НОД Моя малая Родина — Ингушетия
Автор: воспитатель Тачиева Радимхан Шахмурзиевна.
ГБОУ «СОШ-Детский сад с.п.Джейрах» республика Ингушетия, с.п. Джейрах.
НОД «Моя малая Родина — Ингушетия»
Файл: конспект
НОД в старшей разновозрастной группе
(Нравственно-патриотическое воспитание)
Актуальность выбранной темы:
— «У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые…»
А. Твардовский.
Возрастная группа: старшая
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: групповая
Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическоое развитие», «речевое развитие».
Социальный партнер: музыкальный руководитель.
Литература для подготовки:
1.Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание». М:ЦГЛ, 2004
2.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Авторы – составители: Т.М. Апинина, Г.В. Степанова. УЦ «Перспектива». М. 2012 г.
3.Журнал «Литературни Г1алг1айче». Учредитель правительство Республики Ингушетия.
Литература для детей:
1.«Волшебные сказки Ингушетии». Автор-составитель М. Базоркин. Москва: РИПОЛ Классик, 2012г.
Наглядные средства:
• Изображение символов Ингушетии: герба и флага.
• Набор изображений исторических памятников Республики Ингушетия;
• Мультимедийная презентация «Моя малая Родина – Ингушетия»;
• Видео ролик про Ингушетию;
• Запись гимна Р. Ингушетия;
• Оборудование ИКТ, краски, гуашь, кисточки, салфетки. Ватные палочки.
Цель: Закрепление знаний о Республике Ингушетия, как о малой родине; ознакомление детей с культурными и историческими ценностями Р. Ингушетии.
Задачи:
1.Образовательные:
Обогащать. Уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь слова: «малая и большая Родина»;
Знакомить детей с государственной символикой РФ и государственными символами РИ;
Знакомить детей с особенностями Ингушетии и ее достопримечательностями.
2.Развивающие:
Развивать устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику;
Развивать связную речь детей. Способность доказывать, строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными, развернутыми ответами.
3.Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства любви к малой Родине, через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного края.
Методы проведения НОД: объяснительно-иллюстрированный, практический.
Ожидаемые результаты:
• Активность детей в продуктивной деятельности, связном диалоге;
• Проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям;
• Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
• Усвоение нетрадиционных техник в рисовании: рисование по трафарету, рисование ватными палочками.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 этап: Организационный:
Звучит композиция «Музыка гор».
Воспитатель: Мальчики и девочки. Посмотрите в окно, какой сегодня прекрасный день. Как весело улыбается нам солнышко и дарит нам свое тепло. Давайте и мы поделимся своим хорошим настроением.
Этюд – приветствие.
Здравствуй, небо! (Руки поднимают вверх)
Здравствуй, солнце! (Руками над головой описывают круг)
Здравствуй, земля! (плавно опускают руки вниз).
Здравствуй, планета Земля! (описывают большой круг перед собой).
Здравствуй наша большая семья! (Все берутся за руки и поднимают руки вверх).
Воспитатель: Ребята, в нашу группу пришло письмо из Волшебной страны. Давайте мы его прочитаем.
(Все садятся на палас, воспитатель зачитывает письмо).
«Здравствуйте, мальчики и девочки! Мы, волшебники узнали о том, что вы живете в республике Ингушетия и очень за вас обрадовались. Ведь вы живете в чудесном крае с богатой историей, великолепной природой, каменными башнями и гостеприимными жителями. Очень скоро мы прилетим к вам в гости и надеемся, что вы расскажите нам много нового и интересного о своей малой Родине».
А чтобы рассказать и показать много интересного нашим гостям, нам необходимо узнать много нового самим. Хотите научиться? Тогда в путь за знаниями.
2 этап: Основной.
— Ребята, как вы думаете, что означает слово РОДИНА?
— Какое стихотворение про Родину мы с вами учили?
Родина (Т. Бокова)
Родина – слово большое-большое.
Пусть не бывает на свете чудес.
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно пол – мира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира.
Бабушка, школа, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке.
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже РОДИНА!
Воспитатель: Родина – это страна, в которой мы живем, кто знает, как она называется? (Дети: Россия). И мы ее будем называть – большая Родина.
— У каждого человека есть своя маленькая Родина – место, где он родился и вырос: это может быть город, поселок или деревня. У вас тоже есть малая Родина – это наша республика.
— Ребята, скажите, как называется наша республика? (Ингушетия)
— Давайте мы с вами посмотрим видео ролик о нашей прекрасной Ингушетии.
Видеоролик «Моя Ингушетия»
Презентация «Моя малая Родина – Ингушетия»
— Дети, сейчас мы видим на экране город. Как он называется? Магас – это столица нашей республики. А вы знаете, что означает «Магас»? В переводе это означает «Город Солнца». Давайте мы с вами протянем ладошки к солнцу! Встаньте, пожалуйста!
Физкультминутка.
Солнышко, солнышко,
В небе свети! (Дети тянутся руками вверх,встают на носочки)
Яркие лучики нам протяни! (Вытягивают руки вперед, ладонями вверх).
Ручки мы вложим (разбираются на пары, протягивают друг другу руки).
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами).
Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки).
Там все мы дружно встанем в кружок (образуют круг).
С песнями водим мы хоровод!
Солнышко с нами по кругу идет. (Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки (Хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом по кругу)
Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку).
Мы же на месте сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места).
— Ребята, а вы знаете, что у каждой республики есть свои символы? Какие? (Герб, флаг, гимн).
— Мы с вами уже говорили о символах нашей большой Родины – России. Кто помнит, что изображено на гербе российской Федерации?
— посмотрите, вот это герб России. На нем изображен двухглавый Золотой орел. Он является символом солнца, небесной силы, огня и бессмертия. А кто знает, какие цвета у флага России?
— Белый цвет – цвет чистоты, миролюбия и мудрости; синий цвет – цвет моря и неба – символ свободы; красный цвет – мужества, любви и верности к нашей великой родине.
— Какие вы молодцы!
— А знаете ли вы символы нашей малой Родины – республики Ингушетия? Посмотрите – это герб р. Ингушетия. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему на нем изображены: орел, башня и солнце?
— Орел с распростертыми крыльями – символ благородства и мужества, мудрости и верности.
— Ингушская боевая башня символизирует древнюю и молодую Ингушетию.
— Солнце – это мир.
— Второй символ р. Ингушетия – это флаг. Посмотрите на флаг. Какие цвета вы на нем видите? (Красный, белый, зеленый). А знаете, что обозначают эти цвета?
— Белый цвет символизирует чистоту помыслов и действий, характерных народу Ингушетии. Зеленый – изобилие и плодородие земли ингушской, а также ислам, который исповедуют ингуши. Красный олицетворяет нелегкую многовековую борьбу за свое выживание и право жить на земле своих предков в мире и согласии с соседними народами. Солярный знак означает развитие и процветание народа.
А сейчас я вам предлагаю разукрасить флаг нашей малой родины – республики Ингушетия.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает детям раскрасить флаг р. Ингушетия. Включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
— Ребята, а сейчас мы поговорим с вами о третьем символе нашей малой Родины – гимне. Кто из вас знает, что такое гимн?
— Гимн – это торжественная песня. Она исполняется во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди встают.
— Я знаю, что вы, ребята, знаете гимн своей малой Родины. Давайте мы с вами, сейчас его исполним.
Игра с мячом «Наша малая Родина – какая она?»
— Сейчас мы с вами поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, что вы знаете о своей малой Родине. Я буду задавать вопросы. А тот, кто поймает мяч, будет отвечать. Итак, внимание:
— Родина – что это?
— Как называется наша большая Родина?
— А что такое малая Родина?
— Как называется наша малая Родина?
— Какие символы есть у республики Ингушетия?
— Из каких цветов состоит флаг Ингушетии?
— Вы любите Ингушетию?
— За что вы любите свою Родину?
3 этап: Заключительный.
Воспитатель привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии, самоанализу. Обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную и совместную с родителями деятельность. Предлагает детям оформить выставку своих работ, результат продуктивной деятельности.
Приглашает принять участие в конкурсе чтецов.
Дети делятся своими впечатлениями о проделанной работе, занятии.
— Ребята, сегодня мы многое узнали про нашу Республику – Ингушетия. Теперь, когда к нам прилетят гости из Волшебной страны, мы сможем им многое рассказать про нашу малую Родину. Про нашу республику – Ингушетию. А еще, после занятия, мы прикрепим на стену флаги, которые нарисовали, чтобы гости и родители увидели, какие мы молодцы!
Спасибо за занятие.
Фоторепортаж занятия:
ППРС: Центр «Моя Родина – Ингушетия» сделан своими руками: воспитателем и детьми (техники смешанные: коллаж, папье-маше, пластилинография и др.) Идея создания: Тачиевой Р.Ш.