Методическая разработка Основы композиции программ по чирлидингу
Автор: Педагог дополнительного образования Бреннер Ольга Геннадьевна.
МАУ ДО «ЦДТ «Ритм» г. Перми г. Пермь.
Методическая разработка: Основы композиции программ по чирлидингу.
Файл: методическая разработка
Методическая разработка:
Основы композиции программ по чирлидингу.
Композиция – понятие, в переводе с латинского языка,означающее «составление», «связывание» (compositio).
В чирлидинге оно ассоциируется с составлением, связыванием, сочинением ее основных программ – «Чир»и «Чир-Фристайл». Потому одной из основных составляющих работы тренера является постановка данных программ для выступлениячирлидеров на соревнованиях.
Для того чтобы построить программу какого-либо выступления, тренеру необходимо знать основы композиции (композиционного построения) той или иной
программы, успех которой зависит от множества факторов, а именно:
— основные положения о чирлидинговых программах (базовые движения, методика исполнения прыжков, вращения, станты, элементы акробатики, махи, использование кричалок, чантов и т. д.);
— законы композиционного построения программы;
— возрастные особенности исполнителей программы (младшие дети, дети, юниоры, взрослые);
— степень подготовленности исполнителей и их физические возможности.
Любая программа по чирлидингу выполняется под музыку. Подбор музыки – это одна из самых сложных проблем для постановщика программы. Для постановки программы по чирлидингу разрешается, как компоновать несколько музыкальных произведений, так и использовать цельную музыкальную композицию.
Выбирая музыкальный материал, необходимо учитывать:
— стиль музыкального произведения;
— темп, с которым могут справиться исполнители;
— музыкальный размер;
— динамические зффекты;
— паузы;
— особенности построения музыкальных фраз, с которых должны начинаться и которыми должны заканчиваться фрагменты программы;
— спецэффекты (растяжения, всплески,аккорды);
— драматургия развития музыки.
Драматургия, как понятие, происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Драматургия театра, кино, музыкального, хореографическогопроизведений, а также и чирлидинговой программы имеют общие закономерности, тенденции развития, но каждое из них, вместе с тем, имеют специфические особенности.
Сегодня в композиции любого произведения, в том числе и чирлидинговой программы, мы различаем пять основных частей: экспозицию, завязку, развитие действия или ступени перед кульминацией, кульминацию, развязку.
Экспозиция – это выход участников на площадку. Здесь складывается представление о команде, так как стиль, манера, техника исполнения движений, кричалок, костюмы команды и прочие составляющие композиции, заявленные в начале программы, позволяют создать это представление.
Завязка – само понятие говорит о том, что в следующей за экспозицией части программы начинается (завязывается) ее главное действие, в основе которого первые рисунки и лексика программы (здесь присутствуют наиболее простые базовые движения, станты, прыжки и т. д.) получают свое первоначальное развитие. Как правило, изменяется и характер музыки.
Развитие действия – это центральная часть программы выступления, где постепенно усложняются и раскрываются все части ее композиции. Например, все движения илистанты и пирамиды насыщаются вращениями, прыжками, изменениями ракурсов, более сложным комбинированием. Усложняются построения на площадке, нарастает и развивается музыкальное сопровождение, подводя все действия к кульминации.
Кульминация – наивысшая точка развитиядраматургии программы. Здесь достигает наивысшего технического и эмоционального накала динамика ее развития. Кульминация может выявляться наиболее сложным пластическим решением – сложными стантами и пирамидами, прыжками и вращениями, а также необычными перестроениями. Кульминации обычно соответствует наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.
Развязка– это завершение действия. Развязка может быть либо мгновенной, совпадающей с кульминацией программы (когда резко обрывающееся действие и становится финалом выступления), либо наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки выступления зависит от задач, определенных тренером. Если он определяет характер развязки как мгновенный, то берет в основу самые интересные по зрительному восприятию движения и построения. Развязка – это идейно-нравственный итог программы, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего в момент выступления.
Таким образом, чтобы создать драматургически развитую программу, тренер сочетает все элементы ее композиции – как внутренние, так и внешние. Он выстраивает программу в соответствии с законом построения действия – отпростого к сложному, поддерживая у зрителя все возрастающий интерес к выступлению.
Следует заметить, что наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки должны присутствовать не только во всей программе выступления, но и в каждой ее части. В связи с данной особенностью драматургия постановки как бы пронизывает все составные части композиции и присутствует, в частности, в музыке, рисунке и лексике постановки.
Важным моментом в постановке программы по чирлидингу является рисунок программы, который, также, развивается в соответствии с основным законом построения действия. Разнообразие рисунков в программе, развитие их от простого к сложному(как и самих элементов программы) и ведет к кульминации постановки и выражает апогей творческой фантазии тренера в области расположения и перемещения чирлидеров по площадке.
Таким образом, композиция любой программы по чирлидингу– это:
— ее построение,имеющее определенные тренером содержание, характер и предназначение, соподчиняющее внутренние и внешние компоненты программы друг другу и в целом;
— мотивированное расположение внутренних и внешних компонентов программы, где приоритетным являются внутренние компоненты.
При построении программы по чирлидингу, необходимо учитывать обязательные требования и правила построения спортивного выступления.
Правила построения программы по чирлидингу.
Максимальная продолжительность программы в номинациях «Чир» и «Чир-Фристайл» — 2 минуты 30 секунд, в возрастных категориях «младшие дети» и «дети» — 2 минуты. Минимальное время не устанавливается.
Элементы «Чир» программ:
Блок с чиром. Обязательно выполняется перед началом программы без музыки, продолжительностью минимум 30 секунд. Обязательно использование средств агитации. Предпочтительно использование наиболее ярких элементов программы для агитации(станты, пирамиды, акробатика).
Станты. При включении стантов в программу следует учитывать их сложность и разнообразие (количество баз, количество стантов, заходы, спуски, положения флаеров), синхронность или четкое выдерживание пауз при выполнении в риппл, технику и чистоту исполнения.
Пирамиды. При использовании пирамид в программе следует учитывать их сложность (заходы, спуски, уровни, количество верних), скорость построения и разбора, устойчивость, оригинальность, технику и чистоту исполнения.
Выбросы. При выполнении выбросов стоит обращать внимание на сложность элементов в воздухе, высоту выброса, синхронность или четкое выдерживание пауз при выполнении в риппл, разнообразие, технику и чистоту исполнения.
Акробатика. Должна выполняться как с места, так и с разбега. Хотя бы один элемент акробатики должен выполняться всеми членами команды одновременно или в риппл. Здесь также оцениваются сложность, синхронность, разнообразие, техника и чистота исполнения. В раздел акробатики входят и чир-прыжки, которые могут использоваться для визуального эффекта и разнообразия программы, но не являются обязательным элементом.
Элемент «чир-данс» не является обязательным в программах «Чир», но может использоваться по усмотрению тренера, также для визуального эффекта, как украшение программы.
Элементы «Чир — Фристайл» программ.
В программах «Чир – Фристайл» обязательные элементы как таковые отсутствуют. Использование тех или иных элементов является решением постановщика программы или тренера. Но чем больше элементов и чем качественней они выполнены, тем безусловно выше уровень программы и сильней визуальный эффект.
К таким элементам относятся:
— Чир-прыжки;
— Лип-прыжки;
— Шпагаты, махи;
— Вращения;
— Лифты(поддержки);
— Акобатические элементы(кувырок, колесо, рондат, переворот);
— Работа в парах.
Вся программа по «Чир – Фристайлу» обязательно выполняется с помпонами (100% программы).
При постановке программы следует обращать вниманиена:
— технику работы с помпонами (четкость линий рук, использование помпонов на разных уровнях, резкость, мощность и амплитуда движений);
— синхронность и соответствие движений музыкальному ряду;
— креативность и оригинальность программы (использование акцентов в музыке, уникальность стиля, оригинальность хореографии, формации и перестроения, смена уровней, работа в группах, контраст).
В любой программе выступления по чирлидингу очень важным является выполнение основной задачи данного вида спорта, а именно – способность динамичной и зажигательной программой вызвать положительную реакцию зрителей. Не менее важным является соответствие хореографии, текстов музыкального сопровождения и костюмов возрастной категории чирлидеров.
При постановке программы по чирлидингу необходимо учитывать уровень подготовки и способности спортсменов, для того, чтобы выполнить уровень заявленной сложности.