Конспект занятия по психологии на тему Что такое ассоциация?
Автор: педагог-психолог Теребова Ирина Александровна.
БОУ «Нюксенская СОШ» село Нюксеница.
Конспект занятия разработан самостоятельно для обучающихся 2 класса, занимающихся в кружке комплексного развития личности «Познай себя». Занятие проводилось в рамках педсовета в начальной школе.
Файл:Конспект занятия
Файл:музыка леса
Файл:Ассоциации
Конспект занятия по психологии на тему «Что такое ассоциация? Сюжетные ассоциации при запоминании» в рамках кружка «Познай себя», 2 класс.
Цель: раскрыть понятие «ассоциация» и учить запоминать образы и понятия через составление сюжетных ассоциаций
Задачи:
1. Узнать, что такое ассоциация и сюжетная ассоциация.
2. Рассмотреть примеры ассоциаций и их применение.
3. Закрепить и оценить приобретённые знания по теме занятия.
Оборудование:компьютер, презентация, мягкая игрушка – снеговик, альбомы, цветные карандаши, карточки для работы в группах, шаблон белки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Организационный момент «Приветствие детей». Создание эмоционального настроя на работу.
— Всем добрый день. Поприветствуем друг друга (дети здороваются друг с другом стоя в кругу и передавая из рук в руки мягкую игрушку – снеговика).
— Желаю вам, ребята, показать свои знания, отвечая на предложенные вопросы и задания, внимательно выслушивая при этом ответы друг друга и оценивая работу.
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач занятия.
— Предположите, что вы попали в зимний лес. Что вы себе представляете, когда вспоминаете про лес, назовите по 1 слову.
Игра «Снежный ком» (со снеговиком), на экране картинка зимнего леса.
Когда упражнение завершено, можно спросить у участников:
— С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения упражнения, на что особенно обратили внимание во время работы?
Оценим свои старания (взаимооценка друг друга)
При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Педагог во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий — создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.
— О каком понятии мы сейчас говорили? (называли слова, связанные с лесом)
— Такое явление, когда мы говорим об одном, а представляем другое, чем-то с ним связанное, называется… (может кто-то знает?) ассоциацией (новое слово напечатано на отдельном листе бумаги)
— Давайте предложим одному из нас прочитать данное определение в энциклопедическом словаре (чтение определения из словаря)
Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
— А сейчас мы попытаемся сформулировать тему нашего занятия «Что такое ассоциация? Сюжетные ассоциации при запоминании»
— Запишем тему в наш альбом и попробуем сформулировать цель нашего занятия: раскрыть понятие «ассоциация» и учить запоминать образы и понятия через составление сюжетных ассоциаций (тема размещается на доске).
— Определим задачи, которые помогут нам для достижения цели:
1. Узнать, что такое ассоциация и сюжетная ассоциация.
2. Рассмотреть примеры ассоциаций и их применение.
3. Закрепить и оценить приобретённые знания по теме занятия.
-Запишем в альбом номера поставленных задач (1, 2, 3 ) и рядом будем отмечать свои достижения с помощью цветовой гаммы (табличка прикреплена на доске: «красный круг» – очень хорошо старался, всё получилось; «зелёный» — старался, но допустил неточности, ошибки; «синий» — был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии).
3.Первичное усвоение новых знаний. (Восприятие)
1) Послушайте рассказ, попытайтесь представить себе картину, которую я вам опишу. Запомните все понятия, о которых говорится в тексте. (Звучит музыка зимнего леса)
НЕБО БЫЛО БЕЛОВАТОЕ. С НЕГО НЕОЖИДАННО ПОСЫПАЛИСЬ БЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ. ОНИ УКРЫЛИ СПЯЩИЙ БЕЛЕЮЩИЙ ЛЕС. ПОЛЕ ЛЕЖИТ КАК БЕЛАЯ СКАТЕРТЬ. ДУБЫ НА ПОЛЯНЕ БЫЛИ ПОХОЖИ НА БЕЛЫХ ВЕЛИКАНОВ.
— Запишите в альбом все явления и понятия, которые вы услышали в этом рассказе (возможные варианты: небо, снежинки, лес, поле, скатерть, дубы)
— Проверим и оценим свои старания: (если записали все 6 понятий – рисуем в альбоме под номером задачи 1 — красный кружок», у вас всё получилось; «5-4» — зелёный; меньше 4 – синий).
-Чем связаны все эти понятия? (Возможный вариант – зимой, зимними явлениями) — Когда понятия связаны в один рассказ или сюжет, это называется сюжетной ассоциацией.
— Итак, вернёмся к нашим задачам. Как на ваш взгляд, мы справились с первой?
— Чем ассоциация простая отличается от сюжетной? (называет один предмет или явление, а в сюжетной все предметы взаимосвязаны определённой темой)
2) Упражнение (работа в группах).
— Попробуйте при помощи ассоциации связать понятия в один сюжетный рассказ и записать их на карточке. (Варианты слов: лыжи, коньки, лошадь, забавы, мороз, крепость, снег, дети)
— Вспомним правила работы в группе (уважай мнение каждого, распредели роли, выбери выступающего и т. д.) (Звучит музыка зимнего леса, дети выполняют задание, на слайде картинка зимних забав)
— Проверим и оценим свои старания (дети читают свои рассказы, группы оценивают работу друг у друга и выставляют себе в карточку результат, воспользовавшись цветовой гаммой)
4.Физминутка под музыку зимнего леса.
— В нашем лесу наступило затишье. С чем оно ассоциируется? (с отдыхом)
Весь засыпан снегом лес (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка (прыгаем)
Там синичек села стайка (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом (встаём, поднимаем руки вверх)
5.Первичная проверка понимания
— В лесу можно встретить различных зверей? Отгадайте о ком идёт речь?
Кто по веткам ловко скачет и влезает на дубы. Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму….(грибы). Белка.
— А что вы ещё знаете о белке? Как ей живётся зимой в лесу? (Один из детей заранее готовит сообщение о белке и рассказывает ребятам)
— Живёт в лесу белочка. Гнездо у нее на сосне. Зимой белка свернется клубком в своем теплом гнездышке. Не страшны ей никакие лютые морозы. Осенью переменила она свое рыженькое пальто на серую шубку. Наготовила хлопотунья запасов на всю зиму, утеплила домик. Еще летом белочка начала сушить грибы.
— Назовите ассоциации к слову «белка» (игра по цепочке). Первый называет слово-ассоциацию, следующий подбирает ассоциацию к тому слову, что назвал товарищ предыдущий и т. д.
— Вспомним, с чем ассоциировалось первое понятие белка?
— Оценим свои старания: кому было легко подбирать ассоциации к словам, у кого вызвало трудности и почему?
— Отметим с помощью цветовой гаммы в альбомах результат достижения данной задачи. Как на ваш взгляд, мы справились со второй задачей?
6. Первичное закрепление.
— А для достижения 3 задачи я предлагаю вам выполнить рисунок:
Нарисуйте картину леса по ассоциациям, воспользовавшись понятием белка и ассоциациями, подобранными в предыдущей игре к словам. Можно предложить для рисунка шаблон белки. Во время работы звучит музыкальное сопровождение и комментарий педагога:
1) Заходим в лес, что видим перед собой …. (дети представляют и изображают в своих альбомах)
2) Что попадается справа и слева по пути….
3) Что видим вдалеке…. (план размещён на доске)
— Оценим себя, используя цветовую гамму (самооценка)
— Обмениваемся рисунками и оцениваем работу соседа, составив при этом сюжетный рассказ по его получившейся картине.
— Оценим свои старания (дети оценивают работу друг у друга (в парах) и выставляют рядом с самооценкой в альбом свой результат, оцененный в виде цветовой гаммы)
— Предлагаю одной паре рассказать нам о своей проделанной работе.
Оценим ребят по критерию «правильность и красота».
— Итак, всем удалось справились с третьей задачей? (Ответы детей…)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Ритуал прощания.
— Что такое ассоциация? (для учителя: связь между психическими явлениями, представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое; для детей: когда мы говорим об одном, а представляем другое, чем-то с ним связанное).
— Как запомнить слова при помощи ассоциации? (составить сюжетную ассоциацию, связать в рассказ)
— Где вы сможете применить знания, полученные сегодня на занятии? (на уроках русского языка при написании сочинений и т. п.)
-На следующем занятии мы познакомимся с тем, как ассоциации помогают запоминать цифры и числа и даже иностранные слова…
— Спасибо всем за работу, нам удалось справиться с поставленными задачами. Давайте возьмемся за руки, представим себя в лесу (вместе с нашим снеговиком – игрушкой) и передавая его друг другу обменяемся нашими мыслями и чувствами: понравилось ли занятие; было ли оно полезным и почему? т. д.
— Удачного всем дня и приятных эмоций!