Модель формирования компетентности педагога
Автор: учитель географии Мироненко Елена Владимировна.
МАОУ лицей пгт. Афипского МО Северский район, Краснодарский край.
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы готовности педагогов к ведению проектной и учебно-исследовательской деятельности с учётом федерального государственного стандарта
Проанализированы характерные особенности педагогического коллектива (на примере результатов исследования педагогического коллектива). Также обоснована необходимость непрерывного образования педагогического коллектива. В качестве эффективной организации проектной и учебно-исследовательской деятельности нами предлагается алгоритм действий администрации образовательной организации и педагогического коллектива по реализации данного направления деятельности.
Ключевые слова: проектная и учебно-исследовательская деятельность, внешняя и внутренняя подготовка, Модель формирования компетентности педагога.
Обеспечение реализация требований ФГОС ООО и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП, требует от педагогического работника, умение организовывать, сопровождать и реализовывать педагогическое оценивание учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Основная цель учителя при реализации проектно-дифференцированного обучения направлена на формирование проектной компетентности школьников.
Для того, чтобы формировать у детей проектные (исследовательские) компетенции учителю нужно на практике знать, во-первых, как они «работают», как решить проблему и получить запланированный результат (иметь личную компетентность в проектной деятельности), во-вторых, как их формировать, развивать, отслеживать и оценивать (быть компетентным в вопросах формирования проектной компетентности у обучающихся). Именно эта идея стала ведущей при работе по повышению профессиональной компетентности учителя, реализующего проектно-дифференцированное обучение в нашем лицее.
В практике нашего лицея мы используем Модель формирования компетентности педагога, осуществляющего проектную и учебно-исследовательскую деятельность разработанную Целиковой Верой Владимировной., старшим научным сотрудником лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород.
Инновационный характер изменений в системе образования, регламентированных ФГОС, «Законом об образовании РФ», формирует определенное отношение педагогов к данным изменениям, представленное двумя видами готовности к внедрению инноваций:
1.профессиональная готовность («могут»): способность педагога создавать и реализовать инновацию;
2.психологическая готовность («хотят»): позитивная мотивация по отношению к инновации, инновация принята как личностно значимая ценность.
На основании такого анализа можно выделить следующие группы педагогов по отношению, в том числе, внедрению ФГОС ООО: инертные, пассивные, активные, успешные. (Категорийность педагогов определяется по шкале «Отношение педагогов к инновационным изменениям»)
Полученные данные по учреждению такие: 20% педагогического коллектива лицея составляют «Успешные» педагоги, они внедряют не только чужие инновации, но и активно разрабатывают свои; 50% педагогов можно отнести к категории «Активные», такие педагоги выступают тьюторами при внедрении инноваций; 20% — «Пассивные» педагоги, которые из-за своей скептичности тормозят внедрение любых новшеств; «Инертных» педагогов -10%, они практически не способны внедрять инновации.
Формирование готовности педагога к внедрению ПИД должно происходить и происходит в рамках системы непрерывного образования, которое «Законом об образовании» определяется как «образование в течение всей жизни».
Непрерывное образование может быть представлено следующими формами образовательной деятельности:
формальное образование проходящее в специальных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (например, институтах повышения квалификации и т.п.) и заканчивающееся выдачей общепризнанного свидетельства или диплома;
неформальное образование представляет собой различного рода клубы, лектории, семинары, обычно не сопровождается выдачей документа. В системе регионального образования такой вид деятельности чаще всего организуется муниципальными или школьными методическими службами;
информальное образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь человека; приобретение информации через любые источники (библиотеки, СМИ, общение с друзьями, посещение выставок, театра, музеев).
Среди видов непрерывного образования педагогов образования можно выделить:
1.Внешняя подготовка (как правило, относится к формальному непрерывному образованию): проводится по программам, которые создают образовательные организации, имеющие лицензию на обучение взрослых, в форме курсов повышения квалификации, тьюторских, дистанционных курсов.
2.Внутренняя подготовка (относится к неформальному и информальному непрерывному образованию): проводится по программам, созданным самими муниципальными методическими службами или школами, педагогами, руководителями школ, используя все формы методической работы, включая планы самоподготовки с контролем за результатами.
Управляемость процессом внутренней подготовки выше, чем внешней: при внутренней подготовке группа обучающихся состоит только из педагогов своей школы, района и используются внутришкольные/внутрирайонные регламенты проведения обучения, в отличие от внешней подготовки, где группа – смешанная, состоящая из педагогов разных школ, районов.
Социально-психологические особенности внешней и внутренней подготовки дают разные и равные возможности для педагогов: внешняя подготовка предоставляет возможность расширения деловых, профессиональных контактов, проверки своей компетентности во внешней среде, знакомство с опытом и проблемами других педагогов; внутренняя подготовка — создание и поддержание единого профессионального информационного поля, командного духа, формирование чувства лояльности, приверженности к школе, району, повышение авторитета педагога в школе, районе.
Система подготовки педагогов к внедрению проектного (исследовательского) обучения средствами внутренней подготовки нами реализовываюсь поэтапно.
1.На первом этапе мы провели диагностику профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов, составили перечень этих затруднений и потребностей. Нами проводилась диагностика проектных компетентностей педагогов, реализующих проектно-дифференцированное обучение. Процедура диагностики предполагала опрос самих педагогов относительно уровня сформированности проектных компетентностей педагогов. Критериальной базой разработки инструментария диагностики служила модель компетентностей педагога, реализующего проектно-дифференцированное обучение.
2.На втором этапе проводился анализ затруднений педагогов, а так же были определены профессиональные проблемы педагогов. Все «затруднения» педагогов мы определили в группы по типу затруднений. Мы выяснили, что типовой проблемой педагогов, участвовавших в опросе, является недостаточный уровень развития компетентности в предметном содержании проектной деятельности, способах ее реализации, что связано с получением ответа на вопрос «Как на базе содержания предмета построить проектную деятельность?».
3.На третьем этапе мы сформировали цели, задачи, формы и способы реализации обучающих мероприятий. При организации подготовки педагогов к проектному обучению наиболее эффективным является технология «обучение действием» («Action Learning»)., т.к. общеизвестно, что 80% знаний и, что самое главное, опыта люди получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, системно организованная методическая работа в образовательной организации, влияет на развитие профессиональной компетентности педагогов, является немаловажным управленческим условием для организации системы проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Список литературы.
1.Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах/Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1 — 174 с.
3. Павлуцкий А.В., Алехина О.Е. »Обучение действием»: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала. — »Управление персоналом», №5, 2001.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Чекалова Н.В., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых. Март 2012
6. trainings.ru/library/dictionary/actionlearning