Творческий проект Кукольный театр своими руками
Автор: педагог дополнительного образования Ольга Петровна Кудрина.
МУ ДО ДДТ г. Верхнеуральска Челябинской области пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области.
Творческий проект «Кукольный театр своими руками»
Проект создан для привлечения большего количества обучающихся в творческую деятельность. В проект привлечены учащиеся 12 — 13 лет.
Файл:Творческий проект
«Кукольный театр своими руками»
Пояснительная записка
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.
Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Исходя из этого возникла идея создать проект «Кукольный театр своими руками» с группой учащихся 6 класса, посещающих занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству у руководителя изостудии «Мастерская чудес» Кудриной Ольги Петровны. Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.
Тип проекта:
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево — игровой, творческий.
По виду деятельности – дополнительное образование.
По продолжительности – короткосрочный.
По количеству участников – индивидуально-групповой.
Сроки реализации проекта:
Срок реализации проекта – февраль — март 2017 года
Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.
Актуализация проекта.
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в виде проекта «Кукольный театр своими руками» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в среднем звене. Оно не только помогает воспитывать личность, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте — основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель проекта:
Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:
Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, а так же их художественные способности;
Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;
Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Дидактические цели проекта:
— формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.
— освоение первичных знаний о театральном искусстве;
— овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;
— развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;
— воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.
Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:
- Познавательная деятельность.
- Речевая деятельность и работа с информацией.
- Работа с художественными текстами.
- Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
- Формирование умений и навыков по изготовлению кукол из фоамерана и ткани.
- Установление последовательности действий изготовления кукол.
- Организация деятельности.
Основополагающий вопрос проекта:
— Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим зрелищем для зрителей?
Проблемные вопросы проекта:
— Каково назначение кукольного театра?
— Какова моя роль для достижения общей цели?
Педагогические принципы:
- дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей;
- уважение личности;
- использование метода предметного обучения;
- поощрение творчества.
Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами.
Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и пение.
Форма занятий:
- коллективная;
- индивидуально – групповая.
Этапы работы над проектом.
1 этап — организационно-подготовительный
Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.
2 этап — разработка проекта
Цель: составление планирования на период проекта.
3 этап — технологический
Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.
4 этап — заключительный
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы и воспитанниками детского сада «Березка».
Работа над проектом
- Организационно – подготовительный этап.
Цель: введение детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства, иными словами, открыть для детей тайну театра.
Задачи:
1) познакомить с историей кукольного театра;
2) пробуждать интерес к чтению;
3) воспитывать желание сделать своими руками кукол для кукольного театра;
3) сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
Постановка гипотезы.
Занятия театральным творчеством не только активизирует интерес учащихся к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы занятий. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.
Содержание деятельности.
- Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»
- Просмотр презентаций:« Виды кукол»; «Кукольный театр».
- Конкурс рисунков «Кукольный дом».
- Выбор сказки для показа в кукольном театре.
- Наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовления кукол и составление технологической карты.
- Изготовление кукол для показа сказок «Репка» и «Колобок» в кукольном театре.
- Репетиции сказок «Репка» и «Колобок».
- Презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками».
- Разработка проекта.
Тематическое планирование
Время проведения
Время проведения | ||||||||
Тема | Особенности выполнения творческого проекта. | Кукольный театр. | Куклы своими руками | Ширма | Выбор и работа над произведением пьесы. | Музыкальное оформление спектакля. | Премьера сказок «Репка», «Колобок» | |
Вид деятельности | Беседа | Конкурс рисунков «Кукольный дом». | Презентация
Круглый стол |
Творческий процесс | Оформление сцены. Создание эскизов и декораций. | Работа с произведением | Подбор музыки. | Представление «Презентации проекта» |
Содержание деятельности | Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита. | Выставка работ
Совместная оценка. |
Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель. | Изготовление кукол из фоамерана, изготовление перчаток для кукол. | Оформление ширмы подручными средствами, изготовление элементов оформления (деревья, цветы, солнышко) | Распределение ролей. Выразительное чтение сказки « Репка», «Колобок» учителем.
Отработка чтения каждой роли. Индивидуальная работа с детьми-актерами. |
Проигрывание сценки под музыку. | Показ кукольного спектакля зрителям. |
Руководитель | Кудрина Ольга Петровна |
Из истории возникновения. Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.
Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др.
Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др.
Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.)
III. Технологическая направленность проекта.
Реализация задач проекта осуществляется через различные виды деятельности:
- Театральная игра.
- Основы театральной культуры.
- Работа над спектаклем (от этюда к рождению спектакля).
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
- учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- произносить скороговорки и стихи;
- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры – детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
Задачи:
- познакомить детей с театральной терминологией;
- познакомить с основными видами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре.
От этюдов к рождению спектакля – работа над сказками «Репка», «Колобок»
Задачи:
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Заключительная стадия.
Прогнозируемые результаты проекта.
В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:
- об истории театральной куклы;
- о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
и умеют:
- водить куклу над ширмой;
- изготавливать театральную куклу из различных материалов;
- создавать декорации и афиши для спектаклей;
- проявлять свои способности и добиваться успеха;
- приобретать и применять свои знания на практике;
- планировать проектную деятельность;
- работать в группе, защищать творческий проект.
Список методической литературы.
- Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17
- Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.59
- Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.57
- Рябова О.Н. Кружок-студия «Театр образа». Журнал «Начальная школа» № 11, 2005 г., с.52
- 6. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал «Начальная школа» № 11, 2001 г., с.75
- 7. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства. Журнал «Начальная школа» № 12, 2005 г., с.45
- 8. Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.68.
- 9. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
- 10. Голованова М.В., В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь. Учебники для 1, 2, 3, 4-х классов начальной школы. М.: «Просвещение», 2005 г.
- 11. Толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин. Москва «Просвещение».
- 12. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
Приложение 1
Мастер-класс
Материалы и инструменты:
Для учащихся: ножницы, фоамеран, ткань, клеевой пистолет, стержни для клеевого пистолета, деревянные шпажки для нанесения эскиза (по одной на парту), салфетка.
Для учителя: образцы кукол для кукольного театра.
Ход урока:
— Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а … кем, вы сейчас узнаете…
— Кто создаёт волшебный, удивительный мир – театр? (Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие). Они делают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не остались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль. Но театр наш будет не простой, а плоскостной, т.е. все сказочные герои будут плоские.
— Посмотрите, ребята, сколько сказочных героев сегодня у нас в гостях!
Итак, я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных предметов.
— Попробуйте определить по этим условным обозначениям, с какими предметами вам предстоит работать в мастерской?
— Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской? (правила техники безопасности)
— Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать условный знак, а вы – называть эти правила…
- Циркулемровно начертим мы круг
Или одну, или несколько дуг.
Циркуль иголкой уколет как ёж,
Если неправильно в руки возьмёшь.
- Клейна парту не пролей,
Аккуратней клеем клей!
- Ножницы– от слова “нож”.
Помни, если их берёшь!
— А какие ещё материалы нам потребуются? (фоамеран и ткань)
И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту. Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –
каждой секундой в труде дорожи”.
А сейчас я буду показывать, как делать этих сказочных героев. Будьте внимательны.
— Сначала мы рассмотрим инструкционную карту.
— Давайте теперь вместе повторим:
С чего мы начинали выполнять работу?
Как делается голова?
Как мы работаем с клеевым пистолетом?
— У кого-нибудь есть вопросы ко мне, всё ли понятно? Тогда приступайте к работе. Уверена, у вас всё получится, и в конце урока мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене. (Дети выполняют работу, учитель помогает).
— Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.
— Ребята, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую вы нам приготовили. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.
— Кто такой режиссёр?
— Кто такие актёры?
— Итак, представление начинается.
— Актёры на сцену! (показ спектакля).
Показ участниками проекта сказки «Рерка»
Приложение 2
Пригласительный билет
на кукольный спектакль «Репка» и «Колобок»
Дата:__________ Время______________
Ряд____________ Место______________
Игра актёров и актрис,
Неутомимый запах сцены,
Неповторимый шум кулис
Меняют жизни нашей цену.
Душа уносится в полёт,
И где конец игры – неясно.
Всегда театр в нас живёт,
И это всё-таки прекрасно!
Приложение 3
«Как все это было…»
Изготовление кукол
Шьем рукавички:
Сборка кукол:
Репетиции:
«Дебют» Выступление перед учащимися 2 класса
Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности 07.03.17.
Приложение 4
Сценарии сказок
Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
На сцене декорация: изба, огород.
Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.
Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.
Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.
Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка — чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было —
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!
Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка — где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!
Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку
Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Нет! Не вытянуть никак!
Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…
Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.
Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.
Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка
Рассказчик:
Раз — вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!
Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка
Рассказчик:
Мышка эта — очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,
Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!
Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.
Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Артисты кланяются.
Сценарий сказки «Колобок»
Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.
Дед: Испеки, бабка, колобок.
Бабка: Из чего печь-то? Муки нету.
Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.
(Бабка перестает вязать, заходит в дом)
Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.
( Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка)
Рассказчик: Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке.
(Вместо игрушки на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая).
Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
(Ссправа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).
Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
А от тебя, Заяц, и подавно уйду!
Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!
(Колобок быстро «катится» мимо Зайца и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Волк).
Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!
Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Волк его и видел!
(Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Медведь).
Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!
Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Медведь его и видел!
Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.
Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.
Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
я от Волка ушел,
от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!
Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!
Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.
Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Рассказчик: А лисичка, его – Ам! – и съела.
Хотя нет… Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!