Авторская программа по кружковой работе «Печки-лавочки»
Автор: воспитатель Куленкова Юлия Анатольевна.
МДОУ «Цветик-семицветик» Нерюнгринский район п. Беркакит.
Авторская программа по кружковой работе «Печки-лавочки»
Эту программу можно использовать при работе с детьми старшего дошкольного возраста
Файл: программа
Программа по кружковой работе «Печки-лавочки»
Содержание программы | ||
№
п\п |
Наименование | Страница |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Цели и задачи программы | |
3 | Формы работы с детьми | |
4 | Методические рекомендации и условия к реализации программы. | |
5 | Система оценки освоения программы | |
6 | Планируемые результаты освоения программы | |
7 | Взаимодействие со специалистами и родителями | |
8 | Сетка ООД | |
9 | Содержание программы кружка | |
10 | Календарно- тематическое планирование | |
11 | Учебно – методическое оснащение | |
12 | Литература |
1.Пояснительная записка.
Организованная деятельность по социально-коммуникативному направлению «Печки-лавочки» реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений.
В дошкольном возрасте открываются большие возможности по становлению личности ребенка. Именно в детстве формируется образ жизни детей и закладывается основа здоровой организации жизни ребенка в будущем.
Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой). Для того чтобы не погибла наша страна в будущем, не исчезла русская культура необходимо знакомить детей с прошлым русского народа. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в разное историческое время развивает познавательные способности детей, человеческие отношения, у детей формируется осознание себя в системе предметного и социального мира.
Организованная деятельность направлена на формирование у дошкольников представлений о жизни народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды и т.д.) и интегрируется с областями: познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Данная организованная деятельность рассчитана для детей подготовительной группы (6-7 лет), сроком на 1 год, проводится во второй половине дня 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут и относится к части формируемой участниками образовательных отношений.
Программа кружка имеет следующие разделы: народная песня, танцы, народные игры, народные музыкальные инструменты, малые жанры фольклора, календарные праздники.
Программное содержание разделов соответствует возрастным особенностям детей. В течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному.
2.Цели и задачи программы
Цель: Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа
Общие задачи:
- Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой.
- Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Задачи музыкального руководителя:
- Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, с традиционными народными праздниками: Осенины, Масленица, Святки, Рождество, Пасха, Ярмарка.
- Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
- Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.
- Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.
3.Формы работы с детьми.
- Беседы;
- Организованная деятельность на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Дидактические игры;
- Работа с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
4.Методические рекомендации и условия к реализации программы.
Рекомендации:
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
Условия:
Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
5.Система оценки освоения программы.
В соответствии ФГОС ДО, педагог в своей работе выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в форме наблюдений за детьми 2 раза в год (октябрь – май) . На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Уровень развития ребёнка определяется по пяти показателям:
1.Жизнь и быт людей на Руси.
2.Народный календарь.
3.Народный фольклор.
4.Русские народные музыкальные инструменты.
5.Русские народные игры.
№
П/П |
Фамилия, имя ребёнка. |
||||||||||||||||
Жизнь и быт людей
на Руси |
Народный календарь и праздники | Народный фольклор: | Русские народные муз. инструменты | Русские народные игры | Уровень развития | ||||||||||||
Устное народное творчество | Музыкальное народное творчество | ||||||||||||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
Н.г. . |
К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||
Общий результат | |||||||||||||||||
Низкий | |||||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||||
Высокий | |||||||||||||||||
6.Планируемые результаты освоения программы.
7.Взаимодействие со специалистами и родителями.
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Также педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
8.Сетка ООД
Группы | Место проведения | Понед. | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
10, 11, 12 | Групповое помещение
№ 2, зона «Русская изба» |
— | — | — | — | 15.30-16.00 |
9.Содержание программы кружка.
РАЗДЕЛ I:
«Народный фольклор»
Устное народное творчество
«Потешки, приговорки, заклички».
«Колыбельные песни, пестушки».
«Считалки, дразнилки, частушки».
«Сказки, загадки, небылицы, былины»
Музыкальное народное творчество
Народные игры
«Календарные, хороводные песни»
РАЗДЕЛ II:
«Народное творчество»
«Гжель, хохлома, дымковская роспись»
«Народная игрушка»
Раздел III
«Жизнь и быт русского народа»
«Знакомство с жилищем, бытом, утварью»
«Одежда русского народа»
РАЗДЕЛ IV
«Русские народные музыкальные инструменты»
«Знакомство с народными инструментами»
«Игра на народных инструментах»
РАЗДЕЛ V
Русские народные игры
РЗДЕЛ VI
Народный календарь и народные праздники
10.Календарно – тематическое планирование.Октябрь
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1 неделя | Мониторинг | Беседа в игровой форме | Анкетирование | |
2 неделя |
«Милости просим гости дорогие» |
Первое посещение детьми «избы»
Цель: познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарь детей: изба, утварь, печь |
Консультация «Что такое фольклор?» | |
3 неделя | «Печь – кормилица» | Знакомство детей с печью, чугуном, ухватом, кочергой
Цель: познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарь детей: изба, утварь, печь. |
Помощь в оформлении макета русской избы | |
4 неделя | «Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна»
И бабушкин сундук |
Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном
Цель: познакомить детей с веретеном, прялкой, какое место они занимали в жизни женщин. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. |
Помощь в пополнении русской избы домашней утварью |
Ноябрь
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1 неделя | Что нам осень принесла?» | Знакомство с осенними праздниками
Народный календарь Цель: знакомство с осенними праздниками, народным календарём, с использованием соответствуюших народных примет, песенок, загадок, пословиц. |
||
2 неделя | Хлеб – всему голова | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел? »
Пословицы и поговорки сказки о хлебе. Цель: познакомить детей с появлением хлеба, разучивание пословиц и поговорок о хлебе. |
||
3 неделя | «Русские народные сказки» | Знакомство детей с русскими народными сказками, инсценирование детьми простых сказок. | ||
4 неделя | Фольклорный досуг «Осенние посиделки» | Знакомство с осенними праздниками
Цель: познакомить с народными праздниками. Показ русской народной сказки «Маша и медведь» |
Активное участие в празднике |
Декабрь.
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1 неделя | «Зима не лето, в шубу одето» | Беседа о характерных признаках зимы
Цель: познакомить детей с народным названием зимних месяцев, пословицами и поговорками, со сказкой «Два мороза» |
Консультация на тему: «Пословицы и поговорки нужны ли они детям?» | |
2 неделя | «Ай, люли, люли, люли…» | Знакомство с люлькой малыша.
Цель: познакомить детей с люлькой, разучивание колыбельных |
Консультация: «Для чего нужно петь колыбельные песни» | |
3 неделя | «Сказки бабушки Агафьи» | Знакомство со сказками бабушки Агафьи
Цель: познакомить детей с народными сказками, с праздником Наумов день. |
||
4 неделя | «Пришла коляда- открывай ворота»
Народная игротека |
Знакомство с праздником «Рождество»
Цель: разучить с детьми рождественские колядки. |
Разучивание с детьми рождественских колядок. |
Январь
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
2 неделя | «Народные музыкальные инструменты» | Знакомство с русскими народными инструментами, с игрой на них, слушание исполнения народных музыкантов
Цель: познакомить с названиями народных музыкальных инструментов |
Консультация: «Инструменты и здоровье» | |
3 неделя | «Дымковская роспись» | «Путешествие в село Дымково»
Цель: познакомить детей с дымковской росписью, учить отличать от других росписей. |
Участие в выставке рисунков
«Мастера удалые» |
|
4 неделя | «На героях и слава держится» | Рассказ о былинных богатырях, чтение былины «Алёша Попович».
Цель: познакомить детей с русским эпосом, воспитывать гордость за свою страну. |
Февраль
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1 неделя | «Народные праздники Руси в зимний период» | Знакомство с зимними народными праздниками, играми «Бабка-ёжка», «Башмачок»
Цель: познакомить детей с традициями празднования народных праздников, разучить народные игры. |
Помощь в пошиве русских народных рубах. | |
2 неделя | «Золотая Хохлома» | Знакомство с историей хохломской росписи, рисование орнамента: травка, завиток, капельки.
Цель: познакомить детей с хохломской росписью, показать отличие от других росписей. |
Участие в выставке «Хохломские тарелочки» | |
3 неделя | «Любят в праздники рядиться наши русские девицы» | Рассказ о народном костюме, разукрашивание народных красавиц.
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом, с его особенностями. Обогащать словарь названиями предметов (лапти, сарафан, рубаха, кокошник).Воспитывать интерес к национальной одежде. |
||
4 неделя | «Широкая масленица»
Фольклорный досуг |
Знакомство с праздником «Масленица»
Цель: закреплять знания о масляничной недели, обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. |
Активное участие в фольклорном досуге. |
Март
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1 неделя | «Грач на дворе — весна на дворе» | Беседа о народном календаре с включением пословиц и поговорок.
Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, познакомить с народными приметами. |
Изготовление скворечников | |
2 неделя | «Народные игрушки» | Куклы разных времён, материалы для их изготовления.
Цель: познакомить с народными игрушками, научить изготавливать мартинички. |
Принести материал для изготовления кукол | |
3 неделя | «Щи и каша, пища наша» | Знакомство с русской национальной кухней (кулебяка, пироги, куличи, блины). Лепка из солёного теста пирогов.
Цель: познакомить с русской народной кухней, рассказать о пользе каш, развитие мелкой моторики рук. |
||
4 неделя | «Сине-голубая Гжель». | История гжельского промысла, посуда. Роспись тарелок акварелью.
Цель: знакомство с росписью Гжель, история возникновения, отличие от других росписей. |
Консультация на тему:
«Влияние фольклора на развитие речи детей» |
Апрель
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1 неделя | Шутку шутить – людей насмешить | Народный юмор (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Разучивание и придумывание небылиц.
Цель: познакомить детей с народным юмором, развитие речи, памяти и воображения. |
||
2 неделя | Народная игротека «Встанем в круг» | Разучивание игр «Гори, гори, ясно…», «Прялица», «Карусель», «Муха».
Цель: развитие речи, соотношение речи с движением. |
||
3 неделя | «Вербное воскресенье» | Рассказ о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Игры «Брыкалище», «Верба-вербочка»
Цель: знакомство с историей и традициями празднования вербного воскресения. |
||
4 неделя | «Великая пасха» | Рассказ о праздновании Пасхи, знакомство с пасхальными песнями, украшение пасхальных яиц.
Цель: познакомить детей с историей и традициями празднования Пасхи, разучивание песен, развитие мелкой моторики рук. |
Папка-передвижка Пасха. |
Май
Дата | Тема | Содержание | Работа с родителями | Примечание |
1неделя | «Прощание с русской избой» | Беседа о «русской избе».
Цель: закрепить знания детей, о том, что они узнали о жилище, о традициях, обрядах. |
Пригласить на чаепитие. | |
2неделя | Мониторинг | Беседа в игровой форме | Анкетирование | |
3неделя | Мониторинг | Беседа в игровой форме |
11.Учебно – методическое оснащение.
Наглядно – демонстрационный материал:
— картинки с изображением различной росписи: «Хохлома», «Гжель»
— музыкальные инструменты
— картинки «Русские народные инструменты»
— хохломская посуда и посуда с росписью «Гжель»
— иконы
— колодец
— забор деревянный
— печь
— плетённая мебель (стол и 3 стула)
— плетённые куклы
— тряпичные куклы
— куклы с росписями
— деревянные яйца «Крашенки»
Музыкальные инструменты:
Деревянные ложки — 6 шт.
Трещётка пластичная — 1шт.
Вертушка- 1 шт.
Колотушка с шариком- 1шт.
Свисток «Голоса птиц» -1шт.
Свистулька «Матрёшка»-5шт.
Гусли- 1шт.
Атрибуты к танцам, играм, драматизациям, раздаточный материал
Корзинка -1 шт.
Ведёрко – 2 шт.
Сундук – 2 шт.
Русские народные платки — 6 шт.
Русские народные костюмы: (Сарафан – 7 шт., Кокошник – 6 шт., Рубаха – 8шт.)
Платочки – 16 шт.
Самовар – 1 шт.
Колыбелька – 1 шт.
Сани с дровами – 1шт.
Коромысло – 2 шт.
Деревянные балалайки – 4 шт.
Лапти – 2 шт.
12.Литература.
1.М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»;
2.Н.В.Пугачева «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста»;
3.Л.С.Куприна, .Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
4.О.А.Соломенникова «Радость творчества»;
5.О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
6.Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
7.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. — М., 2006.