Дополнительная общеобразовательная программа Юный краевед
Автор: педагог дополнительного образования Коротоножко Оксана Сергеевна.
МАУДО «Детский эколого-биологический центр» Оренбург.
«Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4-х классах общеобразовательной школы.
Файл: программа
Общеобразовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Юный краевед
Контингент обучающихся: учащиеся 1- 4- х классов Срок реализации: 4 года Автор- составитель: Коротоножко О.С., педагог дополнительного образования МАУДО «ДЭБЦ»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованияминормативных документов. Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа представлены в Приложении 1.
1.1. Направление дополнительной общеобразовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1- 4- х классах общеобразовательной школы.
Программа направлена, прежде всего, на формирование первоначальных естественнонаучных знаний младших школьников и овладение системой умений и навыков, которые используются для последующего обучения. Программа помогает лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, историю, культуру и их взаимосвязь с природой, историю и культуру страны, мира. Принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл программы «Юный краевед».
1.2. Актуальность, Новизна, Педагогическая целесообразность программы
Актуальность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств учащихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к экологическому и краеведческому материалу.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом экологического образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. На занятиях представляется материал экологического, исторического, географического развития области в комплексе, не повторяя школьной программы.
Программа имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
«Малая родина» ребенка – это семья, дом, школаи природа, которая его окружает, и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Новизна программы. Новизна заключается в том, что краеведческая деятельность является одной из форм общения, воспитания и оздоровления учащихся. В последние годы возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию.
Программа призвана обогатить учащихся знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы истории, экологии, географии. Комплексность характеризует всю практическую деятельность объединения, начиная с получения исходных экологических и географических знаний, их расширения и углубления.
Данная программа интегрирует дисциплины: краеведенье, история, география. С элементами ботаники, экологии растений, зоологии.
Педагогическая целесообразность. Знание закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой.Формирование экологического сознания, чувства ответственности за сохранение природы у подрастающего поколения, является приоритетной задачей экологического воспитания и образования. Осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения учителя и учащихся. Программа призвана помочь педагогу расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
1.3. Цель программы:
Формирование экологической культуры, гражданско- патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Задачи:
1 год обучения
Воспитательные:
Воспитывать:
— нравственные и эстетические чувства: к истории своей семьи и семейным традициям, любовь к родной природе;
— толерантное отношение к своим товарищам;
— умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
— социально активную, нравственную личность с гражданскимсамосознанием;
— желание к совместной деятельности;
— чувство патриотизма;
— бережное отношение к окружающей среде, флоре и фауне родного края.
Обучающие:
Формировать представления о:
— значении семьи в жизни каждого человека;
— историческом прошлом и настоящем малой родины;
— о месте и роли Оренбуржья в истории России;
— флоре, фауне области;
— Красной книге Оренбургской области, ее роли в современном мире;
— правилах безопасного поведения на природе;
— экологических проблемах области и путях их решения;
— обучить навыкам поисковой деятельности;
— учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
Развивать:
— умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
— самостоятельность учащихся при организации практической деятельности;
— познавательный интерес и мотивацию воспитанников посредством изучения народных традиций и обрядов;
— познавательные процессы и мыслительные операции;
— привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях.
2 год обучения
Воспитательные:
Воспитывать:
— основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России;
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
— ответственного человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
— самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
— гуманистическое сознание.
Обучающие:
Формировать представления о:
— великих писателях и людях России, чья творческая судьба связана с Оренбургским краем;
— основных полезных ископаемых;
— водоемах области и правилах поведения в экстремальных ситуациях;
— животных и растениях области;
— животных и растениях, занесенных в Красную книгу Оренбургской области;
— природных памятниках;
Развивающие:
Развивать:
— умение планировать собственную деятельность;
— умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
— умение осуществлять информационный поиск,сбор и выделение существенной информации;
— способность к осуществлению логических операций: сравнение, анализ, обобщение;
— умение плодотворно сотрудничать с педагогом и сверстниками, принимать ответственность за результат своих действий.
3 год обучения
Воспитательные:
— воспитывать осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов, населяющих Оренбургскую область;
— формировать знание моральных норм, с морально- этических суждений;
— формировать мотивации к учебной деятельности, к достижению результата.
Обучающие:
Формировать представления о:
— культуре, быте, традициях Оренбургских казаков;
— содержании понятий «культура», «наследие», «культурное наследие»,«исторические источники»;
— знаменательных исторических событиях;
— первых губернаторах Оренбургского края;
— народах, населявших край в далеком прошлом;
— Восстании Пугачева;
— Оренбургской области в годы ВОВ.
Развивающие:
Развивать:
— самостоятельное планирование своей деятельности;
— умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
— умение плодотворно сотрудничать с педагогом и сверстниками, принимать ответственность за результаты своих действий.
4 год обучения
Воспитательные:
Воспитывать:
— способность идентифицировать себя с обществом, чувствовать себя гражданином и патриотом своего края и своей страны;
— эмоционально положительное отношение обучающихся к образовательному учреждению;
Обучающие:
Формировать представления о:
— памятниках и исторических местах родного города;
— церквях области;
— городах края;
— парках города;
— народах, населяющих область;
— традициях и историческом быте своего народа.
Развивающие:
Развивать:
— умение контролировать и оценивать свои действия;
— умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение нужной информации из различных информационных источников;
— способность к осуществлению логических операций сравнения и анализа.
1.4. Отличительные особенности программы
Были проанализированы следующие программы: «Моя малая Родина»- Алексашкина О.В.,«Мой родной край» — Боруновой Т.Е., «Юный краевед- экскурсовод» — Клящина Т.С., «Край родной на век любимый!» — Журкабаева М.Ж.
Отличительные особенности данной программы от существующих в том, что ее достоинство в практической значимости:
— представлена комплексная интегрированная программа для начальной общеобразовательной школы, которая является результатом многолетнего творческого сотрудничества педагога и родителей;
— с учетом возрастных особенностей учащихся был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала;
— содержание данной программы знакомит учащихся как с краеведением, так и с экологией;
— при этом важно отметить, что данная программа способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа «Юный краевед» является учебно- образовательной с практической ориентацией.
Кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни своего города.
Педагог создает на занятиях эмоционально- положительную творческую атмосферу.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7- 11лет
Этапы обучения:
1 год обучения – 7 – 8лет
2 год обучения – 8 – 9 лет
3 год обучения – 9 – 10 лет
4 год обучения – 10 – 11 лет
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 4 года.
Количество часов в неделю – 1 час.
Первый год обучения – 33 часа. Второй год обучения – 34 часа. Третий – 34 часа. Четвертый – 34 часа.
Всего реализуется в объеме 135 часов.
1.7. Формы и режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу, с перерывом на физкультурные минутки, релаксацию, малоподвижные игры.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
— индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учётом его возможностей);
— фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма);
— групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
— коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и другим мероприятиям).
Программа охватывает теоретическую и практическую деятельность. Педагог использует такие формы и методы как рассказ, беседа, групповые развивающие занятия, анкетирование, экскурсии, прогулки, посещения выставок, музеев.
Практическая деятельность реализуется через творческие работы, игровые практикумы, защиту проектов, практические занятия, театрализованные постановки,тексты собственного сочинения, экскурсии.
Учащиеся составляют гербарии, делают рисунки, плакаты, различные поделки. Поэтому программа составлена с учетом сезонности природных явлений.
Результаты работы (фотографии, рисунки, альбомы, стенды) — оформляются в виде итоговой выставки в классах.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения школьниками содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
1.8. Ожидаемые результаты.
1 год обучения
Личностные
результаты |
Предметные
результаты |
Метапредметные результаты |
— положительное отношение к краеведению;
— сформированность основ гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; — самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; — гуманистическое сознание; — устойчивое следование в поведении нравственным и социальным нормам; — начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. — целостный, социально ориентированный взгляд на собственное место в семье (городе, стране); — развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; — навыки сотрудничества вразных ситуациях; — доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость; — уважительноеотношение к окружающим людям |
— познавательный интерес к малой родине;
— знание государственной символики России и города Оренбурга; — формирование знаний по основам краеведения; — формирование знаний правил нравственного поведения в общественных местах и семье; Обладать навыками: — составления родословной; — изготовления игрушек; — творческой активности в группе; — осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов, населяющих Оренбургскую область. |
Регулятивные
— определять и формулировать цель деятельности на занятии; — умение анализировать, учитывать установленные правила в планировании, оценке и коррекции своего поведения; — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения. Коммуникативные — умение сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою позицию; — выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные — поиск и выделение информации в различных источниках; — умение формулировать проблему; — применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования; — находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее; — наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях, их занятиях, интересах. |
2 год обучения
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
— способность идентифицировать себя с обществом, чувствовать себя гражданином и патриотом своего края, своей страны;
— сформированность мотивации к учебной деятельности, мотивации к достижению результата; — знание моральных норм и сформированность морально- этических суждений. |
— знание великих писателей России, чья творческая судьба связана с Оренбургским краем;
— знание природной зоны, в которой находится область; — знание основных полезных ископаемых; — знание основных водоемов и правил поведения в экстремальных ситуациях; — знание животных и растений области. Красная книга; — знание природных памятников; — умение использовать полученные знания при решении учебно- познавательных и учебно- практических задач; — знание понятий «экспозиция», «экспонат», правила осуществления их хранения; — умение применять эти знания в создании домашних или школьных выставок, домашних музеев. |
— умение планировать собственную деятельность;
— умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; — умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации; — способность к осуществлению логических операций: сравнение, анализ, обобщение; — умение плодотворно сотрудничать с педагогом и сверстниками, принимать ответственность за результат своих действий. |
3 год обучения
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
— способность вносить посильный вклад в общий процесс проектной деятельности;
— осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов, населяющих Оренбургскую область; — сформированность мотивации к учебной деятельности, мотивация к достижению результата; — знание моральных норм, сформированность морально- этических суждений. |
— умение использовать полученные знания при решении учебно- познавательных и учебно- практических задач;
— знание культуры, быта, традиций Оренбургских казаков; — содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие», «исторические источники»; — знание основных фактов из истории своего города; — знания знаменательных исторических событий; — знание первых губернаторов Оренбургского края; — знание народов, населявших край в далеком прошлом; — уметь восстановить ход исторического события: Восстания Пугачева; — знать Оренбургскую область в годы ВОВ. |
— самостоятельное планирование своей деятельности;
— умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; — умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации; — умение плодотворно сотрудничать с педагогом и сверстниками, принимать ответственность за результаты своих действий. |
4 год обучения
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
— способность идентифицировать себя с обществом, чувствовать себя гражданином и патриотом своего края и своей страны;
— осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов, населяющих Оренбургскую область; — сформированность мотивации к учебной деятельности, мотивации к достижению результатов; — эмоционально положительное отношение обучающихся к образовательному учреждению; — ориентация на познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями; — сформированность основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою семью, школу, город, страну. |
— знание памятников и исторических мест родного города;
— умение вести самостоятельную проектную деятельность по созданию новых экспозиций, выставок; — умение вести экскурсионно- лекторскую работу; — знание церквей области; — знать города края; — знать парки города; — знать народы, населяющие область; — знание традиций и исторического быта своего народа. |
— умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение нужной информации из различных информационных источников; — способность к осуществлению логических операций сравнения и анализа. |
- Способы определения результативности дополнительной общеобразовательной программы
Способами определения результативности дополнительной общеобразовательной программывыступают диагностические методики, рассчитанные на оценкупредметных знаний, УУД, качеств личности (Приложение 2). Программа предполагает проведение различных форм контроля промежуточных и итоговых результатов: тестирование, анкетирование детей, проведение предметных проб, решение творческих заданий, наблюдение педагога на занятиях, защита проектных работ.
Формой подведения итогов реализации данной программы выступают викторины, игры, соревнования, праздники, конкурсы различного уровня (городские, Российские, Всероссийские) и др.