Перспективный план по формированию патриотизма
Автор: воспитатель Авдеева Наталия Ивановна.
МБОУ «Знаменская СОШ» отделение по дошкольному образованию №4 пгт. Знаменка Орловского района Орловской области.
Перспективный план по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Файл:Перспективный план
Месяц | Тема | Содержание работы | Работа с родителями | ||
Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность детей и воспитателя
|
Самостоятельная деятельность детей | |||
Сентябрь | Семья. Детский сад. | «Чем занимаются в детском саду».
Цель: формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Обогащать представления детей о назначении детского сада, функциях разных помещений, способствовать применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности. Рисование «Ах, как хорошо в садике живется». |
Беседы:
«Традиции моей семьи» «Права ребенка на имя» «Мой любимый детский сад». Д.и. «Кто старше?», «У кого сегодня день рождения?» Упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?» Цель: воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, близким. РНИ: «Пирог» «Горелки» «Карусели» Развлечение «Семья ладом крепка». Цель: конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей в семье; подвести детей к осознанию необходимости проявления любви, заботы и уважения к членам своей семьи; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни, игровой и речевой деятельности. Акция «День взаимопомощи». |
Рассматривание фотоальбомов с семейными фотографиями.
С/ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад». Д/игра «Узнай настроение». |
Консультация
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Родительское собрание «Готовимся к школе». Экскурсии по улицам поселка. Составление совместных рассказов родителей с детьми о своих ближайших родственниках «Моя родословная». |
Октябрь | Малая Родина | Аппликация «Открытка для бабушки».
Цель: воспитывать уважительное, внимательное отношение к бабушкам, стремление заботиться о них, сделать приятное. |
Беседы:
«День пожилых людей» «Мой поселок» «Орловские умельцы – плешковская игрушка». Цель: закреплять и расширять знания детей об их малой Родине; познакомить с народными промыслами Орловской области. Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: герб поселка Знаменка, альбомов «Мой поселок», «Мой Орел», Красной книги Орловской области», карты Орловского района. Д/игры «Родные улицы» — в игровой форме закрепить названия улиц родного поселка. «Кто такой?» — закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Орловской области, воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать. Подвижные игры: РНИ «Совушка» РНИ «Плетень» РНИ «Испорченный телефон» Викторина: «Мой город Орел». Цель: закреплять и расширять знания детей о родном городе; воспитывать гордость за свою малую родину, желание приносить ей пользу. |
Сюжетно-ролевые игры:
«Школа», «Детский сад», «Почта». Д/игры: «Собери герб поселка Знаменка». «Сложи картинку» — закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Орла, учить вкладывать из частей целое. |
Консультации: «Учим детей любить свою малую Родину» Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха». Участие в конкурсе ДО «Дары осени». |
Ноябрь | Россия | «Мы живем в России»
Цель: воспитывать чувство гордости за свою страну, интерес к истории России. Закреплять знания о государственных символах. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Формировать активную жизненную позицию. Рисование «Осенние мотивы». |
Беседы: «История возникновения России» «Государственные символы России» «Президент России» «Богатства России» Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – Родина моя», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Символика РФ», «Правители России». Чтение и разучивание пословиц и стихотворений о России. Д/игра «Иностранец» -в игровой форме закрепить знания детей о России. Развлечение: «Россия – щедрая душа». Цель: расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля, познакомить с блюдами русской кухни. Воспитывать гордость за свою Родину. Подвижные игры: РНИ «Горелки с платочком» Игра «Перелёт птиц» |
Работа с трафаретами «Животные наших лесов».
Д/игры: «Собери герб России», «Флаг России». |
Консультация
«Воспитываем маленьких патриотов». |
Декабрь | Россия | «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша»
Цель: Учить составлять план действий, развивать умение самостоятельно выбирать способы познания при решении проблемы. Работать группами; приобщать к ценностям национальной русской культуры, к социокультурным ценностям Орловщины. Формировать нравственно – патриотические чувства и чувство принадлежности к мировому сообществу. |
Беседы: «С чего начинается Родина» «Народов дружная семья» «Москва – столица России» «История праздника Новый год» Работа с картой России и глобусом. Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме. Д/игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб» — закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран. РНИ «Гуси — лебеди» РНИ «Два мороза» РНИ «Третий лишний» Игротека «Поиграем» — подвижные игры народов России. Цель: Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Доносить национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников. Обеспечить эмоциональное благополучие. Праздник: «Новый год у ворот» |
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
«Москва – столица нашей Родины», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России». Рисование «Башни Кремля» |
Акция
«Поможем птицам зимой» Консультация «Воспитание гражданина». Выставка совместных поделок родителей и детей «Новый год у ворот». |
Январь | Народное творчество | «В гостях у русской избы».
Цель: познакомить с жилищем русского человека, уточнить представления о природных богатствах России, о продуктах питания, предметах быта; развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины. Рисование «Чайник, расписанный гжелью», «Хохломская дощечка», Цель: развивать интерес к предметам , изготовленным народными мастерами. Воспитывать гордость за свою страну. |
Беседы: «Народные промыслы» «Устное народное творчество» « Рождественские гуляния» «Хороводные игры на Руси» Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», небылиц, потешек, загадок, разучивание русских народных пословиц, рождественских обрядовых песенок. Д/игры: «Что из чего?», «Найди лишнее», «Это что за завиток?»- продолжать знакомить детей с предметами русских народных мастеров, элементами росписей. Развлечение: «В русской горнице». Цель: конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей в семье; подвести детей к осознанию необходимости проявления любви, заботы и уважения к членам своей семьи; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни, игровой и речевой деятельности. Подвижные игры: РНИ «Гори гори ясно» РНИ «Прятки РНИ «Ручеёк» |
Рассматривание иллюстраций и альбомов: «Народные промыслы» (хохлома, гжель, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России». | Консультация
«Русское народное творчество – основа речевого развития и воспитания гражданина». Рекомендации: «Сказкотерапия как средство развития ребенка и его психологического благополучия». |
Февраль | Защитники Отечества
Масленица |
«Наши защитники»
Цель: воспитывать гордость за российскую армию, желание служить Родине. Обогащать представления детей о современной армии, ее мощи и силе. Рисование: «Пограничник с собакой» Аппликация «Открытка для папы» Обрывная аппликация: «Солнышко» |
Беседы: «День Защитника Отечества» «Наша родная армия» «Как на масляной неделе» Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок про масленицу. Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска», «Служу России» — учить подбирать воинскую должность к виду войск (например, танк – танкист). Воспитывать уважение к российской армии, желание защищать Родину. «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики» РНИ «Золотые ворота» РНИ «Бояре» Праздники: «День защитника отечества», «Масленица» |
Рассматривание
Иллюстраций, альбомов, книг на тему «Военная техника», «Вооружённые силы РФ». С/р. игры «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки». |
Выставка совместных работ детей и родителей
«Слава армии родной в день ее рождения». Экскурсия с родителями на праздник «Масленица» |
Март | Мамочка любимая.
Весна. |
«Профессии «мужские и «женские».
Цель: уточнять, дифференцировать знания детей о специфике труда мужчин и женщин, Формировать представления о взаимосвязи между «мужскими» и «женскими» профессиями. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Лепка «Сувенир для мамы». Рисование «Весна идет, весне дорогу». «Цветок». |
Беседы: «Мамино сердце» «Нас не разольешь водой» «Что мы знаем о весне» Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Март», А.Саврасова «Грачи прилетели», полотенца, украшенного орловским списом. Чтение художественной литературы: стихотворения А.Усачева «Женский день», Рассказа П.Бабанского «Кто живет в нашем доме», В.Осеевой «Просто старушка», стихотворения С.Городецкого «Весенняя песенка», загадок, разучивание русских народных пословиц, песенок. Слушание «Март» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Пальчиковая гимнастика: «Мамочка». Д/игры: «Что бывает весной?», «Когда это бывает?», «Цепочка слов». Описательный рассказ: «Как мы поздравляли мам». Праздник Восьмое марта. Подвижные игры: РНИ «Третий лишний» РНИ «Венок» Башкирская НИ «Подними платок». |
Рассматривание альбомов «Наши мамы», «Народный календарь», наборов открыток о весне.
Рисование «Портрет моей мамы». |
Выставка совместных работ
«Маму милую свою очень крепко я люблю». Консультация «Сказкотерапия как средство развития ребенка и его психологического благополучия». |
Апрель | Покорители космоса.
Берегите природу Земли. |
« История космоса».
Цель: обогащать представления детей о космосе, космонавтах и роли нашей страны в освоении космоса. Закреплять умение использовать полученные знания в игровой деятельности. «День Земли». Цель: обогащать представления детей о планете Земля, об общих праздниках людей, ее населяющих; закрепить знания о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; воспитывать патриотизм и интернациональные чувства на основе расширения знаний об окружающем. Рисование «Космос». Лепка «Космодром» Аппликация «Полет на луну» |
Беседы: «Покорение космоса» «Он сказал: «Поехали!» Рассматривание дидактического материала: альбома «Космос», книг, открыток. Чтение художественной литературы: В.Драгунский «Восток – 2», Г.Юрмин «Счастливого пути, космонавты». Слушание музыкальных произведений о космосе, космонавтах. Спортивная викторина «Будущие космонавты» -развивать физические качества детей, закреплять знания детей роли России в освоении космоса. Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Полет на Марс». Подвижные игры: РНИ «Пятнашки» РНИ «Дедушка — рожок» Осетинская НИ «Перетягивание» Викторина «Из какой мы сказки» — по устному народному творчеству. |
Д/игры
«С какого дерева листок» — закрепить названия деревьев родного края. «Птицы нашего края» — закреплять представление детей о зимующих и перелетных птицах: повадках, внешнем виде, питании, месте обитания. |
Акция
«Посади дерево». Консультация «Детские вопросы и как на них отвечать». |
Май | Никто не забыт – ничто не забыто | « День Победы».
Цель: расширять и уточнять знания о подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа. |
Беседы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны». Чтение художественной литературы: С.Маршак «День Победы», Л.Кассиль «Твои защитники», И.Токмакова «Сосны шумят». Слушание: А.Александров, В.Лебедев – Кумач «Священная война». Утренник «День Победы». Пальчиковая гимнастика: «Моя Родина». Подвижные игры: РНИ «Коршун и наседка» РНИ «Шмель» Дагестанская НИ «Отгадай» Викторина «День Победы». Цель: закрепить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства на основе обогащения знаний детей о Великой Отечественной войне. |
Рассматривание дидактического материала
«В годы войны», книг, открыток. Д/игра «Праздники моей Родины» -продолжать знакомить с праздниками России, с событиями, происходящими в стране». Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Солдаты». |
Выставка плакатов «Нет войне»
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Экскурсия в Музей – диараму. |