Ритмика и танец для учащихся 5-7 классов
Автор: учитель хореографии Зимина Альбина Николаевна.
Муниципальное Автономное Образовательное учреждение гимназия№13 г. Томск.
Ритмика и танец для учащихся 5-7 классов.
Файл: программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» составлена в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС основного общего образования. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции координации деятельности муниципальных методических служб в рамках пилотного проекта «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: экология, здоровье, безопасность (Программа Унитвин Юнеско).
Методической основой программы курса внеурочной деятельности «Ритмика» являются:
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ гимназии №13 г. Томска;
- Сетевая образовательная программа «Образование через коммуникацию»;
- Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.
Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно- эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья учащихся.
Цель программы— приобщение детей к физическому совершенствованию, танцевальному искусству, развитие их художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
-формирование необходимых двигательных навыков, развитие музыкального слуха и чувство ритма;
-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и
ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим
движениям;
-развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие
координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и
танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
-развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, танцевальных навыков;
— формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;
-улучшение психического состояния, повышение работоспособности и двигательной активности;
-воспитание умений работать в коллективе.
Центральным направлением реализации данной программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования является духовно-нравственное развитие личности. Преобладающим видом внеурочной деятельности в рамках реализации программы является проблемно-ценностное общение.
Программа направлена на работу с разными группами обучающихся, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как позволяет выстроить каждому участнику внеурочной деятельности индивидуальную траекторию развития, основанную на разнообразных видах активной деятельности.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Занятия по ритмике имеют преемственность и тесно связаны с обучением на уроках физической культуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Кроме того, программа курса направлена на реализацию принципов образования в интересах устойчивого развития, что определяет «сквозной» характер работы по изучению «зеленых аксиом» в рамках модели внеурочной деятельности гимназии в целом.
Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Занятия ритмикой должны быть направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных, универсальных учебных действий, основным из которых является:
— формирование правильного физического развития и укрепление детского организма;
— развитие эстетического вкуса, культуры поведения и общения, художественно — творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, обогащение кругозора.
Программа позволяет достигнуть воспитательных результатов трех уровней в соответствии с классификацией Д.Григорьева, П. Степанова:
- приобретение социальных знаний в развития творческого воображения школьников, формирование произвольного внимания, развитие памяти.
- практическое подтверждение приобретенных социальных знаний и формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения социальной реальности в целом в условиях равноправного взаимодействия на уровне танцевальной группы, гимназии, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занятия ритмикой оказывают организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность. Ученики должны научиться соединять музыку с движением, работать в ритме музыки, работать в паре, в коллективе, проводить самостоятельно разминку и выполнять определённые комплексы упражнений для отдельных групп мышц и подвижности суставов. Учащимися должны быть освоены азы ритмики, азбуки классического танца, изучены танцевальные элементы, исполнение бальных и народных танцев.
- опыт самостоятельного общественного действия приобретается во время публичных выступлений и участия в конкурсах. Приобретается способность к самостоятельной танцевально – музыкальной импровизации.
Программа по ритмике состоит трех разделов: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения с использованием оборудования; танцевальные упражнения. В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
В соответствии с новым Базисным учебным планом предмет “Ритмика и танец” изучается в 1-4 и 5-7 классах, на изучение в каждом классе отведено 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). Данная программа разработана на 3 года. Возраст детей 11-13 лет. Продолжительность занятия –40 минут, 1 час в неделю, 34час — в год .
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
Основными в освоении программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения. Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
— приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнять определённые танцевальные движения,
— освоение сведений о танцах разных народов и различных эпох и приобретение позитивного отношения школьника к традициям другого народа;
— овладение навыками двигательной активности, как основы здорового образа жизни;
— расширение рамок культурного и исторического образования детей;
— приобретение опыта публичного выступления;
— умение выражать свои эмоции средствами хореографического искусства;
— умение самостоятельно разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
— приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
— приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей;
— умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты:
— умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— самовыражение ребенка в движении, танце;
— приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— умение координировать свои усилия с усилиями других;
— организованно строиться (быстро, точно);
— развитие ценностного отношения к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
— развитие и укрепление мышечного аппарата.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предмет “Ритмика” включает разминку, общеразвивающие упражнения и танцы разных народов.
В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: позиции ног, позиции рук, позиции в паре, линия танца, направление движения, углы поворотов.
Разминка проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача упражнений разминки развить координацию, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Общеукрепляющие движения на занятиях развивают координацию, выполняются элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев: на носках, каблуках, перекаты стопы, высоко поднимая колени, выпады, ход лицом и спиной, бег с подскоками, галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Перестроения для танцев: “линии”, “хоровод”, “шахматы”, “змейка”, “круг”.
Задачей общеукрепляющих упражнений является приобретение навыков через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
Танцы разных народов позволяют расширять кругозор о культуре, традициях, костюмах, истории и характере различных народов.
Программа содержит 5 разделов для трех лет обучения. Содержание разделов программы определяет виды деятельности обучающихся
Разминка 6ч.
Понятие разминки. Виды упражнений на различные группы мышц. Комбинированные упражнения для головы, рук, ног, корпуса.
Формы проведения занятий:
Беседа, практикум.
Общеразвивающие упражнения 6ч.
Изучение простейших элементов танцевальной практики.
Усложнённые варианты и комбинаций из простых изученных элементов путем комбинирования их между собой.
Формы проведения занятий:
Беседа, индивидуальный практикум (импровизация), работа в парах.
Бальные и современные танцы 6ч.
Знакомство с бальными и современными танцами. Виды танцев. «Самба», «Ча-ча-ча», «Хип-хоп», «Модерн» и т.д.
Формы проведения занятий:
Беседа, просмотр видеоматериала, практикум.
Народное творчество 8ч.
Знакомство с историей и творчеством разных народов и культур.
Русский танец, татарский танец, болгарский танец, украинский танец и др.
Формы проведения занятий:
Беседа, просмотр видеоматериала, постановка этюдного материала, практикум.
Групповое и индивидуальное творчество 8ч
Творческие и танцевальные проекты, представление проектов.
Формы проведения занятий:
Беседа, практикум, защита проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Разминка | 6 | 6 | Предварительный разогрев мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног. | |
Общеразвивающие упражнения | 6 | 6 | Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. | |
Бальные танцы латиноамериканская программа | 6 | 1 | 5 | Танец «Самба»
Танец «Ча-ча-ча» Основные движения по одному и в парах. |
Пляс и его особенности. Рсский танец. | 8 | 1 | 7 | Основные движения русского народного танца, положения рук, положения ног, основные движения и ходы. |
Групповое и индивидуальное творчество. | 8 | 1 | 7 | Мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня).
Индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя). |
Итого | 34 | 3 | 31 |
6 класс
Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Разминка | 5 | 5 | Предварительный разогрев мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног. | |
Общеразвивающие упражнения | 5 | 5 | Общеукрепляющие и развивающие упражнения под музыку по специальной системе подготовки начинающих танцоров Прыжки: маленькие и большие прыжки; по разным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой. | |
Современные танцевальные направления | 9 | 1 | 8 | Знакомство с современными танцевальными направлениями. Изучение одного из направлений на усмотрение учащихся и педагога (модерн, хип-хоп, брейк, стрит и т. д.). |
Пляс и его особенности. Танцевальная культура Татарского народа. | 7 | 1 | 6 | Танцевальная культура татарского народа. Общие положения рук и позиции ног в татарском танце, основные движения и ходы. |
Групповое и индивидуальное творчество. | 8 | 1 | 7 | Мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня).
Индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя). |
Итого | 34 | 3 | 31 |
7 класс
Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Разминка | 5 | 5 | Предварительный разогрев мышц, знакомство с основными группами мышц. Основные группы мышц верхнего плечевого пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как залог формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника и их специфика. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их работы. Основные группы мышц ног. | |
Современные танцевальные направления | 9 | 1 | 8 | Изучение нескольких направлений на усмотрение учащихся и педагога (модерн, хип-хоп, брейк, стрип и т. д.) |
Народное творчество Болгарии | 4 | 1 | 3 | Знакомство с народным творчеством Болгарии. Танцевальный болгарский этюд «Рука в руке». |
Пляс и его особенности. Танцевальная культура украинского народа. | 8 | 1 | 7 | Знакомство с особенностями украинского народа. Разучиваем украин. этюд «Трапатянка». |
Групповое и индивидуальное творчество. | 8 | 8 | Мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня).
Индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя). |
|
Итого | 34 | 3 | 31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание курса 5 класс
1.Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2.Общеразвивающие упражнения
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
3.Бальные танцы (латиноамериканская программа)
- Танец «Самба»
— основное движение по одному, в парах;
— самба-ход на месте по одному, в парах;
— бота-фого по одному, в парах;
— виск по одному, в парах;
— виск с поворотом;
— самба-ход;
— самба-ход в променадной позиции;
— поворот под рукой;
— Вольта
- Танец «Ча-ча-ча»
— основной шаг по одному, в парах;
— Нью-Йорк по одному, в парах;
— Алемана;
— Три ча-ча-ча по одному, в паре;
— обоюдный поворот;
— правый волчок по одному, в паре;
— раскрытие;
— веер.
- Пляс и его особенности. Русский танец
Положения рук:
Руки в русском народном танце играют важную роль, их многообразные переходы из одного положения в другое дополняют и украшают движения корпуса. Наиболее простые положения рук:
— руки свободно опущены вдоль корпуса;
— согнуты в локтях, ладони или кулачки лежат на талии;
— раскрыты в стороны чуть ниже II позиции или подняты вверх;
— скрещены на груди, но не прикасаются к корпусу.
Положения ног:
При изучении элементов русского народного танца используются, как правило, I, II, III и VI позиции ног, аналогичные позициям классического танца, но в более свободной форме.
Основные движения:
— переменный ход вперед;
— переменный ход назад;
— русский ход с каблука;
— гармошка;
— припадание;
— моталочка;
— ход с подскоком и ударом носка;
— веревочка;
— веревочка с шагом на каблук;
— ковырялочка;
— дробный ход.
Свободные композиции русской пляски.
- Групповое и индивидуальное творчество
— мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня);
— индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание курса 6 класс
- Разминка
Закрепляются знания и навыки.
- Общеразвивающие упражнения
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач.
- Современные танцевальные направления
Знакомство с современными танцевальными направлениями. Изучение одного из направлений на усмотрение учащихся и педагога (модерн, хип-хоп, брейк, стрит и т. д.).
- Танцевальная культура татарского народа. Общие положения рук и позиции ног в татарском танце, основные движения и ходы
Положения рук:
Девушки:
— придерживают край фартука;
— опускают руки вниз, ладони слегка отогнуты в стороны;
— одной рукой придерживают край головного платка, вторая рука на талии;
— одной рукой придерживают край фартука, другой – край платка, как бы закрываясь им;
— держатся двумя руками за кончики головного платка на уровне висков.
Во всех положениях одна рука может находиться на талии.
Юноши:
— держат руки на талии;
— закладывают обе руки за спину;
— разводят руки в стороны, ладони слегка отогнуты («смотрят» в стороны);
— двумя руками как бы придерживают сзади тюбетейку;
— скрещивают руки на уровне груди, локти приподняты.
В движениях рук в танце у юношей также активно используется платок, который может быть перекинут через плечо, зажат в вытянутой вперед руке и т. д.
Позиции ног:
В татарском танце применяются I, III, V и VI свободные позиции ног.
Основные движения
— первый ход;
— основной ход;
— большой шаг;
— обратное «чалыштыру»;
— забивание гвозде
Основные движения:
— первый ход;
— основной ход;
— большой шаг;
— обратное «чалыштыру»;
— забивание гвоздей;
— пятка-носок;
— цепочка;
— елочка;
— эпипе;
— уголок;
— па де баск на носок;
— перебор.
Танцевальные этюды, свободные композиции.
- Групповое и индивидуальное творчество
— мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня);
— индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Содержание курса 7 класс
- Разминка
Закрепляются знания и навыки.
- Современные танцевальные направления
Изучение нескольких направлений на усмотрение учащихся и педагога (модерн, хип-хоп, брейк, стрип и т. д.)
- Народное творчество Болгарии.
Знакомство с народным творчеством Болгарии:
— изучение обычаев и традиций.
— изучение характерных особенностей костюма и быта людей.
-танцевальный болгарский этюд «Рука в руке».
- Пляс и его особенности. Танцевальная культура украинского народа. На примере этюда «Трапатянка»
В украинском танце применяются I, III, V и VI свободные позиции ног.
Основные движения:
— основной ход с каблучка;
— ключ «подбивка»;
— маленький «голубец» в продвижении;
— «упадание» на левую и правую ногу;
— шаг -«корзинка», в ногах;
— «ковырялочка» в повороте ;
— «боковой ход»;
— заворот, руки в положении «вензель»;
— шаг «припадания» с мелким бегом;
— положение рук на плечах;
— отскок по 6 поз.;
— ход по кругу с разворотом корпуса;
Танцевальный этюд «Трапатянка».
- Групповое и индивидуальное творчество
— мастер-клип на песню (групповое творчество, обыгрывается любая песня);
— индивидуальные схемы (самостоятельно сочинить схему в определенном характере и стиле на усмотрение учителя).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Материально-техническое обеспечение кабинета
— учебный кабинет, актовый зал;
— магнитофон;
— компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
— фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке
— наглядные демонстрационные пособия;
— коврики для выполнения упражнений;
— степы,резина,мячи.