Урок музыки Классики музыки второй половины XVIII-XIX веков
Автор: учитель музыки Добрынина Елена Юрьевна.
МБОУ гимназия № 3 г. Иркутск.
Урок музыки, 4 класс. Тема: «Венские классики. В.А. Моцарт» Раздел: «Классики музыки второй половины XVIII-XIX веков».
Файл:Урок музыки
Учитель музыки МБОУ города Иркутска гимназии №3 Добрынина Елена Юрьевна.
Технологическая карта изучения темы.
Предмет | Музыка |
Класс | 4 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология построения урока | Проблемное обучение. |
Тема | «Венские классики. В.А. Моцарт»Раздел: «Классики музыки второй половины XVIII-XIX веков». |
Цель | Раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости. |
Основные термины, понятия урока | Композитор, рондо, симфония. |
Планируемый результат. | |
Предметные умения.
— знакомство учащихся с творчеством В.А.Моцарта; — формирование умение определять жизненное содержание, характер и силу воздействия музыки на человека на примере произведений В.Моцарта («Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле»); — развитие способности к анализу музыкальных произведений (песен), сравнению, обобщению, формированию вывода, а также развитие познавательных интересов. |
Личностные УУД:
— сформировать эмоциональную отзывчивость на музыку; — осознание нравственного содержания музыкальных произведений; — проекция этого содержания в собственных поступках. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; -формулировать и высказывать собственное мнение об явлениях музыкального искусства, на основе услышанного и почувствованного; — осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: — расширять свои представления о музыке и музыкантах; — строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; — обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов). Коммуникативные УУД: — выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства; — использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; — открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров; — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Групповая
Индивидуальная |
Учебно-методический комплекс:
— Учебник «Музыка» для 4 класса,6-е издание, Самара, Издательский дом «Федоров», 2014 год. — Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 4 класса, 5-е издание, Самара, Издательский дом «Федоров», 2015 год. Технические средства обучения: Компьютер, медиопроектор. Видеоматериалы: фрагменты художетсвенного фильма «Маленький Моцарт», фрагмент документального биографического фильма «Моцарт» телеканал «История».Презентация «Великий Моцарт» |
Дидактические задачи этапов занятия.
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный этап. | Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Организовать и направить к цели на познавательную деятельность учащихся. |
Этап усвоения новых знаний. | Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. |
Этап включения в систему знаний. | Формирование позиции творческой активности и включенности в образовательный процесс. |
Этап закрепления нового материала. | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Закрепить те знания и умения учащихся, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. |
Этап рефлексии учебной деятельности. | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
Технология изучения.
Этапы | Формирование умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
— Здравствуйте, ребята!
-Давайте постараемся почувствовать себя так, как, если бы вы находились в самом сердце Австрии, Венском оперном театре в концертном зале. Исходя из данных условий, скажите, на каком концерте мы можем с вами оказаться? Будет это концерт современной или классической музыки? -А каких австрийских композиторов мы уже знаем или слушали их произведения? — Совершенно верно. — При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. На нашей афише всего одно слово, посмотрите — она на экране. » Моцарт». |
— Здравствуйте! (присаживаются за парты).
— Если оперный театр, значит концерт классической музыки. Если в Венском театре, то, возможно будут звучать произведения австрийских композиторов. — Ф.Й.Гайд, В.А,Моцарт. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. |
-Вы помните, мы с этой личностью уже встречались в третьем классе. Кто это, ребята? И как его зовут?
— А Вы помните его произведения, которые мы слушали? — Вот и сейчас, вы слышите? Кажется, концерт начинается. (звучит «Симфония № 40» (Iчасть)В.Моцарта.) — Эта музыка принадлежит великому Моцарту. Мы с вами попали сегодня на концерт, в котором звучит музыка Моцарта. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Композитор А.Рубинштейн называл Моцарта Гелиосом – богом солнца музыки, именно о нём он восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» — Когда Вольфганг стал композитором, он сочинял музыку во всех без исключения музыкальных формах и жанрах, существовавших в то время. |
— Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
«Весенняя песня». «Колыбельная». |
Этап усвоения новых знаний. | Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
|
— Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном городе Зальцбурге.(демонстрация кадров и документального фильма «Моцарт»).
— В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы. В четыре года он сочинил концерт для клавесина. — В шесть лет вместе с сестрой Анной-Марией и отцом Вольфганг отправился путешествовать по всему миру, покорял и восхищал сердца, как знати, так и простого слушателя. — Маленький Моцарт играл не только на клавесине, но и на скрипке и органе, импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомым ему произведения, исполнял трудные пассажи одним пальцем. Вольфганга называли «чудом XVIII века». (фрагменты художественного фильма «Моцарт». — А сейчас мы вернемся к началу нашего концерта, к музыке, которая звучала вначале урока. Это одно из наиболее ярких и вдохновенных произведений симфонической музыки Моцарта. Симфония № 40. В ней 4 части, но мы с вами послушает только первую (Allegromolto- очень быстро). — Вспомним, что такое симфония? — Сейчас мы услышим фрагмент I часть симфонии. Главная партия, звучит как человеческая речь. |
-Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра. |
Задача прослушивания следующие:
— постарайтесь почувствовать оттенки этойречи, настроение. — какие группы инструментов симфонического оркестра начинают главную тему и как затем она развивается? (звучит фрагментI часть симфонии). — Одно из самых известных произведений В.А. Моцарта- «Рондо в турецком стиле». Моцарт дал название пьесе потому, что хотел изобразить на фортепиано звучание большого барабана, который был изобретен в Турции. Пьеса написана в форме Рондо, поэтому так и называется. — Рондо (от французского rondeau «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой не менее 3раз повторяется главная тема.В обобщённом виде схема формы такова A — B — A — C-… — A.(Обозначения:А— главная тема) -Предположите, как может звучать музыка данной формы. |
-Настроение музыки грустное, тревожно-нежное, мягкое. Она придает взволнованность человеческой речи.
-Мелодию начинают скрипки, что придает ей легкость и мягкость, затем присоединяются все струнно-смычковые инструменты. Музыка усиливается звучанием всего оркестра. -Главная мелодия (тема) марша повторяется несколько раз, будто идет по кругу. Между этой темой проходят фрагменты разных мелодий, может быть исполнения разных групп инструментов. |
||
-Давайте мы познакомимся с этим произведением и послушаем его. Слушайте внимательно и постарайтесь определить главную тему. А после прослушивания поделитесь впечатлениями, так ли это.
-Какое настроение у вас вызвала эта пьеса? Почему? — Удалось определить главную тему? — При повторном прослушивании я прошу показать сигналом, поднятой ладошкой вверх, фрагмент, когда зазвучит главная тема. |
Дети слушают произведение.
-Наши предположения подтвердились. Тема повторяется с разной силой и в исполнении разных групп инструментов. -Настроение веселое, праздничное. Музыка живая, веселая, быстрая. Хочется пуститься в пляс, выразить чувства. -Да, это было не сложно. Учащиеся слушают произведение и показывают звучание главной темы. |
||
Этап включения в систему знаний. | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | — Я предлагаю вам не некоторое время поменяться ролями с дирижером. Попробуем продирижировать маленькую пьесу Моцарта, из его нотной тетради, которую он написал в 8-летнем возрасте. (Рабочая тетрадь, стр. 43).
— Определите размер произведения? Покажите схему дирижирования на 3\4. — А теперь кто желает показать дирижирование, но уже на сценической площадке? (Произведение транслируется на экран.) |
— Размер произведение 3\4. Учащиеся показывают схему дирижирования на три доли. Пробуют дирижировать под музыку. По желанию выходят к доске. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; | — Итак, на каком концерте мы сегодня побывали? Охарактеризуйте музыку, которую услышали.
— Какие формы музыкальных произведений сегодня услышали? — Какое впечатление у вас осталось от композитора Моцарта? — Я надеюсь, при выборе темы проекта в конце нашего раздела, какая-нибудь группаболее шире раскроет нам личность и творчество В.А.Моцарта. — Спасибо за урок, до свидания. |
— Сегодня мы присутствовали на концерте Моцарта. Его произведения оказались яркими, захватывающими.
-симфония, рондо. Ответы детей. |