Игровые технологии на уроках ритмики
Автор: Камаева Гулия Гайнетдиновна, преподаватель хореографии, МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамск.
«Игровые технологии на уроках ритмики»
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
Как заинтересовать детей уроками ритмики? В работе дается ответ на этот вопрос. Автор обменивается опытом, как она использует игровые технологии на уроках ритмики, приводит примеры различных игр, уделяет особое внимание воспитательной стороне игровых ситуаций на занятиях.
Работа может быть интересна особенно молодым начинающим хореографам.
Ссылка на файл: Игровые технологии на уроках ритмики
Важными проблемами образования являются неприятия многими детьми занятия. Радость познания подчас гасится однообразной рутиной при проведении занятий и отсутствием заинтересованности со стороны самих учащихся.
В танцевальное объединение приходят с 7-8 лет. После нескольких занятий, некоторые дети перестают посещать уроки или пропускают. Я задала себе вопрос, почему? И попыталась увидеть эту проблему глазами детей и вокруг почувствовала, как надоедает однообразно построенное занятие, как надоела однообразная маршировка по залу. Мне кажется, нашла выход: для того чтобы остановить текучесть в своем объединении, особенно в младших классах, заинтересовала тем, что начала использовать игры на занятиях. Игра на уроках ритмики – это активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, которое осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных умений и навыков. Я считаю, что игра важна и незаменима в развитии ребенка. Игровая ситуация позволяет раскрыться порой еще не реализованным способностям и задаткам личности, расширяет границы для проведения творчества, причем происходит это легко и непринужденно. Например, на занятиях ритмики, когда я предлагаю какой – то персонаж, дети с удовольствием «перевоплощаются» в названных сказочных героев и самозабвенно двигаются в ритме и характере музыки, дети на глазах меняются. Ведь во время игры начинают раскрепощаться самые робкие и стеснительные, а самые непоседливые мальчики и девочки становятся послушными, терпеливыми, внимательными – ведь идет игра – это азарт и желание выиграть. Моя цель была достигнута, дети восприняли игру с восторгом: «Хотим ещё!». Для меня игра не только привлечение детей, но и эффективное обучение и воспитание учащихся, так как во время игры дети активно мыслят, расширяют свой кругозор, развиваются их творческие способности, формируются нравственные качества, сила воли, целеустремленность, развивается самостоятельность, воспитываются ловкость, подвижность, терпение и т.д.
Чтобы занятия на уроках ритмики с использованием игровой технологии проходили на ура, преподаватель должен:
— учитывать возрастные особенности учащихся, характер каждого ребенка, их индивидуальные способности, интересы и возможности;
— обладать всеми необходимыми знаниями и умения;
— заинтересовать и создать условия для творческой работы;
— правильно объяснить и организовать игру;
— создать положительный настрой.
Игра помогает правильно ориентироваться на сцене. Где правая кулиса, середина сцены и т.д. Помогает легче запоминать рисунок танца (например: линейка, две линии, круг, полукруг, диагональ, правая, левая, шахматный порядок, более сложные рисунки, крестик, птичка, круг и линия сзади, из одного сразу выходить на другой рисунок и т.д.)
Игра ещё помогает развить музыкальную способность. Например, даю детям домашнее задание: придумать под разные по темпу музыки 2/4, 3/4, 4/4 или музыкальный размер разного характера, хлопки, притопы, и вместе.
Музыкальные игры, проведенные на уроках ритмики, пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования — кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание. Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и движений. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать на уроке в зависимости от ситуации.
На уроках ритмики дети осваивают и танец через игру, это всевозможные музыкальные игры: «Часики», «Кузнечик», «Чебурашка» и многие другие. Принимая участие в игре, ребёнок чувствует себя более свободно, раскрепощенно. Детям нравится быть «солдатиками» — маршировать под музыку, «плыть как лодочка» — упражнения, развивающие гибкость позвоночника, «летать, как бабочка» — упражнения, развивающие выворотность тазобедренного сустава, прыгать, как пружинки: — всевозможные прыжки («мячики», «ножницы», «лягушата», «воробушки», «попрыгунчики» и т.д.).
Игра ещё помогает развить артистизм детей. Детям нравится игра « Сделай так ». Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами. Правила игры: дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны отгадать, что показал ученик, если угадали, то показывающий верно справился с заданием. Например: встревоженный кот; грустный пингвин; восторженный кролик; хмурый орел; человек, который хорошо пообедал; жмут ботинки; человек, который неудачно пнул кирпич; человек, у которого острый приступ радикулита; горячий утюг; будильник. Можно давать несколько тактов импровизации на занятиях изобразить, например, старую бабушку, радость, горе, обида, холод, жару, плач, кокетство, ненависть и т.д.
Закреплять проученные танцы и развивать воображение у первоклассников помогает, например, игровая ситуация «Прогулка».
— Ребята, сегодня мы пойдем на прогулку в лес, но это будет в нашем воображении. Дорога будет трудная с препятствиями, так что нужно быть очень внимательными и осторожными. Ну что, пошли? (Да). Начинается разминка с изображением перепрыгивания с кочки на кочку, ходьба на высоких полупальцах по узенькой дорожке.
— Ну вот, пришли мы на поляну, а там много цветов и бабочек. Ребята, давайте представим, что мы тоже цветы и бабочки и станцуем танец « Цветы и бабочки». Ой, ребята посмотрите, кто же там, на картошку, с ложкой по полю побежал?
— Вот бегу я на картошку поработать, так сказать, я бы очень попросил вас для меня потанцевать. Исполняют танец «Антошка».
— До свидания, ребята, пойду работать.
— До свидания, Антошка.
— Давайте присядем у костра (садятся на пол и руками изображают горение костра – пламя, и делают вид, что едят картошку).
Давайте, ребята послушаем пение птиц в тишине. (Звучит музыка с голосами птиц, а дети пытаются угадать, чей это голос).
Отдохнули, теперь отправляемся в обратный путь. Ой, ребята, посмотрите какое маленькое озерко у нас на пути, а там утята плавают (танец «Утята»). А мама утка стирает, давайте, ей поможем (танец «стирка»). Вечереет, мы устали, посидели у костра, танцевали, отдыхали, а теперь домой пора.
Я применяю игру и для закрепления полученных умений и навыков. Неожиданные ситуации, которые возникают в процессе игры, требуют быстрой ориентировки, инициативы, находчивости. Игры, определенные рамками правил, имеют большое значение в воспитании учащихся воли, выдержки, дисциплинированности.
Я убеждена: после таких занятий ритмики дети будут приходить в танцевальный класс с охотой, радостью, с улыбкой, не будут опаздывать, боясь пропустить что – то интересное. Они станут более развитыми, раскрепощенными, отзывчивыми.