Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Автор: учитель информатики Светлана Валерьевна Филатова.
МОУ СОШ №1 г. Егорьевск Московской области.
Файл:Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики 1
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесбрегающей педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия — образовательные технологии.
Если философия образования отвечает на вопрос «как учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее» сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы и таким образом фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.
В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии делятся на три группы:
Первая группа включает технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. Это: традиционная технология обучения, технологии, для которых характерны чрезмерная интенсификация образовательного процесса, активное использование приемов авторитарной педагогики и т.д.
Вторая группа альтернативна первой, так как в технологиях этой группы сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне, реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики. Именно эти технологии обозначаются как Здоровьесберегающие.
К третье группе, самой многочисленной, относятся остальные технологии, по описанию которых невозможно судить об их взаимодействии на здоровье участников образовательного процесса.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!
Стратегия реализации ЗОТ – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.
Здоровьесберегающая педагогики – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся!