Проект Театральные ступеньки
Авторы: воспитатели Макарова Юлия Юрьевна, Виноградова Наталия Юрьевна.
ГБОУ Школа № 2097 г. Москва.
Проект «Театральные ступеньки».
Файл:Проект
Проект «Театральные ступеньки».
Тип проекта: игровой, творческий.
Долгосрочный: сентябрь — май.
Участники проекта: дети группы 4-5 лет, родители и воспитатели.
Актуальность.
«Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей»
(Б. М. Теплов).
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это основная часть социально-экономических и духовных направлений современного и общественного устройства.Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Чем старше становятся детитем более ценной является игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Цель: развитие творческих способностей у детей среднего возраста посредством (средством) театрального искусства.
Задачи.
Образовательные:
- последовательно знакомить детей с различными видами театра, атрибутах, костюмах, декорации
- закрепить и расширить знания детей о сказках;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
- Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
- создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
Развивающие:
- Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.
- развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, выразительность речи, воображение и фантазию.
- Развитие мелкой моторики рук.
- продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
Ожидаемые результаты.
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия о театрализованной деятельности детей;
Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства (дети научаться пользоваться настольным, пальчиковым, мягкой игрушки, кукольным театром;смогут передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; дети научаться играть по ролям, обыгрывать этюды).Дети постепенно осваивание невербальными средствами общения (жесты, мимику, движения).Развитие эмоционального фона и речи дошкольников; увлеченное использование театральных игр в самостоятельной деятельности детей 4-5 лет.Речь детей становится более связной, выразительной, расширяется их словарный запас; Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;Они становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать; У детей появляется интерес к театру и искусству в целом.
Итоговый продукт:театрально игровая деятельность способствовала развитию творческой активности детей и развитию ключевых компетентностей (коммуникативной,социальной, информационной деятельностной,здоровьесберегающей)
Стратегия механизма реализации проектной деятельности.
№ | Формы реализации проекта | Сроки реализации | Участники |
1 | Ознакомление с педагогической литературой по теме | сентябрь | педагоги |
2 | Наглядная информация для родителей: папка «Играем в театр» с описанием истории театра, его видов | сентябрь | Педагоги родители |
3 | Выставка книг «В гостях у сказки» | сентябрь | Педагоги, дети |
4 | Чтение русских народных сказок | сентябрь | Педагоги, дети |
5 | Консультация для родителей на тему «Театрализованная деятельность детей» | октябрь | Педагоги родители |
6 | Дидактическая игра «Изменю себя, друзья.догадайтесь, кто же я?» | октябрь | Педагоги, дети |
7 | Занятие «Пойми меня» | октябрь | Педагоги, дети |
8 | Дидактическая игра «Язык жестов» | октябрь | Педагоги, дети |
9 | Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Колобок», | октябрь | Педагоги, дети |
10 | Чтение сказки «Репка» | октябрь | Педагоги, дети |
11 | Импровизация по русской народной сказки «Репка» | октябрь | Педагоги, дети |
12 | Играем пьесу «Репка» | ноябрь | Педагоги, дети |
13 | Театрализованная игра «Колобок» | ноябрь | Педагоги, дети |
14 | Театрализованная игра «Теремок» | ноябрь | Педагоги, дети |
15 | Игра- имитация «Животные во дворе» | ноябрь | Педагоги, дети |
16 | Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо) | ноябрь | Педагоги, дети |
17 | Занятие «Игровой урок» | декабрь | Педагоги, дети |
18 | Чтение сказки «Приключения Огуречика» | декабрь | Педагоги, дети |
19 | Репетиция пьесы «Приключения Огуречика» | декабрь | Педагоги, дети |
20 | Репетиция пьесы «Приключения Огуречика» | декабрь | Педагоги, дети |
21 | Репетиция сценок к Новогоднему утреннику | декабрь | Педагоги, дети |
22 | Привлечь родителей к созданию костюмов для театрализованной деятельности | декабрь | Педагоги родители |
23 | Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | декабрь | Педагоги, дети |
24 | Новогодний Утренник | декабрь | Педагоги, дети |
25 | Создание совместно педагогов с родителями и детьми разные виды театра | январь | Педагоги
Родители Дети |
26 | Репетиция пьесы «Приключения Огуречика» | январь | Педагоги, дети |
27 | Показ спектакля «Приключения Огуречика» | январь | Педагоги, дети |
28 | Знакомство с понятием театр:
ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий) |
январь | Педагоги, дети |
29 | Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). | январь | Педагоги, дети |
30 | Театральная игра «Семь сыновей» | февраль | Педагоги, дети |
31 | Театральная игра «Ходим кругом» | февраль | Педагоги, дети |
32 | Консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей | Педагоги родители | |
33 | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Работа над речью (интонация, выразительность) . | февраль | Педагоги, дети |
34 | Инсценировка р. н. с. «Маша
и медведь». |
февраль | Педагоги, дети |
35 | Знакомство с понятием «ролевой диалог». | март | Педагоги, дети.родители |
36 | Чтение сказки «Волк и семеро козлят». | март | Педагоги, дети |
37 | Сказка «Волк и семеро козлят». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. | март | Педагоги, дети |
38 | Практическое
Репетиция спектакля по сказке «Волк и семеро козлят». |
март | Педагоги, дети |
39 | Сюжетно –ролевая игра «Театр». | апрель | Педагоги, дети |
40 | Театральная игра «Полет на луну» | апрель | Педагоги, дети |
41 | Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят». | апрель | Педагоги, дети |
42 | Консультации, памятки в родительском уголке «Театр и дети» | апрель | Педагоги родители |
43 | Ритмопластика. | апрель | Педагоги, дети |
44 | Репетиция спектакля «Волк и семеро козлят». | апрель | Педагоги, дети |
45 | Инсценировка р. н. с. «Волк и семеро козлят». | май | Педагоги, дети |
46 | Театрализованная игра «Корабль» | май | Педагоги, дети |
47 | Театрализованная игра «Путешествие» | май | Педагоги, дети |
48 | Театрализованная игра «Насос и надувная игрушка» | май | Педагоги, дети |
49 | Театрализованная игра «Цирк зверей» | май | Родители, дети |
Литература:
- З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи»
- Т. А. Шорыгина «Красивые сказки»
- И. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
- Г. Ф. Баландина«Игрушки-перчатки для кукольного театра»
- Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»
- Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко«Кукольный театр дошкольникам»
- А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
- А.Ф.Брязгун «Сказка в гости к нам пришла»
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет..
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. Чистякова М.И. Психогимнастика.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет.
Фотографии.
Настольный театр «Репка»
Сказка «Колобок»
Сказка «Теремок»
Новогодний утренник
Сказка «Маша и медведь»
Сказка «Приключения Огуречика»
Играем в театр
Игра «Угадай, кто я?»