Конспект непрерывной образовательной деятельности
Автор: воспитатель Людмила Васильевна Черноситова.
Самарская область г.о. Тольятти.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему: «Осенние приключения» с детьми средней группы
Файл: конспект
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему: «Осенние приключения» с детьми средней группы.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие» с дошкольниками в средней группе
Тема: «Осенние приключения».
Разработала: Черноситова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории ДС № 160 «Дубравушка» г.о. Тольятти.
Время проведения: ноябрь 2017 года.
Возраст детей: 4-5 лет.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме: «Осень».
- Закреплять и дифференцировать признаки осени и зимы. Формировать умения составлять предложения по картинкам-схемам.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Способствовать расширению представлений детей об осени (погода, природа, животный и растительный мир).
- Развивать внимание, наблюдательность, образное мышление.
Материалы и оборудование:
- Диск c видео — фильмом «Осень»; фонограмма музыки к упражнению «Листья».
- Обручи (желтый и синий), картинки-схемы с изображением характерных признаков осени и зимы на каждого ребенка, бумажные листочки.
- Краски (красная, желтая, синяя, кисточки).
- шоколадки
Предварительная работа:
- Чтение детям рассказов, энциклопедических произведений по теме «Осень» и беседы о прочитанном.
- Просмотр телепередач и видеоматериалов по теме «Осень» (явления живой и неживой природы. Осенние забавы).
- Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?».
- С/р игра «Осенние забавы детей». Путешествие «Осенний лес, полный чудес».
- Ситуативный разговор, «В какие игры играем осенью на прогулке», «Лес-полон чудес».
- Д/игра «Мир животных» (классификация животных), «Когда это бывает», «Почемучка».
Взаимодействие с родителями.
Предложить родителям:
— вместе с детьми прочитать энциклопедии «Всё обо всём», «Большая энциклопедия дошкольника», прочитать рассказы из сборника В. Бианки «Синичкин календарь», рассказы о временах года и побеседовать о прочитанном;
— вспомнить с детьми рассказ К. Ушинского «Четыре желания» и поговорить о том, чем мальчику особенно запомнились зима и осень;
— составить и написать совместно с ребенком рассказ – описание «Осенние превращения листьев».
— оформить выставку совместных работ детей и родителей «Осенние превращения листьев».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Упражнение «Листья».
Игровые упражнения. |
Игровая | Игровая мотивационная ситуация. |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций.
Просмотр видео фильма. |
Коммуникативная | Беседа и высказывания.
Ситуативный разговор, вопросы. Рассматривание предметных, сюжетных картинок, схематичных рисунков – составление по ним предложений, рассказов-рассуждений. |
Музыкально-художественная | Упражнение «Листья» |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение четверостиший. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
I. Вводная часть | |||
1. | Организационный момент.
Педагог сообщает детям о том, что почтальон принес конверт. Беседа воспитателя о том, что почтальон принес необычное письмо. Хотите узнать, что в нем? — Педагог достает из конверта нарисованные листья с разных деревьев. — Как они попали в конверт? |
Дети подходят к воспитателю Дети слушают. Дети отвечают положительно. Дети рассматривают листья. Дети рассуждают и предлагают различные варианты ответов. |
Создание положительного эмоционального фона досуга. Мотивация на совместную деятельность. Расширение представлений о деревьях. |
2. | — Педагог предлагает детям рассмотреть листочки и определить, с каких деревьев они упали и как называются (упражнение «С какого дерева листик»).
Педагог показывает свой листик и говорит: «Мой листик упал с тополя, он тополиный…». Педагог. -Ребята, ваши листочки разного цвета: красные, желтые, коричневые. -Как вы думаете, в какое время года листья на деревьях становятся разноцветными? |
Дети выбирают себе листик и рассказывают, с какого дерева он упал и как называется.
Ответы детей: — Мой листик упал с березы, он березовый. — Я поднял кленовый листик, он упал с клена. Ответы детей: — Осенью. |
Формирование умения в образовании относительных прилагательных. |
II. Основная часть | |||
3. | Молодцы ребята.
Посмотрите, у меня какой листочек. Он принес нам волшебный фильм. Хотите узнать, о чем он? (Показ фильма об осени). Беседа педагога с детьми о содержание фильма Вопросы к детям: — О чём этот фильм? — Что вам особенно запомнилось? |
Дети слушают педагога, наблюдают за её действиями.
Дети отвечают положительно. Просмотр фильма об осени. Ответы детей: — Осенью солнце мало светит, плохо греет — поэтому холодно. — Небо серое. Часто идут дожди. — Поздней осенью рано наступает вечер. День короткий, ночь длинная. — Лесные звери осенью готовятся к зиме. Медведи начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жир, который хорошо согревает зверя в морозы. — Белки и мыши осенью готовят зимнее жилье, делают запасы на зиму. — Белочка к зиме становится серенькой, а заяц – беленький. Они меняют свои шубку на более – не заметную. -Перелетные птицы: ласточки, скворцы, грачи начинают готовиться к путешествию в теплые края. — Осенью в саду созревают фрукты, в огороде овощи, в лесу грибы. — Когда листья на деревьях желтеют, такую осень называют золотой. — Осенью бывает листопад. Это когда дует сильный ветер и с деревьев падают листья. |
Развитие познавательного интереса, любознательности, инициативности.
Повышение мотивации к выполнению заданий. Расширение представлений об окружающем мире, об осени: погода, природа, животный и растительный мир, забавы детей. |
4. | Осень предлагает детям поиграть в игру «Разноцветные круги».
— Показывает листик с заданием. — Обращает внимание детей на два обруча: желтый и синий. Объясняет, что в синий обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый — «осенние». — Педагог раскладывает обручи. Картинки-схемы, на которых изображены характерные признаки зимы и осени, он раздает детям. — Предлагает детям разделиться на 2 команды. Раз, два, три, Картинку возьми, Время года подбери! |
Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме.
Ответы детей: — Осенью идет дождь. — Зимой идет снег. — Осенью птицы улетают в теплые края. — Зимой птицы прилетают к кормушкам и ближе к людям в город. — Осенью медведь готовиться к зиме. — Зимой медведь спит. — Осенью листочки желтеют и опадают с деревьев. -Зимой нет листочков, деревья стоят голые. — Осенью дети собирают букеты из листьев. — Зимой дети катаются на лыжах. |
Проявление познавательного интереса, любознательности, инициативности.
Развитие умения использовать для объяснения времени года предложения рассуждения. Развитие доказательной речи. Формирование умения составлять предложения по картинкам-схемам. Закрепление представлений о признаках осени и зимы. Проявление умения взаимодействовать друг с другом. |
5. | Осень предлагает детям поиграть с листочками (упражнение «Листья» под звуки вальса П.И.Чайковского «Осень»):
— Листья осенние тихо кружатся — Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят — Будто опять закружиться хотят. Н.В. Нищева |
Дети выполняют игровые упражнения: — кружатся на носочках, руки в стороны. — приседают, движения руками вправо, влево. — поднимаются, кружатся. |
Развитие двигательной активности при выполнении упражнений, умения координировать и соотносить речь с движением. Развитие мелкой моторики рук. |
Практическая часть. | |||
6. | -Ребята, а как можно сделать такие красивые листочки у нас в группе?
-Вы сказали, что можно смешать краски. А знаете ли вы люди, каких профессий занимаются смешиванием красок? Краски смешивают химики в лабораториях и путем смешивания они получают разные цвета и оттенки. –Хотите мы с вами поиграем в химиков? |
Рассуждения детей;
Предложения детей; Ответы детей: -можно их нарисовать; -вырезать; -раскрасить; -смешать краски. Положительные ответы детей. |
Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, способности свободно общаться со взрослыми и сверстниками; развитие творческого мышления. Мотивация на совместную деятельность. |
Эксперимент с красками.
(смешивание красок: красный + желтый= оранжевый синий+красный=фиолетовый синий=желтый=зеленый) |
|||
7. | «Лаборатория химиков».
Дети переодеваются, и в лаборатории проводят волшебные превращения красок. -Педагог по завершению работы в лаборатории организует выставку осенних листочков. |
— Дети переодеваются в лаборантов (белые халаты, шапочки). — Смешивают краски; — Получают разные цвета; — Раскрашивают листочки. — Дети рассматривают и рассказывают каким путем они получили такие цвета.
|
Создание положительного эмоционального фона деятельности. |
III. Заключительная часть. | |||
8. | Педагог подводит итог:
«Вот и закончились наши «осенние приключения». Ребята, вам понравилось?» — Педагог предлагает детям поиграть в игру «Журналисты» и вспомнить, что было интересного, что нового они узнали? — Обращается к детям: «Ребята, можно сегодня корреспондентом буду я?» — Педагог — журналист берет микрофон и задаёт им вопросы: «Чем понравились вам наши осенние приключения? — Что нового вы узнали? — Педагог предлагает детям узнать у гостей их предложения. — Кто будет корреспондентом и возьмет интервью? — Педагог благодарит детей: «Молодцы, хорошо играли, Все задания выполняли! Вы ко мне скорей спешите И в корзинке подарки отыщите!» |
Согласие детей. Мне понравилось рассматривать карточки и рассказывать о зиме, об осени. — Я узнал, чем осень отличается от зимы… Ребенок – корреспондент, используя микрофон, задает вопросы, в случае затруднения использует карточки – подсказки. — Что вам понравилось? — Что вам не понравилось? — Что интересного услышали? — Что интересного увидели? — Что хотели бы вы увидеть или услышать в следующий раз? Дети подходят к педагогу и находят у нее в корзинке подарки, благодарят ее. |
Получение эмоционального отклика на деятельность.
Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, способности свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Совершенствование умения подводить итог услышанного и увиденного. Получение удовольствия от выполненной работы. Мотивация на дальнейшую образовательную деятельность. |
Литература:
- Блинова Г.М. Познавательное развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. (Вместе с детьми).
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Воронеж: Изд. «Учитель», 2006. – 316 с.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4 -5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – 292 с.
- Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие/Л.В.Лебедева (и др.) – М.: Центр педагогического образования, 2011. – 96 с.
- Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В.А. Филлипова (и др.); под научн. ред. И.В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. — 212 с.