занятиям хореографией, формам активного досуга, развитие
координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и
танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
-развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, танцевальных навыков;
— формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;
-улучшение психического состояния, повышение работоспособности и двигательной активности;
-воспитание умений работать в коллективе.
Центральным направлением реализации данной программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования является духовно-нравственное развитие личности. Преобладающим видом хореографической деятельности в рамках реализации программы является проблемно-ценностное общение.
Программа направлена на работу с разными группами обучающихся, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как позволяет выстроить каждому участнику ансамбля индивидуальную траекторию развития, основанную на разнообразных видах активной деятельности.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Занятия по хореграфии имеют преемственность и тесно связаны с обучением на уроках физической культуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки классического и народного танца наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Занятия хореографией должны быть направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных, универсальных учебных действий, основным из которых является:
— формирование правильного физического развития и укрепление детского организма;
— развитие эстетического вкуса, культуры поведения и общения, художественно — творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, обогащение кругозора.
Программа позволяет достигнуть воспитательных результатов трех уровней в соответствии с классификацией Д.Григорьева, П. Степанова:
- приобретение социальных знаний в развития творческого воображения школьников,
формирование произвольного внимания, развитие памяти.
- практическое подтверждение приобретенных социальных знаний и формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения социальной реальности в целом в условиях равноправного взаимодействия на уровне танцевальной группы, гимназии, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия танцами оказывают организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Ученики должны научиться соединять музыку с движением, работать в ритме музыки, работать в паре, в коллективе, проводить самостоятельно разминку и выполнять определённые комплексы упражнений для отдельных групп мышц и подвижности суставов. Учащимися должны быть освоены азы ритмики, азбуки классического и народного танца, изучены танцевальные элементы, этюды, исполнение танцевальных композиций на различных сценических площадках.
- опыт самостоятельного общественного действия приобретается во время публичных выступлений и участия в конкурсах. Приобретается способность к самостоятельной танцевально – музыкальной импровизации.
Основная программа ансамбля » Улыбка» рассчитана на 7 лет обучения. По окончанию освоения программы обучающиеся сдают выпускные экзамены по предметам: классический ,народный танец, композиция и постановка танца. На изучение каждого предмета отведено 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Данная программа разработана на 7лет. Возраст детей 7-14 лет. Продолжительность занятия –1ч.20 минут . С 15 до 18лет учащиеся имеют вожможность совершенствовать свое мастерство в старшей группе ансамбля.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
Основными в освоении программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения. Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
- I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
Личностные результаты:
— приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнять определённые танцевальные движения,
— освоение сведений о танцах разных народов и различных эпох и приобретение позитивного отношения школьника к традициям другого народа;
— овладение навыками двигательной активности, как основы здорового образа жизни;
— расширение рамок культурного и исторического образования детей;
— приобретение опыта публичного выступления;
— умение выражать свои эмоции средствами хореографического искусства;
— умение самостоятельно разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
— приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
— приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей;
— умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты:
— умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— самовыражение ребенка в движении, танце;
— приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве;
.
- II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
№ | Предмет,
дисциплина |
Количество часов в неделю | ||||||
1год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | 6 год обучения | 7год обучения | ||
1. | Классический танец | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. | Народный танец | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3. | Постановка танца | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. | Всего | 204 | 204 | 204 | 204 | 204 | 204 | 204 |
1 класс
Классический танец
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения, классичесий танец занимает особое место. Этот предмет учит понимать и создавать прекрасное, развивает физические данные и образное мышление, дает гармоничное пластическое развитие и формирует красивую осанку.
Задачи:
- Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм).
- Практически освоить понятия «мелодия и движение».
- Соотносить пространственные построения с музыкой
- Научить основам мышечной работы.
Содержание предмета:
Музыкально—ритмические навыки выразительного движения:
- пространственная ориентация: местоположение в классе «Найди свое место»;
- постановка корпуса: положение рук, ног. Поклон – приветствие;
- строение музыкального произведения (вступление, части);
- самостоятельно начинать движение после вступления и заканчивать с окончанием
- музыкальной фразы (начало и окончание движения вместе с музыкой)
- различать музыку по характеру /тихо, умеренно, громко/, сравнивая их с образами;
- темп (медленный, быстрый);
- упражнения на координацию (хлопки в ладоши с соблюдением ритмического рисунка 2/4, 3/4, 4/4, акцентируя разные доли такта)
- сочетание ритмических хлопков с различными видами танцевальных шагов, прыжков, движениями рук, головы, корпуса;
- знакомство с танцевальными рисунками (линия, колонна, круг, диагональ, «звездочка», «воротца» и т.д)
- упражнений на ориентацию в пространстве («марш перестроение» по танцевальным рисункам);
Народный танец
Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Занятия по народно-сценическому танцу состоят из элементов русского народного танца, экзерсиса у станка, вращений ,трюковых упражнений и этюдов на середине зала. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Задачи:
- Проучить элементы и танцевальные движения русского танца;
- Познакомить с манерой, характером, особенностями исполнения русского танца
Содержание предмета:
1.Знакомство с основными позициями и положениями рук Portdebras, основными позициями ног.
- Положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов народного танца, освоение этих элементов на «середине».
3.Ходы шаги и проходки:
- простой бытовой и танцевальный шаг вперед и назад.
- простой бытовой шаг с одинарным ударом и двойным
- переменный шаг.
- переменный шаг с одинарным и двойным ударом всей стопой в позиции.
- переменный шаг с выносом ноги через первую позицию вперед.
- простой «каблучный шаг» с demiplie на опорной ноге, а затем и с подъемом на полупальцы.
- «соскок» на две ноги — «соскок» на одну ногу в чередовании и в продвижении.
- «моталочка» — без мазка и с мазком.
- «молоточки»
- бег с отбрасыванием ног назад и вперед с вытянутым носком.
- вращение в продвижении
- 4. Дробные выстукивания по VI позиции:
- дробь-дорожка с одинарным ударом;
- тройной притоп;
- ключ-концовка
5.Упражнения на середине класса:
- притоп: двойной, тройной;
- подготовка к «гармошке» (поочередная работа ног) ;
- «елочка» на середине зала;
- «гармошка» вокруг своей оси;
- «припадание» по vi позиции;
- вращение на месте («держим точку»)
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve
- вращение с «соскоком» и поворотом.
6.Учебные комбинации на основе проученного материала
- 7. Танцевальный этюд
Постановка танца
Задачи предмета:
- Соединить проученные движения в танцевальные композиции;
- Разучить танцевальные рисунки, переходы и хореографическую постановку.
Содержание предмета:
- знакомство с музыкальным материалом постановки;
- изучение танцевальных движений;
- отработка элементов;
- работа над музыкальностью;
- работа в парах;
- синхронность в исполнении;
- выразительность и эмоциональность исполнения.
2 класс
Классический танец
Обучение классическому танцу осуществляется на протяжении всего курса обучения, последовательность может варьироваться от степени усвоения. После успешного освоения курса ритмики и гимнастики, изучаются принципы французской партерной гимнастики – усложнённый курс гимнастики с добавлением выворотных позиций и танцевальных элементов, подготовка тела для усвоения экзерсиса.
Задачи:
- Развитие координации тела, ориентировки в пространстве класса;
- Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.
Содержание предмета:
- 1. Упражнения у станка (лицом к палке)
- постановка корпуса.
- позиции ног – I, II, III.
- позиции рук – подготовительная, I, II.
- ReleveпоVIпоз.
- Par terre .
- постановка корпуса, работа над мышечным корсетом
- работа стопы – натяжение и сокращение
- наклоны к ногам – медленная складка в чередовании с быстрыми наклонами
- «щучка», «складка»
- упражнение на выворотность тазобедренного сустава: «бабочка», «лягушка»
- растяжка по II позиции,
- упражнения на пресс, косые мышцы живота: «солдатик», «маятник»
- упражнения на гибкость спины: «Лодочка», «Самолет», «Кораблик», «Змейка»
3.Элементы акробатики:
- колесо.
- мост с колен, сверху.
- перевороты.
- шпагаты, перекаты.
- Упражнения на середине
- постановка корпуса
- III позиция ног
- подготовительная иI позиция рук
- трамплинные и поджатые прыжки
5.Упражнения в продвижении по диагонали:
- шаг на полупальцах с открытыми в стороны руками
- шаг с носка
- шаг с подниманием ноги на воздух
комбинированный бег (поднимание колен наверх и захлёст ног назад
Народный танец
Задачи:
- Проучить элементы русского, белорусского народного танцев;
- Закрепить основы вращения;
- Освоить основные дробные движения русского танца.
Содержание предмета:
- Проучивание простых дробей на середине зала, с открыванием рук по 2 позиции;
- Всевозможные пордебра рук с перегибами корпуса;
- Различные виды хлопков и хлопушек;
- Простые виды присядок в мужском танце;
- Подготовка к вращению «бегунок» по диагонали;
- Вращение releve с passe , припадание;
- Различные виды прыжков: затяжные, разножка, поджатые;
- Основные движения белорусского танца;
- Проучивание «молоточков»;
- Танцевальные комбинации с использованием «ковырялок», «моталочек», «молоточков»;
- Учебно- тренировочные упражнения;
- Перестроения в различные рисунки;
- Работа над тезникой исполнения;
- Простые трюковые движения: «подсечка», «крокодильчик», «неваляшка»;
- Проучивание танцевального этюда на материале русского и белорусского танцев.
3 класс
Классический танец
Задачи:
- Развитие профессиональных физических данных;
- Усложнение координации движений;
- Развитие танцевальности;
- Развитие выносливости.
Содержание предмета:
- Par terre
- Releve;
- battement tendu из I позиции в 3 направления;
- battemen ttendu jete вперед, назад, в сторону;
- passe; cou de pied.
2.. Упражнения на середине
- постановка корпуса.
- позиции ног I, II, III, подготовка к v позиции.
- позиции рук I, II, III. подготовительное port de bras.
- аllegro: «пружинки»
- трамплинные прыжки
- Упражнения у станка (лицом к палке)
- demi plie по I поз.
- Battement tendu в сторону.
- Releve по I, II.
- Подготовка к demi rond ,de jembe par terre – passé par terre.
- перегибы корпуса через бок в сторону.
4.Диагональ
- шаг на полупальцах в координации с работой рук
- шаг с носка
- шаг jete с подниманием ноги на воздух
- комбинированный бег (поднимание колен наверх и захлёст ног назад, «ножницы» вперед и назад)
- трамплинные прыжки по VI позиции в продвижении
Народный танец
Задачи:
- Освоить определенные упражнения у станка (экзерсис),
- Познакомить с элементами и манерой исполнения татарского танца.
Содержание предмета:
1.Demi-plie и grand-plie по VI, I, II, (резкое и плавное);
- Battement tendu с переводом стопы с носка на каблук:
- на вытянутой опорной ноге;
- с demi-plie в момент возврата в V позицию;
- с demi-plie в момент перевода стопы на каблук;
- Battement tendu jete
- с акцентом от себя (основной вид)
- с demi-plie в момент броска;
- Подготовка к «веревочке» и «веревочка»
- подготовка к «веревочке» на вытянутой опорной ноге;
- с demi-plie в момент подъема ноги
- Rond de jamb par tere (по точкам)
- Portde bras: — наклоны, перегибы корпуса;
- Упражнения на середине класса:
- Различные виды хлопушек и присядок в мужском танце;
- Вращения на середине и диагонали;
- Комбинации на основе русского лирического танца с использованием припаданий, гармошечки, елочки с добавлением корпуса и рук;
- Простой одинарный дробный ключ;
- Двойная дробь;
- Проучивание «моталочки»;
- Различные дробные комбинации ;
- Проучивание основных элементов татарского танца;
- Танцевальные комбинации на основе русского и татарского танцев.
4 класс
Классический танец
Обучения включает в себя базовые упражнения экзерсиса у палки и простейшие (учебные) комбинации на середине класса, курс усложняется координацией в 8 точках класса. Совершенствуются навыки постановки корпуса, рук, ног, головы у станка. Вырабатывается сила ног через увеличение количественных повторений однородных движений.
Задачи:
- Постановка корпуса, ног, рук, головы в основных упражнениях экзерсиса у станка и на середине.
- Формирование балетной осанки.
- Наработка технических навыков в упражнениях экзерсиса.
- Развитие силы и выносливости.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы.
Содержание предмета:
1.. Par terre
- releve
- battemen ttendu из I позиции в 3 направления
- battement tendu jete вперед, назад
- passe
- battement relevelen tна 45 градусов вперед, назад
- grandbat temen ttendu jete на 90 градусов в 3 направления
- Упражнения у станка (лицом к палке)
- demi plie по I, II поз.
- Battement tendu из I позиции в 3 направления.
- battement tendu c demi plie.
- releve по I, II, III позициям.
- battement tendu jete всторону.
- demi rond de jembe par terre
- V позиция ног
- постановка корпуса боком к палке.
- работа над постановкой рук, головы, port de bras.
- Упражнения на середине.
- позиции ног I, II, III, V
- постановка рук и головы, подготовительное и I port de bras.
- demi plie по I поз.
- releve по I поз.
- Allegro .
- temps leve saute из I и II поз. у станка, затем на середине.
- трамплинные прыжки по 1 позиции.
6.Диагональ
- шаг jete с подниманием ноги на воздух
- комбинированный бег (поднимание колен наверх и захлест ног назад, «ножницы» вперед и назад)
- трамплинные прыжки по VI позиции в продвижении с открыванием рук из I во II позицию.
- вращение Pa shene по II параллельной позиции
Народный танец
Задачи:
- Проучить новые движения у станка.
- Привить учащимся аккуратность и точность при исполнении движений.
- Уделить внимание суставо-связочному аппарату стоп и коленей.
- Изучить движения русского и белорусского танцев в более усложненных комбинация — с дробями и поворотами.
- Проучивание элементов казачьего танца.
Содержание предмета:
1.Demi-plie и grand-plie по I, II,V;
- Battement tendu с переводом стопы с носка на каблук:
- с demi-plie в момент перевода с каблука в V позицию;
- с demi rond в момент перевода с носка на каблук;
- Battemen ttendu с подъемом пятки опорной ноги:
- — по VI позиции
- — по V позиции
- 3. Battemen ttendu jete:
- — с подъемом пятки опорной ноги
- Подготовка к «веревочке» и «веревочка»
- — с подъемом на полупальцы
- — с подъемом на полупальцы и demi plie в V позиции
- Простая в «веревочка»
- 5. Rondd ejamb par tere (круговые скольжения по полу)
- Выстукивающие и дробные упражнения:
- — сочетание ритмических ударов (в русском характере)
- Упражнения на середине класса:
- — подготовка к вращениям и вращению по диагонали класса
- Элементы белорусского танца:
- Изучение основных положений ног.
- Изучение основных положений рук:
- в женском танце;
- в парных и массовых танцах.
- Изучение основных элементов и движений танца «Лявониха».
- основной ход – скользящие широкие шаги вперед с последующими двумя небольшими шагами, проскальзыванием на низких полупальцах по 6 позиции.
- -боковой ход с подбивкой (галоп).
- -ход с отбивкой – исполнитель с ударом опускается на всю стопу одной ноги позади другой, после чего переступает на полупальце другой ноги.
- -ход назад – два шага назад на полупальцы, третий шаг на всю стопу, поднимая свободную ногу невысоко вперед.
- -тройной притоп.
- Основной ход танца «Крыжачок».
- Подскок с проскальзыванием вперед на низких полупальцах одной ноги, поднимая вперед другую ногу, согнутую в колене, с тремя переступаниями на полупальцах.
- Перескоки из стороны в сторону с переступанием – движения типа «падебаск»
9.Хлопушки в комбинации по диагонали;
- Присядки в комбинации с хлопушками по диагонали;
- Основной мужской и женский ход казачьего танца;
- Основный движения казачьего танца.
- Танцевальный этюд, на проученном материале.
5 класс
Классический танец
Задачи:
- Совершенствовать навыки постановки корпуса, рук, ног, головы у станка.
- Усложнение различных комбинаций у станка.
- Развить силу ног, эластичности связок.
Содержание предмета:
- Par terre
- releve
- battement tendu из I позиции в 3 направления
- battement tendu jete вперед, назад
- battement releve lent на 90 градусов в 3 направления
- passe с открыванием голени вперед и назад
- grand battement tendu jete на 90 градусов в 3 направления
- Упражнения у станка (боком к палке)
- demi u grand plie по I, II поз.
- Battement tendu в три направления. (увеличение темпа).
- Battement tendu jete в три направления.
- Demi rond de jemb par terre (1 полугодие)
- rond de jemb par terre полный круг (слитно), port de bras.
- положение sur le cou-de- pied (обхват).
- Battement frappee носком в пол (в.сторону, затем вперед и назад.)
- Battement fondu в сторону, носком в пол.
- battement soutenu носком в пол.
- Battement releve lent в сторону, на 45 градусов.
- battement retire (passé до колена).
- постановка корпуса боком preparation к палке
- V позиция ног с переводом ноги через задержку в I позиции из положения спереди в положение назад
- releve по всем проученным позициям
3.Упражнения на середине.
- позиции ног I, II, III, IV, V
- постановка рук и головы, port de bras
- demi plie по I, II позициям
- battement tendu в 3 направления
- releve по I, II позициям.
- rond de jemb par terre.
- Epaulment croise (вперед , затем назад.)
4.Allegro.
- Трамплинные прыжки
- Temps leve saute по I, II, V позициям, у станка, а затем на середине.
5.Диагональ
- Комбинированный бег (поднимание колен наверх и захлест ног назад, «ножницы» вперед и назад)
- Трамплинные прыжки по VI позиции в продвижении с открыванием рук из II в III позицию.
- Вращение Pa shene по I позиции на полупальцах.
Народный танец
Задачи:
- Проучить новые движения у станка и на середине зала.
- Совершенствовать технику исполнения за счет ритмического рисунка, музыкального темпа, координации движений.
- Освоить технику исполнения украинского танца.
Содержание предмета:
- Demi—plie и grand—plieпоI, II, V;
- Battemeтnt tendu
- — с переходом на рабочую ногу
- Battement tendu jete:
- в характере народного танца
- Каблучное движение или battement tendu с выносом ноги на каблук
- от щиколотки
- Flic-flac (упражнение с натянутой стопой), (мазок ногой к себе от себя)
- по VI и I позиции
- «Веревочка»
- Rond de jamb par tere (круговые скольжения по полу)
- Battement tendu developpe (мягкое открывание ноги на всей стопе)
- Grand battement jete:
- основной вид
- Port de bras(в определенном характере по всем направлениям)
- Упражнения на середине класса:
- основные движения рук (усложняем манипуляции с платочком)
- боковое «припадание» по диагонали и на середине в повороте по точкам
- «веревочка» на середине простая
- дробные выстукивания (двойная дробь с ускорением, «ключ»)
- прыжки «поджатые» на месте в повороте по точкам.
10.Элементы украинского танца:
- изучение позиций и положения рук.
- изучение положений рук в парных и массовых танцах.
- изучение основных элементов и движений:
- «бигунец» – стремительный ход вперед;
- «тынок» – перескоки из стороны в сторону с последующими двумя переступаниями;
- «дорижка» – припадания;
- «веревочка»;
- «выхилясник» – вынос ноги в сторону то на носок, то на каблук одновременно с небольшим подскоком на опорной ноге;
- «упадание»;
- «маленький голубцы» – удар одной ногой о другую;
- «Большой голубец»;
- Усложненные комбинации присядок и хлопушек;
- Проученвание вращения «Обертас»;
- Двойной дробный ключ;
- Технически сложный ритмический рисунок дробей;
- Трюковые движения: «рандат», «бедуинский», «ползунок».
- Танцевальный этюд.
6 класс
Классический танец
Задачи:
- Развивать танцевальную координацию.
- Развивать устойчивость, работать над выразительностью.
- Совершенствовать пройденный материал.
Содержание предмета:
- Упражнения у станка
- Demi и grand plie по I, II, Vпоз. (комбинации с releve)
- battement tendu pour le pied c спусканиемпяткивоIIпоз.
- battement tendu из V поз.
- Battement tendu jete piqe
- preparation temps releve к rond de jemb par terre
- III port de bras
- battement frappe в 3 направления
- battement fondu в 3 направления.
- battement releve lents в 3 направления
- grand battement jete
- pas de bourree
- epaulement efface (вперединазад)
- petit battement sur le cou –de- pied (без акцента)
- Упражнения на середине.
-
- battement tendu
- battement tendu jete.
- rond de jemb par terre поточкам.
- battement fondu носком в пол.
- I, II arabesque.
- Allegro
- Temps leve sauté
- Pas echappee с остановкой во II позиции
- Вращение
- tour pas shene
- подготовка к Touren dedans
Народный танец
Задачи:
- Совершенствовать технику исполнения движений у станка и на середине зала за счет более сложной координации в комбинациях и использованием положений epaulement.
- Изучить технически сложные движения молдавского танца.
Содержание предмета:
1.Demi-plie и grand-plie
- — с перегибами корпуса и с руками
2.Battement tendu
- — с переходом на рабочую ногу
- — с demi plie поV позиции
3.Battement tendu jete:
- — в характере народного танца
4.Каблучное движение или battement tendu с выносом ноги на каблук
- — от щиколотки
5.Rond dejamb par tere (круговые скольжения по полу)
- Battement fondu (подготовка)
- — без plie
- «Веревочка»
- Battement tendu developpe (мягкое открывание ноги на всей стопе)
- Grand battement jete:
- с demiplie в момент броска
- Дробные выстукивания
- Port de bras(в определенном характере по всем направлениям)
- Упражнения на середине:
- «припадание» накрест с port de bras
- «моталочка» синкопированная в комбинации
- дробные выстукивания (на основе выученного материала)
- Вращения по диагонали:
- shеne (в чередование медленное и быстрое)
- в сочетании вращения на каблуках
- мелкие «Блинчики»
14.Элементы молдавского танца:
- основные положения рук.
- простые ходы вперед, в сторону, назад: с носка; с каблука; (в характере «сырбы») ход в сторону с вынесением ноги на каблук в бок.
- шаг с ударами ног по VI позиции.
- синкопированные удары по VI позиции в продвижении.
- «дорожка».
- основной ход «молдовеняски» — шаг с подскоком и подъемом ноги в положение «у колена» по VI позиции: на месте; с продвижением вперед; в повороте.
- подскоки с поджатыми ногами.
- ключ – поочередное вынесение ног вперед на каблук и подскок с поджатыми ногами.
- соскок на каблук накрест опорной ноги.
- вращение – подскок с синкопированным перепрыгиванием на одну ногу.
15.Танцевальные этюды на основе выученного материала.
7 класс
Классический танец
Задачи:
- Закрепление изученных упражнений у станка, перенос всех упражнений на середину зала;
- Правильная постановка корпуса, головы, рук в положении боком к палке.
- Освоение правильной траектории исполнения движений
- Продолжение освоения прыжков.
- Знакомство с положением epaulement, ecarte на середине зала и у станка.
- Развитие выразительности исполнения в соответствии с характером и особенностями танцевального материала.
- Укрепление техники вращения, увеличение темпа вращения
- Работа над малыми и большими позами у станка и на середине
- Совершенствование техники исполнения классического танца.
Содержание предмета:
1.Упражнения у станка
- вводятся полупальцы у станка
- demi, grand plie в комбинациях.
- Battement tendu (в позах, чередование темпа)
- epaulement croise et efface (в комбинации)
- battement tendu jete (увеличение темпа исполнения)
- rond de jemb par terre + III port de bras
- battement fondu в чистом виде на 45º
- battement frappe в чистом видена 45º(double frappe)
- preparation к rond en l air (temps releve)
- rond de jemb onl’air в медленном темпе (боком к полке)
- petit battement без акцентана ¼ (Petit battement sour le cou -de- pied)
- battement soutenu на 45º
- battement releve lents в 3 направления
- battemen tdeveloppe в сторону, вперед, назад
- grand battement jete
- исполнение упражнений в малых и больших позах.
- Упражнение на середине
- demi и grand plie в комбинациях
- battement tendu, battement tendu jete в позах
- battement frappe на 45º
- battement fondu на 45º
- battement releve lents и battement developpee
- grand battement jete вчистом виде
- III port de bras
- III arabesque
- IV arabesque
- IV port de bras
- Epaulement croisee
- Epaulement ecartee вперед и назад
- rond de jemb par terre
- releve по всем позициям
- Allegro
- pas echappee
- подготовкак pas assemble (pas assemble II полугодие)
- sisonne simple
- pas ferme в сторону (2е полугодие: по всем направлениям)
- Вращение
- tour pas shene
- tour en dedans (II полугодие)
- tour en de horse
tour soutenus
Народный танец
Задачи:
Последний год обучения обобщает весь пройденный материал. Время занятий у станка сокращается за счет комбинирования 2-3 упражнений. Используется материал всех пройденных народностей.
Содержание предмета:
- demi-plie и grand-plie;
- battement tendu;
- battement tendu jete;
- каблучное движение или battement tendu с выносом ноги на каблук;
- flic-flac;
6.rond de jamb par tere (круговые скольжения по полу);
- battemen tfondu;
- «веревочка»;
- Adaio с battement tendu developpe (мягкое открывание ноги на всей стопе);
- grand battement jetе с demi plie в момент закрытия в позицию;
- дробные выстукивания;
- port de bras(в определенном характере по всем направлениям);
- трюки и вращения по диагонали;
14.экзерсис на середине зала;
- этюдный материал.
III. Тематический план
Классический танец
№ | Тема занятий | Количество часов | |||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | 6 год обучения | 7 год
обучения |
|||
1. | Введение в предмет. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2. | Учебно-тренировоч-
ные упражнения на середине зала. |
3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3. | Элементы музыкальной грамоты. | 6 | 3 | 2 | 1 | _ | _ | _ | |
4. | Упражнения на развитие ориентации в пространстве. | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | _ | _ | |
5. | Партерная гимнастика. | 20 | 12 | 13 | 12 | 8 | 2 | 2 | |
6. | Экзерсис у станка. | 2 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 26 | |
7. | Экзерсис на середине зала. | 4 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 16 | |
8. | Allegro. | 6 | 8 | 10 | 10 | 12 | 14 | 16 | |
9. | Закрепление и отработка материала. | 14 | 16 | 10 | 9 | 8 | 8 | 6 | |
10. | Всего | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Народно — сценический танец
№ | Тема занятий | Количество часов | ||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | 6 год обучения | 7 год обучения | ||
1. | Введение в предмет. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | — | — |
2. | Основные положения рук и ног в русском танце. | 14 | 10 | 6 | 2 | 1 | — | — |
3. | Основные движения и ходы русского танца. | 25 | 22 | 18 | 10 | 6 | 4 | 12 |
4. | Основные движения танцев разных народов. | 6 | 8 | 12 | 14 | 14 | 15 | 12 |
5. | Экзерсис у станка. | 1 | 3 | 6 | 12 | 16 | 19 | 14 |
6. | Вращения на середине зала. | 2 | 4 | 6 | 10 | 10 | 11 | 10 |
7. | Трюковые движения. | 6 | 8 | 9 | 10 | 8 | 6 | 10 |
8. | Allegro | 10 | 8 | 6 | 3 | 3 | 3 | 6 |
9. | Этюдный материал. | 4 | 4 | 4 | 4 | 7 | 10 | 12 |
10. | Всего | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Материально- техническое обеспечение программы
учебный кабинет, актовый зал;
— магнитофон;
— компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
— фонотека; диски DVD, флещ- накопители;
— наглядные демонстрационные пособия;
— коврики для выполнения упражнений;
-степы, резина;
-балетный станок.
- IV. Список литературы
Источники, использованные при составлении программы
Нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: принятарезолюцией 44/25Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 29.08.2016).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). – М., 2015.
- Методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования. — ГАОУ ВО «МГПУ» АНО ДПО «Открытое образование» ©.
- Новый закон об образованииhttp://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения 09.16)
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Минобрнауки России от08.2013 г. N 1008.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html(дата обращения: 29.08.2016).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html(дата обращения: 29.08.2016).
Литература:
- Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения… — Л., Искусство, 1975.
- Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е.Журовой.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Вентана Граф,2007
- Бехтерев М.В. Вопросы воспитания… В С.Б.: Умом и сердцем. — М.: Просвещение, 1982.
- Богаткова Л. Танцы народов СССР. — М., Молодая гвардия, 1954
- Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. — Л.: Искусство, 1980.
- Васильев И.А., и др., Эмоции мышления. — М.: МГУ, 1990.
- Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов: учебное пособие. – М.: Лань, 2016
- Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. ин-ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
- Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. — 1, 42 Томск, 1994.
- Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 — 7 лет творчества в танце. — М.: Гном и Д., 2002. — 120с.
- Жиенкулова Ш. Танцы друзей. — Алма-Ата: Опор, 1989.
- Зайфферт, Д.Педагогика и психология танца: заметки хореографа: учебное пособие. – СПб.:Лань, 2016
- Костровицкая, Писарев. Школа классического танца. — Л.: ИСКУССТВО, 1968.
- Костровицкая, В. С.100 уроков классического танца (с 1-го по 8-й класс): учебное пособие. –СПб.:Лань, 2009
- Меднис, Н. В.Введение в классический танец: учебное пособие. Изд. 2-е, стер. «Хореография. Танец». – СПб.:Лань, 2016
- Сафронова, Л. Н.Уроки классического танца: учебно-методическое пособие. – СПб.:Лань, 2015
- Хамзин Х.Х. Правильная осанка. — М.: Эксмо, 1999.
Литература для детей
- Базарова Н.П. Азбука классического – СПб.: Лань, 2006.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф,
- Бланков Б.В.Краткая история русского балета – СПб.: ДЕАН, 2006.
- Боттомер П. Танец современный и классический: большая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2006.
- Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: Учебно- методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств – Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2000.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца: Учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. – СПб.: Лань, 2001.
- Всё об искусстве / [пер. с итал. Г. П. Смирнов; текст М. Барьери]. — М.: АСТ: Астрель, 2003.
- Звездочкин, В. А. Классический танец. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Краткий словарь танцев / ред. А. В. Филиппов.— М.: Флинта: Наука, 2006.
- Медова М. Классический танец – М.: Астрель, 2004.
- Школа танцев (электронный опт. диск CD-ROM).— М.: Амбер: Медиа Арт, 2000.
- Богданов Г. Ф. Полька «Варшавянка». Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения // Я вхожу в мир искусств. — № 4, 12, 2006, № 5, 2007, №4, 2008.
- Богданов Г.Ф. Казачок. Толокно. Тройка. Нас четыре. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения // Я вхожу в мир искусств. — № 4, 12, 2006, № 5, 2007, №4, 2008, № 3 2009.
- Богданов Г.Ф. Сольная пляска — первая музыкально-танцевальная форма профессиональной сценической русской народной хореографии. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения // Я вхожу в мир искусств. – 2009. — № 11. – С. 9-28.
- Народные танцы / Сост. О. В. Иванникова.— М.; Донецк: АСТ: Сталкер, 2007.
- Народные танцы. – М.: Сталкер, 2007.