Консультация для молодых педагогов
Автор: воспитатель Соловьева Тамара Михайловна.
ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.
Формирование чувства цвета у детей средней группы в изобразительной деятельности
Файл: КОНСУЛЬТАЦИЯ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ.
Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют интерес ко всему что видят вокруг. Наиболее успешное его развитие осуществляется под руководством взрослого , воспитателя или родителя. И эту работу нужно вести систематично и последовательно.
Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета совершенно по-разному воздействуют на детей. вызывают у них разнообразные эмоции. У каждого ребенка есть свой любимый цвет, который его радует и создает хорошее настроение. Окружающий мир очень богат многообразием цвета. Интерес к цвету нужно формировать у детей постепенно и строить с учетом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и часто выступает для ребенка как один из признаков предмета.
Цвет сильно воздействуют на эмоциональное состояние детей, рассматривание предметов, украшенных теплым тоном, вызывает восхищение и восторг. Они называют цвета добрыми и злыми, веселыми и грустными. Знание о цвете у ребенка образуется под влиянием постоянно развивающего познавательного интереса. Занятия по изодеятельности очень важны для ребенка. Кроме занятий с детьми нужно проводить экскурсии и прогулки в природу. Природа это великий художник. Цвет в природе формируется не сам по себе, он тесно связан с изменениями в окружающем мире.
Большое значение в работе с детьми имеет слово воспитателя. Важно , чтоб ребенок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя его обозначение. Воспитатель не должен сам давать характеристику увиденного, он должен хорошо продумать свое объяснение и включить в процесс ознакомления объяснения ребенка.
1.Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изодеятельности ,включая все ее виды.
2.Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета , колорита произведений изобразительного искусства, как классического так и народного.
3.Целенаправленный отбор и изготовления пособий для работы с детьми.
4.Систематические наблюдения в природе, изменение цвета в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения.
5.Использование дидактических игр и т.п.
6.Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.
7.Подготовка воспитателя по формированию чувства цвета в работе с детьми.
Решая эти задачи , воспитатель прежде всего учит детей различать и называть цвета и воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве и т.д. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунке.
Хочу рассказать о том, как проводится работа по эстетическому восприятию цвета в средней группе детского сада. Эта работа ведется путем приобщения детей к народно-прикладному искусству , каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой. Необходимо познакомить детей с оттенками цветов ( розовый, голубой, светло-зеленый) с новым цветом – оранжевым. Как правило дети этой группы еще не могут сами получить краску того или иного цвета, но знание того как это можно сделать, как можно создать тот или иной цвет, расширяет кругозор и вызывает желание передавать разнообразие цветов в окружающей их жизни.
Овладевая способами рисования карандашами , дети приобретают возможность свободнее пользоваться цветом при создании изображения и и становятся более уверенными в рисовании красками.
Детей этой группы мы знакомим с дымковской и филимоновской игрушкой Развиваем у детей желание использовать в рисовании и аппликации разнообразные цвета. Важным умением, от которого зависят получения чистого цвета при рисовании красками, является хорошо промытая кисть. Этот навык необходимо формировать у детей младшей и средней группы и продолжать в старшей. Очень важно постепенно и умело вводить ребенка в мир гармонии цвета, объяснять какие цвета подходят друг к другу на образцах. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое решение.