Интегрированное мероприятие в речевой группе детей с ОНР
Авторы: учитель-логопед Кизяева Галина Викторовна, воспитатель Карслян Екатерина Анатольевна
МДОУ «Детский сад №73» город Магнитогорск.
Интегрированное мероприятие в речевой группе детей с ОНР «Книга — мой друг»
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в образовательной деятельности дошкольников логопедической группы старшего возраста
Файл: интегрированное мероприятие
Интегрированная непрерывно непосредственно образовательной деятельностьпо развитию речив речевой группе детей с общим недоразвитием речи
старшего дошкольного возраста
Тема:«Книга твой друг, без неё как без рук»
Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Цели.Формировать восприятие детской литературы и книжной культуры. Способствовать пониманию и различению на слух текстов литературных жанров. Формировать связную речь, расширять кругозор детей, пополнять словарный запас.
Коррекционно – образовательные задачи. Дать представление о фольклорных жанрах: загадка, потешка, сказка, пословица.Активизировать словарь, расширять представления детей о книге и её значении. Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжать учить детей отгадывать загадки; раскрывать скрытый смысл в пословице, сказке, потешке.
Коррекционно — развивающие задачи.Развивать интерес к книге,художественное восприятие. Развивать умение делить слово на слоги. Развивать чуткость и интерес к форме своей речи. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую и общую моторику.Продолжать развивать сценические и музыкальные способности детей.
Коррекционно — воспитательные задачи.Воспитывать желание знакомиться с содержанием книги и бережное отношение к книге.Воспитывать интерес к устному народному творчеству; к русским народным инструментам.Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Форма организации ННОД: групповая
Оборудование:«Книга –сюрприз» (короб);конверты с заданиями;картинка «Знайка»; картинки диких животных (загадки: лиса, ёж, заяц, медведь, белка); шапочки белочки, лисички, петуха (инсценировка потешки); картинкиживотныхиз сказки «Рукавичка» (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь); разрезные картинки в виде «Танграм» по сказкам «Рукавичка» и «Коза и 7 козлят»; музыкальные инструменты (бубны, маракасы, шекер, шумелки); медали на каждого ребёнка «Лучший читатель»
Участники. Дети старшего дошкольного возраста логопедической группы, воспитатель, учитель-логопед.
Предварительная работа: беседы «История книги», «Как рождается книга», «Какой бывает книга?», «Книга – мой лучший друг» «Берегите книгу»; рассматривание выставки «Книга – источник знаний»; рассматривание сюжетных картинок «Какие книги читали наши предки», «Где делают книгу»; изготовление «Книжки – малышки»; работа в творческой мастерской «Книжкина больничка»; чтение сказок «Коза и 7 козлят», «Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Три медведя»; придумывание загадок про книгу; разучивание стихов, потешек, пословиц о книге.
Ход ННОД.
1.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса?
Дети: Да.
Воспитатель: Я тоже верю. Что вы можете назвать чудом?
(размышления детей о чуде)
Учитель-логопед.(выставить картинку Знайки). Ребята,Знайка хочет проверить ваши знания. Отгадайте загадку.
Что за добрые друзья
Живут в доме у меня?
Они стоят в шкафу на полках
В переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле! (Книги.)
2.Основная часть.
Воспитатель: Чудес на свете много, но самое прекрасное чудо на свете – это книга. Посмотрите, ребята, Знайка подготовил нам сюрприз (достать большую книгу-коробку) Воспитатель открывает книгу, в ней лежат конверты
Воспитатель(Открывает конверт №1):«ЗАГАДКИ»
Учитель-логопед.Знайка рассказывает вам, что загадки – это народный фольклор. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа)
Воспитатель (загадывает загадки):
1.Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(лиса)
2.Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.(ёж)
3.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора(заяц)
4.Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?(медведь)
5.Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в рыжей шубке — летом.(белка)
(Дети отгадали загадки, на доске картинки животных, которые были в загадках.)
Учитель-логопед.Ребята, назовите одним словом этих животных.
Дети: Дикие животные.
Учитель-логопед.Что вы сейчас отгадывали?
Дети: Загадки
Учитель-логопед. Кто помнит, что такое загадка?(Ответы детей)
Воспитатель(открывает конверт №2):«ПОТЕШКИ»
Учитель-логопед.Знайка рассказывает вам, что потешка – это народный фольклор, он создаётся для детей. Потешки состоят из звуков, слов и предложений.
Физминутка «Звуки»
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
Звуки, звуки – малыши, притаились в тиши.
Звуки в слоги вырастают И головки поднимают. Из слогов уже и слово Тут как тут всегда готово. Большое предложение достойно уважения. |
Дети на корточках свернулись калачиком.
Дети поднимают головки. Дети встают. Дети поднимают руки вверх. |
Воспитатель:Давайте расскажем Знайке потешку про зайца и лисичку!
(Дети инсценируют потешку, озвучивают звуки с помощью музыкальных инструментов)
Едем-едем на тележке
Скрип-скрип
Распевать в лесу потешки:
Листья ласково шуршат,
Ш-ш-ш
Птички звонко так свистят.
Фью-фью
Белочка на веточке орешки грызет,
Цок-цок-цок,
Рыжая лисичка зайчишку стережет: тс-тс!
Долго-долго ехали, наконец, приехали!
В ямку — ух! А там петух!
Ку-ка-реку!Ку-ка-реку!
Учитель-логопед. Кто помнит, что такое потешка? (Ответы детей)
Воспитатель(открывает конверт №3): «СКАЗКА»
Учитель-логопед.Знайка рассказывает вам, что сказка – это рассказ о необычном, волшебном. Сказка придумывается для детей, чтобы они могли отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Воспитатель.Ребята, покажите Знайке, что вы знаете много сказок!
1.Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый волк.
Шкуру белую надел
Нежным голосом запел.
Вы ответьте без подсказки
Кто сумел спасти ребят?
Это знаем мы из сказки…. (Волк и семеро козлят)
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под …
Рада мышка-поскребушка
И зеленая …
Рад и побегайчик –
Длинноухий …
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко,
И кабан туда попал,
И лиса, и …
Всем хватило места в нем,
Вот какой чудесный …
«Дзинь-ля-ля!» – поет синичка.
Это сказка «……..» (Рукавичка)
Учитель-логопед.Что такое сказка? (ответы детей). Давайте поиграем с персонажами сказки «Рукавичка». Вспоминайте, что потерял дед по дороге?Кто первым заселился в рукавичку, кто потом… (каждый персонаж вывешивается в виде картинки на доску и дети разбивают слово на слоги. Под каждым словом выставляется слоговая схема).
Воспитатель. Ребята, сейчас мы Незнайке расскажем про кошку
Пальчиковая гимнастика «Кошка на ладошке»
Подставляй ладошку (Протягиваем вперед руку вверх ладошкой)
Расскажу про кошку (Гладим одну ладонь другой)
Будем пальчики считать? (Шевелим вытянутыми вперед пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сживаем и разжимаем пальцы в кулачок)
Раз-два-три четыре-пять! (По очереди загибаем пальцы на руке)
Вот – кулак, (Опять пальцы сжимаем в кулак)
А вот – ладошка. (И снова разжимаем, показывая ладошку)
На ладошку села кошка! (Ставим на открытую ладонь пальцы другой руки)
И крадётся потихоньку, (Пальцами «пробегаем» по руке вверх до плеча)
И крадётся потихоньку… (Шёпотом)
Видно мышка там живёт! (Прячем пальцы второй руки под мышку)
Воспитатель. А сейчас соберём сказки (дети делятся на две команды, собирают сказку из разрезных картинок и называют её).В конверте разрезные картинки в виде «Танграм»посказкам: «Рукавичка» и «Волк и 7 козлят».
Воспитатель(открывает следующийконверт №4):«ПОСЛОВИЦЫ»
Учитель-логопедЗнайка рассказывает вам, что пословица – этотоже фольклор. Пословица – это краткое и мудрое изречение. Текст пословицысостоит из одного предложения.
Воспитатель.Я начну пословицу, а вы, ребята, продолжите её.
-Кто много читает, тот многознает.
-Книга учит жить, книгой надодорожить.
-С книгой поведёшься – ума …наберёшься..
-Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
-Книга твой друг, без неё как без рук.
-Книгу читать скуки не знать.
Учитель-логопед.Что такоепословица? (ответы детей).
Воспитатель(открывает конверт №5):«ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ». Вы,ребята, много узнали из книг.А знаете ли вы правила обращения с книгой?»
Давайте поиграем в игру «Да – Нет».Если ваш ответ «Да» — хлопаем в ладоши, если «Нет» — топаем ногами.
Книга боится дождя?
Закладкой для книги может быть карандаш?
Книга не любит, когда ее листают во время еды?
Книга любит, когда на ней рисуют?
Книгу надо брать чистыми руками?
Книги надо убирать на место?
Можно вырывать листочек из книги?
Молодцы! Запомните эти простые правила, и ваши книги долго будут вам служить.
3.Заключительная часть.
Воспитатель(открывает конверт №6)
«Молодцы, ребята! Нам очень приятно, что вы любите книги, читаете их вместе с родителями и взрослыми, и умеете беречь! Вы все замечательные читатели и очень умные и дружные ребята! И вы достойны медали «Лучшего читателя».
Вручение медалей.
Воспитатель: Вот это приключение у нас сегодня получилось. Я желаю вам, друзья, чтоб книга навсегда оставалась вашим самым лучшим другом: «Книга твой друг, без неё как без рук».
4.Подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа в «Творческой мастерской» родителей и ребят
Работа в мастерской «Книжкина больничка»
Информационная работа с родителями