Организация нравстенно-патриотического воспитания
Автор: воспитатель Мартыненко Виктория Григорьевна.
МКОУ Михайловская СОШ структурное подразделение детский сад Воронежская область Кантемировский район с.Михайловка.
«Организация нравстенно-патриотического воспитания на современном этапе»
Файл: Статья
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В постсоветском времени искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рост агрессивности и жестокости неизбежно провоцирует высокий уровень преступности. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей антиродительские и антисемейные установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники , детские и юношеские общественно-политические организации. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Патриотическое воспитание в детском саду — процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование чувства любви к Родине, привязанности к своей культуре , народу, прошлому. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с уважением , вниманием и интересом относится к истории и культуре других народов. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к малой родине- родному краю, селу, городу, в котором ты живешь, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
Исходя из этого работа по патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
— воспитывать любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице , деревне.
— уважение к людям разных профессий и результатам их труда;
— эстетически нравственные нормы поведения;
— формировать бережное и заботливое отношение к природе и всему живому;
— развивать интерес к русскому народному творчеству, традициям, обычаям;
— расширить представления о родной стране, ее столице, городах
Основные принципы реализации системы работы по патриотическому воспитанию:
— системность и последовательность;
— скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса;
— использование национальных, семейных традиций.
Приобщение детей к труду с общественной мотивацией — желание сделать что-то для другого, воспитателя, группы, детского сада. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному труду, природе. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Формирование бережного отношения к природе, должно сочетаться с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Задача воспитателя- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные, которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, традиции, общественные события. Причем факты и явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, вызывающими интерес. Важно чтобы ребенок научился сопереживать родным, друзьям. Радоваться их успехам, чтобы появились такие качества как милосердие, привязанность.
Работа по патриотическому воспитанию ведется в нескольких направлениях:
— духовно-образовательное( беседы, занятия, чтение художественной литературы);
— культурно-познавательное ( прогулки, посещение кукольных театров);
— нравственно-трудовое ( продуктивная деятельность, организация труда для детей).
Для реализации нравстенно- патриотического воспитания необходимо соблюдать следующие условия:
1.Воспитатель должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
2.Создание предметно-развивающей среды, в группах оборудуются уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом ( семья, детский сад)
3.Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей- начальное звено патриотического воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнавать свою родословную, почитать старшее поколение. Совместно с родителями проводятся тематические выставки, оформляются альбомы, создается предметно-развивающая среда. Только с привлечением всех участников воспитательно- образовательного процесса можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания.
Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.