Конспект родительского собрания в 10 классе
Автор: учитель математики Лукашина Светлана Анатольевна.
МОУ СОШ №11 имени С.К. Костина г. Рыбинск Ярославской обл..
Родительское собрание (10 класс). Готовы ли старшеклассники к выбору дальнейшего пути?
Конспект родительского собрания в 10 классе с предварительным анкетированием детей и родителей и презентацией.
Файл: конспект
Родительское собрание (10класс)
Готовы ли старшеклассники к выборудальнейшего пути?
Цель: Совместно с родителями помочь старшекласснику профессионально самоопределиться, подготовить к выбору дальнейшего пути в жизни.
Задачи:
— сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
— научить соотносить требования к личности, предъявляемые временем, с индивидуальными качествами, способностями и возможностями детей;
— выявить, поддержать и развить внутренние ресурсы ребёнка на пути формирования успешной личности.
Форма родительского собрания: дискуссия
Оборудование: электроннаядоска, презентация, результаты анкеты детей и их родителей.
Подготовка: предварительное анкетирование учащихся и родителей.
План.
1.Роль семьи и школы в воспитании старшеклассника.
2.Для чего нужно высшее образование?
3.Модель современного выпускника. Какими качествами он должен обладать?
4.Готовы ли к выбору пути наши дети?
5.Как воспитать успешного человека?
6.Итоги собрания.
Ход собрания.
Слайд 1. На родительское собрание приглашены администрация и учителя школы.
Вступительное слово классного руководителя:
— Здравствуйте, уважаемые родители.Сегодня наше родительское собрание я предлагаю провести в форме дискуссии.Учителям и администрации нашей школы я предлагаю объединиться в группу экспертов и вместе с нами поучаствовать в решении вопросов собрания.Я же выступлю в качестве ведущей нашей дискуссии.
(Знакомлю с темой собрания, целями и вопросами, которые нам предстоит сегодня обсудить).Слайд 2.Слайд 3.
Я надеюсь на плодотворную, активную работу всех собравшихся.Заранее было проведено анкетирование родителей и детей (Анкеты в приложении). Я благодарна, что вы нашли время ответить на предлагаемые вопросы.
Не так много времени остаётся до окончания нашими детьми школы. И чем ближе этот момент, тем сильнее волнение и у них, и у их родителей, и у учителей.
Время диктует свои законы. Существенные изменения политических и социально-экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние и на современную школу. И на вопрос: какую роль в обществе призвана сегодня играть школа?Слайд 4- ответили так:
(Зачитываю ответы родителей на первый вопрос анкеты).
Да, школа имеет немаловажное значение в воспитании личности. И прежде всего, она должна дать глубокие знания ученикам. Из 15 опрошенных родителей 8 ответили, что важнее семейное воспитание, а 7, что важно как семейное, так и школьное воспитание. Да, у нас одна цель- воспитать личность, которая смогла бы применить полученные знания, найти верный путь жизни, самоопределиться и самореализоваться. Слайд 4.
Отвечая на вопрос «Зачем нужно высшее образование?» обратимся к двум моделям. Слайд 5. В большинстве европейских стран высшее образование даёт человеку возможность достойно жить, и представляет следующую модель (рис. 1):
Рисунок 1
У нас же всё иначе. Имея высшее образование, человек не застрахован от неудач. Это не является гарантией того, что ты найдёшь соответствующую работу и будешь жить обеспеченно (рис. 2).
Рисунок 2
Так для чего же тогда нужно высшее образование в нашей стране?
(В течение 2-3 минут родители обсуждают этот вопрос, затем экспертывысказывают свои точки зрения, дополняя выступления родителей).
Слайд 6.Вывод: Высшее образование просто необходимо. Это единственное, что удерживает подростков в рамках общества на достойном уровне.Оно важнее для малообеспеченных подростков, чем для обеспеченных, так как другие способы адаптации в обществе (деньги, связи родителей) для них закрыты.
(Зачитываются ответы детей по данному вопросу). Слайд 6.
Слайд 7.Легко ли сегодня быть учеником? (Зачитываю ответы родителей)
Я предлагаю создать модель современного выпускника. Какими качествами он должен обладать? Укажите три основные.
(Обсуждение 3 минуты.Основные качества записываются маркерами на листах и прикрепляютсяна доске).
А теперь давайте посмотрим, как считают дети. Слайд 7.
Получается, что многие качества, о которых говорили вы, отметили и дети. Значит, они понимают, какими им надо стать. Так же они критично отнеслись к своим недостаткам. Слайд 8. (Зачитываю ответы на вопрос 9), но отмечают и изменения, произошедшие с ними. (Ответы на вопрос 10).
Вывод: Говоря о необходимых качествах современного выпускника, мы и дети разделили их на две группы: первые необходимы для профессионального пути, другие- для жизненного.
Слайд 9. «Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы». (Г.Сторожева из журнала «Воспитание школьников», статья «О профессиональном самоопределении учащихся»)
Но не будет ли такой человек похож на машину, функционально выполняющую определённые операции? Ведь наша задача состоит и в том, чтобы воспитать нравственного человека.
Когда детям было предложено представить себя через 10 лет (Слайд 10), 5 человек не смогли ответить на этот вопрос (12 вопрос анкеты).Они живут сегодняшним днём. А вот один из ответов: «Я не вижу будущего, но знаю точно –я стану человеком, достигшим много». И это очень важно. Разве не к этому мы стремимся? Мы говорим о воспитании всесторонне развитой личности.
Готовы ли наши дети к дальнейшей жизни? Слайд 11.Отвечая на этот вопрос, можно выделить два аспекта: путь профессионального самоопределения и моральная готовность, настрой ребёнка.
Большинство детей ответили, что им необходима помощь родителей, некоторым – профконсультанта, и что они испытывают чувство тревоги и волнения по поводу сдачи ЕГЭ. Никаких запасных планов по профессиональному самоопределению нет, и в основном все рассчитывают на себя и на помощь и поддержку родителей.
Дети остро нуждаются в старших, кто бы позаботился о них и помог бы в выборе пути. Слайд 12. Вывод: Роль родителей заключается в том, чтобы поддержать и развить идущие от ребёнка начинания, быть готовыми к успехам и срывам, взлётам и падениям.Поддержка любого, хоть и слабого, успеха; выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей.
Каждый из вас готов помочь своему ребёнку (11 вопрос анкеты). Это хорошо. Но как помочь, чтобы не навредить? Как воспитать успешного человека? Возможно ли это?
Подведение итогов собрания.
Выступление администрации и учителей школы.
Слайд 13. На этом наша дискуссия заканчивается. Благодарю всех за активное участие в обсуждении важных вопросов. Да, проблема выбора дальнейшего пути остаётся пока не решённой. Но любую проблему рано или поздно приходится решать. У нас есть ещё время, чтобы достойно подготовиться к этому.
Приложение
Анкета для родителей.
1.Какую роль в обществе призвана сегодня играть школа? Чьи потребности и на каком уровне она должна удовлетворять и развивать?
2.На что нужно обратить внимание школе, чтобы достойно подготовить выпускника к самостоятельной жизни?
3.Какое воспитание более значимо: семейное или школьное?
4.Где должны больше заниматься профориентационной работой: в школе или дома?
5.Нужно ли вашему ребёнку высшее образование? Если да, то для чего?
6.Куда ваш ребёнок собирается поступать после школы? Согласны ли вы с его выбором?
7.Кем бы вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?
8.Есть ли в вашей семье запасной вариант профплана?
9.Легко ли сегодня быть учеником?
10.Насколько ваш ребёнок готов к самостоятельной жизни?(Оцените по 10-балльной системе)
11.Готовы ли вы ему помочь?
Анкета для детей.
1.Нужно ли вам высшее образование? Если да, то для чего?
2.Выбрали ли вы себе профессию?
3.Знаете ли вы содержание этой профессии?
4.Какуюпрофлитературу по выбранной специальности вы уже изучаете? (Укажите)
5.Нужна ли помощь профконсультанта по вопросу выбора профессии?
6.Есть ли у вас волнение по поводу окончания школы и поступления в вуз? (Оцените по 10-балльной системе)
7.Есть ли запасной вариант профессионального плана?
8.Какими основными качествами должен обладать современный выпускник? (Укажите 3)
9.Каких качеств для достижения идеала вам не хватает?
10.Каких качеств вы уже достигли?
11.На чью помощь вы рассчитываете при достижении цели?
12.Представьте, какими вы станете через 10 лет.
13.Насколько вы готовы к сдаче ЕГЭ сейчас? (Оцените по 5-балльной системе)
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 10
Слайд 13