Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы
Автор: воспитатель Шлимакова Юлия Валерьевна.
ЧДОУ «Центр развития ребенка — православный детский сад «Вера, Надежда, Любовь» город Невинномысск.
«Православные книги»
Занятие проводится накануне Недели Православной Книги (2 неделя марта) Цель: формирование у детей интереса к православной культуре, ценностям и традициям православия, интереса к чтению, бережного отношения к книге. Вызвать у детей интерес к чтению духовных книг, элементарные знания об истории создания книг, книгопечатания. Формировать понимание, что русская культура и образование тесно связаны с православием, духовностью.
Файл: конспект
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Православные книги».
Подготовила и провела воспитатель Шлимакова Ю.В.
Занятие проводится накануне Недели Православной Книги (2 неделя марта)
Цель: формирование у детей интереса к православной культуре, ценностям и традициям православия, интереса к чтению, бережного отношения к книге.
Задачи образовательные: вызвать у детей интерес к чтению духовных книг, элементарные знания об истории создания книг, книгопечатания.
Задачи воспитательные: формировать понимание, что русская культура и образование тесно связаны с православием, духовностью.
Ход занятия:
Часть 1.
Рассказ воспитателя, его вопросы и ответы детей сопровождаются показом презентации «Первая печатная книга на Руси».
— Ребята, скоро мы будем отмечать праздник — День Православной книги. Кто помнит, почему мы отмечаем его именно в эти дни? (ответы детей)
— Правильно, потому что давно-давно, 500 лет назад в эти дни была издана первая печатная книга.
— А как создавались книги до того, как их начали печатать?
(ответы детей, обобщение педагога — книги переписывали от руки, это был долгий труд, поэтому книги были дорогими, доступными немногим людям)
— Кто издал первую книгу на Руси? (Иван Федоров)
— Где была напечатана книга? (в Москве, на печатном дворе монастыря)
— Посмотрите, на каком станке была напечатана книга. Много нужно было вложить труда, чтобы напечатать книги с помощью такого станка. Много работы надо было сделать вручную — вырезать буквы, набрать из них слова, каждый лист отпечатать отдельно, затем сшить листочки в единую книгу. И всё же это было быстрее, чем переписывать книги от руки. Ведь переписчик пишет всего одну книгу, а печатать модно одновременно несколько сотен или даже тысяч книг.
— Как называлась первая книга? («Деяния Апостольские» или, кратко, «Апостол»)
— Как вы думаете, почему первой книгой была не книжка со сказками или песнями, а именно православная богослужебная книга?
Ответы детей, воспитатель обобщает: Люди были верующие, для них было очень важно знать о Боге, о Церкви, они хотели сохранить эти знания, передать их своим детям, поэтому печатались такие книги.
— На каком языке напечатана книга? (Церковнославянском)
— Как была украшена книга? (цветными узорами, картинками, красивыми заглавными буквами)
— Рассмотрите внимательно буквицы. Какие буквы они вам напоминают? (находим сходство буквиц с современными буквами алфавита)
— Как вы думаете, почему в числе первых книг был издан и букварь? (предположения и рассуждения детей, затем педагог подводит итог — было очень важно познакомить детей с буквами, научить читать, чтобы смогли прочесть книги, получить знания)
Физминутка «Книжки»
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Дождь идет, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
Часть 2.
— Вы уже в подготовительной группе, совсем скоро станете школьниками. Уже много знаете букв. Давайте поиграем с буквами. Попробуем из отдельных букв составить слова.
Дидактическая игра «Составь слово из букв».
Каждый ребенок получает набор карточек с буквами в количестве до 12 шт. Задание: составить слово, используя имеющиеся буквы. На задание отводится не более 3-х минут. Время измеряется при помощи песочных часов. Можно сложить несколько коротких слов. Затрудняющимся детям педагог проговаривает слово, которое можно составить из данного набора.
По окончании игры обсуждение — чтение выложенных детьми слов. Усложнение — назвать гласные, согласные звуки.
Заключение.
— Ребята, вот и завершилось наше путешествие в мир первых печатных книг Ивана Федорова.
Что интересного вы узнали?
— А теперь я хочу попросить вас вспомнить, какие книги духовные, православные есть у вас дома?
Ответы детей — Библия, молитвослов, Псалтирь.
Читаете ли вы их? Кто помогает вам знакомиться с этими книгами?
Прошу к празднику — Дню Православной книги подготовить рассказ о том, какие книги православные есть у вас дома и как вы их читаете, изучаете. Попросите ваших родных помочь вам рассказать.
В процессе проведения занятия используется презентация, подготовленная НОУ «Живоносный источник» «Первая печатная книга на Руси».