Что мы родиной зовём?
Автор: старший воспитатель Жданова Галина Михайловна.
МБДОУ детский сад «Ручеек» Республика Хакасия, город Сорск.
«Что мы родиной зовём?»
Описание работы по патриотическому воспитанию в детском саду.
Файл:статья
С.Есенин: «Россия – какое красивое слово. И роса, и сила, и синее что – то»
Родина и патриотизм понятия неразделимые. Что такое патриотизм? Патриотизм – это когда от звуков гимна твоей страны сжимается горло. Патриотизм – это когда за границей своей Родины, наблюдая всяческие диковинные растения, мечтаешь поскорее увидеть тоненькую белую берёзку. Патриотизм – это когда ругаешь и критикуешь недочёты, но не с целью уничтожения, а лишь с целью улучшения. И не променяешь свою улицу, свою работу на чужую красоту. Тема патриотизма сейчас очень актуальна в России.
Как зарождается патриотизм? Говорят, учёные выяснили, что существует ген патриотизма. Но я думаю, что это не так. Любовь к Родине — это воспоминания детства. У каждого они свои, потому что детство у каждого человека своё, неповторимое. С полной уверенностью скажу, что патриотизм воспитывается, взращивается, сам по себе он не возникает.
Нельзя заставить любить Родину. Патриотизм в России нужно только пробудить, потому что в любом россиянине эта любовь живёт всегда. Мы обратила внимание на митинг в День Победы. Люди как бы прозрели. Гораздо больше было народа у нашего обелиска погибшим воинам на митинге, цветов было море. Детей очень много. Наш детский сад не остался в стороне. Малыши гордо шли с родителями к памятнику с цветами и свечами. Мы, наконец – то, поняли, что память воспитывает, что память не даёт нам свалиться в пропасть забывчивости своей истории. Перед нами – педагогами стоит вопрос, как донести до маленьких детей знание о том, что такое любовь к родному очагу? Всё, что окружает малыша с рождения должно быть родным, тёплым. Детский сад и семья – самая первая ступенька к патриотизму. В нашем саду педагоги уверенны — только совместная деятельность в семье, а не чтение нудных лекций поможет в решении этого вопроса. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятие о малой родине, о семейных ценностях. Мы, как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом. Но, прежде, чем чему – то учить, хорошо бы самим узнать всё основательно. В воспитании всё должно основываться на личности педагога. И если взрослому далеко безразлично то, о чём он говорит детям, то и дети этого не воспримут
В детском саду в каждой группе проведёны циклы занятий по ознакомлению с символикой государства. В каждой группе есть уголок русской и хакасской культуры, они различны по содержанию в зависимости от возраста.
Любовь к родителям – основа любви к Родине. Для укрепления семейных связей в нашем детском саду проводится много семейных праздников, семейных выставок, конкурсов. «Зимний букет», «Моя мама самая красивая», «Соревнования семейных команд», «День матери», «День Победы» (совместный концерт детей, родителей и педагогов), «День семьи», выставка совместных поделок «Мастерская творческих идей», участие во всероссийском конкурсе «Звёздочка в ладошке». С 2013 г. по 2915 реализован проект «Семья – основа государства», в котором участвовал весь детский сад.
Семьи создают род. А несколько родов – это уже народ. Через прошлое понимается настоящее. Не нужно терять духовных корней. Не будет корней, погибнет всё дерево. Кстати, многие народности представляли вселенную как мировое дерево.
В мае 2015 наш детский сад принимал участие в городском конкурсе стендов к 70 — летию Победы в Великой Отечественной войне. Создавали стенд совместно с родителями, заняли 3 место. И надо было видеть глаза родителей наших воспитанников, когда они передают фотографии. В них гордость, уважение, трепетность… А вы говорите, что патриотизм исчез на русской земле! Нужно укреплять семейные связи, тогда патриотизм будет возрождаться, крепнуть. И будет крепнуть государство российское.
В 2016 году наши ребята принимали участие в конкурсе «Русь, Россия, Родина моя», который организовала партия «Единая Россия». И, пусть призовых мест дети не заняли, они с удовольствием рисовали родные места, свои семьи и природу своей Родины.
Узнавая прошлое, строим настоящее. Очень давно детский сад работает с городским музеем имени В.В. Андрияшева. Часто проводятся экскурсии, выставки, занятия, праздники. Работает проект «Родники истории» с погружением в языковую хакасскую среду. Старое и новое должны находиться во взаимосвязи и взаимопонимании. Недавно в музее проходила выставка рисунков «Необъятная моя Россия», которую подготовили ребята подготовительной группы вместе с педагогом дополнительного образования Губарь. О.В. В музее Е.Г.Катаева проводит с ребятами мероприятия, посвящённые многим хакасским и российским праздникам, символике государства и Хакасии, государственным праздникам.
Городу Сорску всего 50 лет. Ещё живы люди, которые его строили и обживали.
Многие наши воспитанники и их предки являются коренными жителями Сорска. Дети с огромной гордостью рассматривают фотографии своих бабушек и дедушек, родителей, узнают о их жизни. Эта гордость будет жить в их сердцах всегда. Выставки детских рисунков в детском саду и музее «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мамочка милая моя», «Мои родители работают на Сорском молибденовом комбинате», «Герб моей семьи» — помогают им в этом.
В Сорском музее действует «Клуб творческих людей». Нашим детям ещё рано бывать на таких заседаниях, но несколько встреч с нашими земляками мы организовали. Дети познакомились с творчеством Б.И. Гирея, внимательно рассматривали замечательные картины, воспевающие красоту родного края — Хакасии, слушали песни Р.Ф. Норко, рассказы Ф.Панченко, любовались деревянными скульптурами Тачеева, рассказывающими о костюмах, быте хакасов, пили чай из русского самовара. Экскурсии на выставки в музее побуждают ребёнка самому в них поучаствовать.
В детском саду регулярны фольклорные праздники русского и хакасского народа – «Масленица», «Чыл пазы» Лучшее, что сохранила народная память – это любовь к земле, к солнцу, это одухотворённость всего живого, это стремление жить, любовь к жизни. И это общее для всех народов и для всех традиций.
Интересная форма – выпуск газеты «Детский сад со всех сторон». Темы выпуска различны: «Наши мальчики», «Растим патриотов», « Здоровье в наших руках», «Праздник – мешок хлопот» и др. При проведении анкеты педагоги выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься.
К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы маленький человек осознал себя в окружающем мире и в истории, в пространстве и времени, ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.