Проект Гордость Ямала — северный олень
Автор: воспитатель Храброва Ольга Анатольевна.
МБДОУ Детский сад «Северяночка» с. Горки ЯНАО.
Познавательно творческий проект для детей старшего дошкольного возраста, в ходе реализации которого дети узнают какую роль играет северный олень в жизни людей, живущих на Ямале.
Файл:Проект
Проект «Гордость Ямала — северный олень»
Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, среднесрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Нет, наверное, на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь человека в суровом климате севера невозможна. Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Ямала.
Освоение этих знаний детьми дошкольного возраста — первая ступенька на пути эмоционально-ценностного отношения к природным богатствам родного края, формирования нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях человека с природой.
«Знать — значит любить» говорится в русской поговорке. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой родной край помогут маленькому гражданину России в дальнейшем правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
Проблема: Какую роль играет северный олень в жизни людей, живущих на Ямале.
Цель: Развивать поисковую деятельность детей, стремление к самостоятельному получению знаний, активизация их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
- Способствовать развитию и углублению представлений о родном крае, его природных богатствах.
- Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Ямале.
- Познакомить с гербом и флагом Ямала, значением цветов и образов в символике родного края.
- Продолжать формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать способности к практическому экспериментированию.
- Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой); закреплять умение самостоятельно обобщать полученные знания.
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.
Реализация проекта через организацию предметно-развивающей среды
- Картинки, иллюстрации с изображением представителей животного мира крайнего севера и родного края
- Образцы национальных орнаментов («щучьи зубы», «головки», «заячьи уши», «оленьи рога»)
- Книги по сказкам И. Истомина, портрет писателя
- Символика родного края (герб и флаг ЯНАО, района, села)
- Настольно печатные игры «Четвёртый лишний», «Меморина», «Зоолото», «Путешествие к Ямал-Ири»,
- Кусочки меха разных зверей (заячьего, песцового, лисьего, оленьего), изделия из меха
- Мнемоквадраты и мнемотаблицы по сказкам «Два оленя», «Мышонок и оленёнок»
- Картинки – раскраски с изображением оленя, национальных орнаментов и одежды коренных народов севера
- Выставка изделий народных мастеров (резьба по кости, изделия из меха)
Реализация проекта через непосредственно организованную образовательную деятельность:
О/О «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема: «Мой дом – Ямал»
Программное содержание
- Расширять представления о родном крае, его климатических особенностях. знакомить детей с картой Ямала, государственной символикой округа, его столицей. (С)
- Рассказать о богатстве родного края, труде людей живущих на Ямале. (П, Т)
- Формировать эмоционально-положительное отношение к естественной красоте природы северного края.
- Развивать любознательность, речь, память, мышление.
- Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к ее богатствам.
О/О «Речевое развитие» — РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ Тема: «Животные севера»
Программное содержание
- Продолжать учить образовывать сложные прилагательные с суффиксом – ищ, притяжательные прилагательные, пополнять словарный запас. Закреплять умение составлять рассказ о животном, с опорой на мнемотаблицу. (Ро)
- Уточнить представления о животных Севера, их характерных особенностях, повадках, образе жизни. Расширять представления о северном олене, его роли в жизни людей. (П)
- Развивать познавательный интерес, память, связную, грамматически правильную речь.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе Севера, желание больше узнать о родном крае.
О/О «Художественно-эстетическое развитие» — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (рисование)
Тема: «Вот он, северный олень!»»
Программное содержание
- Совершенствовать навыки рисования животных, учить передавать характерные особенности северных оленей, изображать животное в движении; самостоятельно готовить краску (серую) путём смешения цветов. (Хт)
- Закреплять представления о северном олене, его роли в жизни коренных народов севера. (П)
- Развивать воображение, интерес к рисованию, закреплять умение рисовать простым карандашом с лёгким нажимом.
- Воспитывать аккуратность при работе с красками.
О/О «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема: «Символика Ямала»
Программное содержание:
- Пополнять знания о родном крае, его природе и богатствах. (П)
- Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, различении и назывании цифр, количественном и порядковом счёте. (П)
- Познакомить с гербом и флагом Ямала, Шурышкарского района, родного села, уточнить представление о значении символики. (С)
- Развивать поисковую деятельность детей, стремление к самостоятельному получению знаний, закреплять знания о значении цветов в символике.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, уважительное и доброжелательное отношение к товарищам.
О/О «Художественно-эстетическое развитие» — «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (аппликация) — Тема: «Где-то на белом свете»
Программное содержание:
- Расширять спектр технических приёмов работы с бумагой в аппликации (симметричное вырезывание, обрывная аппликация, вырезывание одинаковых фигур или их деталей из бумаги, сложенной гармошкой). (Хт)
- Расширять представления о родном крае, его природе, жизни людей на севере. (П)
- Побуждать создавать коллективные сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
- Развивать воображение, мелкую моторику, интерес к работе с бумагой.
- Формировать умение работать в малых группах (тройках), общаться, помогать друг другу.
- Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.
О/О «Художественно-эстетическое развитие» — «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (лепка) — Тема: «Мы поедем, мы помчимся»
Программное содержание
- Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию. Расширять спектр скульптурных приёмов лепки, продолжать учить передавать движение людей и животных. (Хт)
- Закреплять и обобщать представления о родном крае, его географическом расположении, природе. (П)
- Упражнять детей в количественном и порядковом счёте. (П)
- Развивать мелкую моторику, воображение, связную речь, память.
- Воспитывать интерес к сотрудничеству и коллективной работе.
О/О «Художественно-эстетическое развитие» — «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (аппликация) — Тема: «Кукла в национальном костюме».
Программное содержание:
- Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника), создавать из этих фигур орнамент (щучьи зубы, головки). (Хт)
- Формировать представление о том, что на Ямале живут люди разных национальностей, знакомить с традиционной одеждой коренных народов севера. (С)
- Развивать чувство цвета, мелкую моторику, веру в свои силы.
- Воспитывать интерес к культуре коренных народов севера, составлению национального орнамента.
Реализация проекта через образовательную деятельность в режимных моментах:
- Словесная игра «Похожи-непохожи» (олень и лось)
Цель: Учить детей сравнивать животных, находить в них признаки различия, сходства, узнавать животных по описанию. Развивать мышление, гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания.
- «У оленя дом большой»
Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом, воспитывать интонационную выразительность речи, развивать силу голоса, дикцию.
- Экскурсия в мини-музей детского сада.
Цель: привлечь детей к рассматриванию выставки изделий из оленьего меха. Знакомить детей с традиционной одеждой и обувью коренных народов севера, обратить внимание на национальные орнаменты, предложить найти знакомые орнаменты, вспомнить как они называются. Формировать эстетический вкус, обогащать представления о национальном искусстве народа ханты. Воспитывать интерес к культуре родного края, расширять кругозор, развивать память, речь, внимание.
- Настольно печатная игра «Путешествие к Ямал-Ири»
Цель: вызвать интерес к игре, продолжать учить играть согласно правилам, соблюдая очерёдность хода, воспитывать дружеские отношения.
- Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и оленёнок»
Цель: продолжать работу по формированию интереса к книге, сказкам северных писателей. Продолжать знакомить с писателями родного края и их произведениями, учить детей слушать сказку, правильно воспринимать её содержание, оценивать поступки героев. Вызвать у детей интерес к чтению и рассматриванию книг.
- Просмотр презентации «Животные северного края»
Цель: знакомить с многообразием животного мира родного края, обогащать представления о животных крайнего севера. Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать грамматически правильную речь, память.
- Чтение М. Шульгин «Северный олень»
Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов ямальской земли, воспитывать интерес к чтению.
- Опытно-экспериментальная деятельность с мехом
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами меха (намокает в воде, можно резать, сохраняет тепло и т.д.). Воспитывать интерес к экспериментированию с различными материалами, развивать внимание, мышление, умение договариваться, высказывать предположения, делать умозаключения.
- Чтение ненецкой сказки «Два оленя»
Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов севера, воспитывать интерес к чтению сказок, развивать память, внимание.
- Исследовательская деятельность «Для чего оленю такие копыта»
Цель: помочь детям понять, как широкие копыта помогают оленю передвигаться по снегу в тундре.
- С/ж ролевая игра «Оленеводческая бригада»
Цель: Закреплять знания о труде оленеводов, совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Развивать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
- Просмотр презентации «Человек и северный олень»
Цель: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты, Обобщить представление детей о значении и роли оленей для человека: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения. развивать ловкость, быстроту, Воспитывать любовь и уважение к животным. Формировать знания о коренном населении, их образе жизни; Развивать связную речь детей, любознательность; Воспитывать любовь к родному краю, поселку вызывать чувство гордости за него.
- Викторина «Знатоки Ямала»
Цель: актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края; формировать у детей чувство сопричастности к малой родине, создать атмосферу доброжелательности и эмоционального подъёма, воспитывать чувство гордости за родной край
- Игры детей с косточками и копытцами оленя
Цель: Познакомить детей с национальными играми детей народов ханты и ненцы, развивать игровой замысел, воображение, интерес к традиционным играм разных народов, населяющих наш край.
- Игра с применением ТРИЗ «Олень — люди Ямала»- методом фокальных объектов.
Цель: упражнять детей в определение признаков присущих оленю (быстрый, сильный, выносливый, приспособленный к жизни на Ямале, добрый и др.) и перенос их на другой объект (люди Ямала).
- П/и «Важенка и оленята»
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности. ,
- «Бой оленей»
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.
- «Ловля оленей»
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.
- «Гонки на оленях»
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.
Реализация проекта через взаимодействие с родителями и социумом
- Посещение библиотеки, знакомство с творчеством местных писателей и поэтов
(произведения о северном олене)
- Выставка семенных творческих работ «Северный олень»
Презентация проекта
Мастерская — составление интеллект-карты
«Олень – символ жизни на Ямале»
Цель:
- Способствовать закреплению и углублению представлений о северных оленях, о значении их в жизни северных народов. (П)
- Формировать устойчивый интерес к изучению символики. Закреплять представления детей о флаге ЯНАО. (П)
- Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. (Ро)
- Совершенствовать навыки работы с ножницами. (Хт)
- Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа , закреплять у детей умение самостоятельно определять возможные способы, решения проблемы.
- Развивать навыки сотрудничества, воспитывать чувство любви и гордости за родной край. (С)
Интеллект-карта «Олень – символ жизни на Ямале» в последствии может быть использована воспитателем как наглядно-демонстрационный материал при проведении различных НОД, для пополнения предметно-развивающей среды группы, при проведении индивидуальной работы с детьми по составлению рассказов.