Педагогический проект
Автор: воспитатель Коновод Тамара Тимофеевна.
ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.
Проект на тему: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Файл: Педагогический проет
Проект на тему: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
На третьем году жизни у дошкольников развивается ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, использует в речи простые предложения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками.
Для наиболее успешного развития речи детей и обогащения активного и пассивного словаря, в ДОУ широко используют театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Актуальность.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Концептуализация.
• Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности» рассчитан на год.
Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением образовательных областей: «Познание (ФЦКМ)», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность».
Особенностью проекта является блочно-тематическое планирование. Практическая значимость проекта заключается в том, что он способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества, способствует социальной адаптации детей.
Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.
Цель проекта: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
— последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;
— раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);
— учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.);
— способствовать развитию речи как средства общения (речь должна стать полноценным средством общения детей друг с другом);
— развивать понимание речи;
— активизировать, обогащать словарь детей;
— упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
Ожидаемый результат:
К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:
— разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.
— владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;
— перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.
— принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители) .
Диагностический инструментарий:
— Диагностика развития речи детей (в начале и в конце года):
Методика «Опиши картинку»
Методика «Изучение понимания речи»
Методика «Опиши картинку»
— Различные задания на развитие речи по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Данный проект осуществляется в рамах воспитательно-образовательной работы МДОУ Детский сад № 37:
• с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 г.) — в различных видах деятельности, не требует специально организованных мероприятий (материал по каждой теме включается в алгоритм недели) ;
• с педагогами — в условиях проведения методической работы;
• с родителями — в совместной деятельности
Этапы внедрения проекта.
Реализация проекта «Сказочная страна» предполагает три этапа.
Подготовительный этап сентябрь — октябрь 2013 уч. год.
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта).
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Составление перспективного плана.
• Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.
Основной этап реализации ноябрь — апрель 2013-2014 учебный год.
• Диагностический срез знаний детей.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм.
• Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям.
• Активизация работы с детьми и их родителями.
• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта «Сказочная страна».
• Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
• Итоговая диагностика.
Заключительный этап май 2014учебный год.
Обобщение результатов работы и их анализ, родительское собрание, фотоотчет.
Основные этапы работы.
Активизация работы с детьми.
Форма работы с детьми | Цели | Дата проведения | ||
Заучивание потешки «Кот на печку пошел» |
Учить детей декламировать потешку самостоятельно. | Ноябрь 1-я неделя |
||
Театрализованная игра «Кто это?» |
Побуждать интерес к игре, учить подражать интонацию голоса персонажей сказок, имитировать их действия | Ноябрь 2-я неделя |
||
Рассказ сказки «Теремок», используя театр-варежку.
Пальчиковая гимнастика |
Познакомить с персонажами сказки, видом театра, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев. развивать мелкую моторику рук.. |
Ноябрь 3я неделя |
||
Пересказ сказки «Теремок» по сюжетным картинкам | Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. | Ноябрь 4-я неделя |
||
Упражнения по развитию артикуляционной моторики Упражнение «Лягушки улыбаются», «Хобот слоненка», «Трубочка» |
Формирование навыка правильного звукопроизношения, умения управлять органами артикуляционного аппарата, слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, | Декабрь 1-я неделя |
||
Беседа с детьми «Театр-зрители-актеры»
Упражнение для закрепления звуков раннего онтогенеза |
Дать необходимые знания о том, что такое театр, какие бывают виды театра. Показать различия между актерами и зрителями. Закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. | Декабрь 2-я неделя |
||
Театрализованная игра «На бабушкином дворе» |
Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого. | Декабрь 3-я неделя |
||
Инсценировка сказки «Колобок» Театр масок |
Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки. | Декабрь 4-я неделя |
||
Пересказ сказки «Колобок» по сюжетным картинкам Расскраска | Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. | Январь2-я неделя | ||
Развлечение «Мы идем в волшебный лес, полон сказок и чудес». | Вызвать у детей желание инсценировать конец сказки, имитируя характерные действия персонажей (зайчики прыгают, птички летают, способствовать эмоциональному развитию детей). | Январь 3-я неделя |
||
Игры по развитию общей моторики «1,2,3,4,5….» «Мы идем по кругу» |
В процессе движений, сопровождаемых словами, решить задачи речевого развития малыша: развитие импрессивной речи, расширение активного словаря, формирование грамматической формы слов. | Январь 4-я неделя |
||
Театрализованное представление «Заюшкина избушка». | Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. | Февраль 1-я неделя |
||
Худ. Творчество. Лепка. «Окощки для зайчика» | Развивать тонкую моторику рук, учит катать из пластилина «колбаски», соединять концы методом прищипывания | Февраль 2-я неделя |
||
Заучивание потешки «Идет коза рогатая…» | Учить детей декламировать потешку самостоятельно. | Февраль 3-я неделя |
||
Игры-подражания с речевым сопровождением. «Птичий двор» «Котенька-коток» |
Подражание движениям, мимике, интонации, способствовать освоению просодических компонентов речи. | Февраль 4-я неделя |
||
Драматизация сказки «Репка» | Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. | Март 1-я неделя |
||
Пересказ сказки «Репка» по сюжетным картинкам Физминутка «Репка» |
Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. | Март 2-я неделя |
||
Презентация «Герои сказок. Загадки с ответами» |
Закрепить знания о героях сказок, учить отгадывать о ком говорится в загадке. | Март 3-я неделя |
||
Игры, развивающие речевую активность. «Лесной шум» |
Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов | Март 4-я неделя |
||
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» | Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. | Апрель 1-я неделя |
||
Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» по сюжетным картинкам Физминутка «Два козленка» |
Учить рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. | Апрель 2-я неделя |
||
Художественное творчесво. Рисование. «Капуста для козляток» Пальчиковое рисование. |
Развивать тонкую моторику рук, учить оставлять отпечатки на листе бумаги | Апрель 3-я неделя |
||
Презентация «Составление рассказа по картинкам» |
Учить детей сопоставлять зрительный образ со словами, составлять словосочетания и предложения | Апрель 4-я неделя |
||
Заучивание потешки «Наша Машенька мала» | Учить детей декламировать потешку самостоятельно. | Май 2-я неделя |
||
Инсценировка сказки «Маша и Медведь» | Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. | Май 2-я неделя |
||
Разукрашивание сюжетных рисунков по сказке «Маша и Медведь» Пересказ по рисункам |
Учить рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. | Май 3-я неделя |
||
Презентация К. Чуковский Цыпленок |
Познакомить с новым произведением. | Май 4-я неделя |
||
Итоговое занятие фотоотчет |
Показать детям фотографии, сделанные во время инсценировок сказок, игр и т. д. | Май 4-я | ||
Активизация работы с родителями.
Формы работы с родителями. | Цели | Дата проведения |
Беседа о целях и задачах проекта | Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта «Сказочная страна» | Сентябрь |
Анкетирование | Получение информации о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать | Октябрь |
Консультация «Развитие речи у детей 2 – 3 лет. Игры и упражнения по развитию речи» | Обучение родителей различным играм для использования их с детьми дома. |
Ноябрь |
Приобретение и изготовление различных виды театров: бибабо, плоскостной, настольный театр картинок; декорации. | Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды. | Ноябрь |
Беседа «Театр в жизни детей». | Передача информации по данной проблеме. | Декабрь |
Консультация «Роль сказки в развитии детской эмоциональности | Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Январь |
Рекомендации « Что нужно знать родителям при заучивании стихотворения с ребенком» | Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений | Февраль |
Конкурс рисунков «Сказочная страна» | Проявить совместное с детьми творчество | Март |
Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, масок и т. д. . | Пополнение театрализованного уголка необходимыми материалами. | Апрель |
Помощь детям в разукрашивании сюжетных картинок по знакомым сказкам | Сплочение детского и родительского коллектива. Закрепление изученной литературы |
Май |
Нижний заголовок | Нижний заголовок | Нижний заголовок |
Заключение.
В своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, я систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей. Также в рамках проекта, для развития речи я использовала игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, закрепление звуков раннего онтогенеза, общей моторики. Эти игры дети воспринимали радостно, с воодушевлением, с удовольствием выполняли инструкцию.
В своей работе я достигла поставленные задачи и цели. Я показала, что благодаря систематическим театрализованным, развивающим играм и упражнениям, можно улучшить степень речевого развития детей.
Я надеюсь, что данный проект даст в дальнейшем положительные результаты.
Список используемой литературы.
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
2.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие.— М.: Мозаика-Синтез -2010.
4.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-синтез, 2010.
5.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозайка-синтез, 2010.
6.Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2011.
7.Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (1 младшая группа): Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
8.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
9.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
10.Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб.: Детство-Пресс.
11.Бутарина Е. Г. Как мы играем :Учеб.-наглядное пособие.
12.А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва 2003 г.
13. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»
Приложение 1.
Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Квака любит улыбаться
Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей
Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза
Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:
— гласные А, О, У, И;
— согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
— дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.
Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.
Упражнение «Мы шагаем по мосту»
Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.
Упражнение «Машина»
Би-би-би – гудит машина
«Моторчик» — кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами
Игры по развитию общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
Упражнение
1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.
Упражнение
Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!
Подвижные игры с речевым сопровождением
Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Логоритмические игры с самомассажем
Лягушата.
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки-тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
Игры-подражания с речевым сопровождением.
Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.
Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.
Упражнение «Птичий двор»
Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Упражнение «Соседи»
Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.
Упражнение «Лесной шум»
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум Дети берут неотточенный ребристый
Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат. карандаш и катают его между ладонями
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит, поочередно: перед собой,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. затем возле каждого уха.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Положить карандаш, ладошки под голову.
Тс-с-с пальчик к губам.
Использованная литература:
1.Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004
2.Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004
3.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
4.Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика.
Теремок
Стоит в поле теремок, теремок.
Дети соединяют кончики паль¬цев рук над головой.
Он не низок не высок, не высок.
Приседают, опуская руки вниз,
встают, поднимая руки вверх.
На двери висит замок, да замок.
Показывают «замок» сомкнуты¬ми ладонями и пальцами.
Кто его открыть бы смог?
Поднимают плечи вверх, опус¬кают.
Слева зайка, справа мышка,
Дети занимают свои места око¬ло теремка.
Отодвиньте-ка задвижку.
Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке».
Справа лиса, слева волк.
Занимают свои места около те¬ремка.
Нажимайте на замок
Сильно сжимают пальцы. Мышка, зайка, лисичка
И волк открывают теремок!
Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз¬водят руки в стороны.
Репка
Репку мы сажали
(«роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали
(показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка
(показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка
(оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем
(крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем
(потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет
(прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем,
тянем-потянем! Ух
(расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.
Два козлика
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами — бух!
(На слово «бух» — хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку — плюх!
(Роняем руки на колени).
Зайцы
(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших).
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
«Давайте убежим!”,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах”?»
«Бах” — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок,
(Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
Приложение 3
Театрализованная игра: «На нашем дворе»
Цель: вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Материал: Элементы костюма бабушки (платок, фартук); бычок, курочка (игрушки).
Связь с другими занятиями и видами деятельности: музыка, экология, развитие речи.
Ход игры:
Воспитатель в костюме Бабушки приглашает детей на бабушки двор, знакомит с его обитателями. Сначала дети подходят к игрушке – бычку.
Бабушка (воспитатель) ласково зовёт: «Бычок, Борька, отзовись!»
Бычок: «Му-у-у!»
Воспитатель просит детей показать голосом, как ответил бычок. Дети повторяют.
Воспитатель проводит игру разминку для голоса «Где бычок?»
Бабушка: «Наш бычок не спит, он с утра мычит: Му-му, он не спит, му-му он мычит. Как бычок мычит?»
Дети (вместе с воспитателем).- «Му-му!» Бабушка (грозит пальцем). Он не спит!
Дети (вместе с воспитателем). — Му-му! Бабушка (грозит пальцем). Он мычит.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель ведёт детей к сараю, где живет курочка – игрушка. Дети становятся стайкой возле курочки. Воспитатель приглашает поиграть малышам с курочкой. Звучит подвижная музыка (русская народная мелодия «Ах вы, сени»).
Бабушка.
Вышла курочка на травушку, похаживает, (курочка «прохаживается»).
Она деточек на травушку приманивает (курочка взмахивает крыльями.)
— Ну-ка, деточки, цыплятки, все за мной, все за мной! (дети — «цыплята» бегут, раскинув руки – «крылышки».) Потихоньку, друг за другом, все за мной, все за мной! (дети останавливаются и встают стайкой.) Вдруг ударил сильный гром,
Дождь на улице пошёл (дети делают испуганные лица.) Стало на небе темно,
Все – под мамино крыло! (дети бегут к курочке.)
Бабушка просит детей попрощаться с бычком и курочкой.
Приложение 4
Консультации для родителей Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
Уважаемые родители! Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребёнка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдива, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь к спасению, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» — скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять её правдивое содержание буквально.
Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребёнок сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, обязательно её закончите, старайтесь говорить её обычным голосом и языком, доступным ребёнку, усвоенным в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна, безразлична или даже вредна.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребёнка. Старайтесь рассказывать ребёнку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В сказках главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребёнком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «тёмных сил» смягчается элементами света (месяц, звёзды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребёнка, не нести мрачность и тревожность.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно Вашему ребёнку.
Консультация для родителей«Развитие речи у детей 2 – 3 лет»
После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.
Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.
Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.
Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.
Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.
Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.
Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
Все это и определяет основные задачи речевых игр.
• Развивать речь как средство общения.
• Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.
• Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.
Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 – 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).
Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.
На третьем году шире используются и такие приемы, как обследование, сравнение. Они становятся более детальными, выделяется больше признаков, причем существенных, а основе чего формируются обобщающие понятия: животные домашние и дикие, посуда столовая и чайная.
Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. И в этом возрасте отмечаются индивидуальные различия, причем они могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать и при выборе тематики игр, их содержания, длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы наше внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка.
Беседа с родителями «Театр в жизни детей.»
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что-либо сделать. Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968). Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.). Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей.
Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду». Большой популярностью у малышей пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.
Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Мальчиш-Кибальчиш», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок. Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.
Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам» (М., 1973).
Репертуар театра картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.
Рекомендации родителям
«Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком»
Многие родители знают как иногда не просто выучить с ребенком стихотворение. Все дети читают стихи на утренниках, а вашему малышу стихотворения опять не дали. Ну ни как не запоминаются у него слова, а слова не складываются в строчки.
Это свидетельствует о неразвитой памяти ребенка. А без хорошей памяти в школе ну ни как не обойтись! Значит нужно срочно исправлять положение. На развитие памяти существует много игр и упражнений, но самый действенный — это заучивание наизусть стихов. А ребенок их терпеть не может и учить стихи категорически отказывается. Как же вырваться из этого замкнутого круга?
Есть несколько идей, которые окажут вам помощь в заучивание стихов с ребенком. Все эти приемы прошли успешную практику с детишками в детском саду. С детьми с хорошей памятью тоже стихи учить лучше в игровой форме. Так будет веселее.
Учим стихи между делом
Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих «Вредных советах». Не нужно ничего учить, зачем это еще.
Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием . Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.
А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу». И начинаете рассказывать стихотворение.
Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.
Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.
Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.
Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.
Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход — проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.
Учим стихи играя
Мы не скажем, а покажем.
Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.
Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.
Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели — разучивания стихотворения — нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.
Доскажи словечко.
Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать — пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.
Эхо
Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.
Ты мне, я тебе
Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.
Театр Петрушки
Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.
Общие правила разучивания стихов с дошколятами
Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.
Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:
1.Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
2.Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
3.При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
4.Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
5.Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя — это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
6.Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
7.Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
8.Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.
Надеюсь что эти советы помогут вам и вашему ребенку учить стихи с удовольствием. Желаю всем удачи!!!