Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Автор: педагог дополнительного образования Михалик Наталья Анатольевна.
МАУ ДО «Дом детсткого творчества» г. Когалым.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОГАЛЫМА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА КОГАЛЫМА
Принята на заседании
методического совета Протокол № 3 от 18.11.2016г. |
Утверждаю
Директор МАУ ДО «ДДТ» ______________ Л.С. Унжакова |
Утверждаю
Директор МАУ ДО «ДДТ» __________ Л.С. Унжакова Приказ № 287 от 18.11.2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
базового уровня
«С ПЕСЕНКОЙ ПО ЛЕСЕНКЕ»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Михалик Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования |
г. Когалым – 2016 г.
- Пояснительная записка
Направленность программы — художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке» (дисциплина «Эстрадный вокал») ориентирована на развитие у детей устойчивой мотивации к занятию творчеством и формирование универсальных учебных действий.
Актуальность программы заключается в её соответствии требованиям современного образования детей. В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Программа «С песенкой по лесенке» предусматривает знакомство с особенностями жанра эстрадной песни; культурным наследием прошлого и творчеством современных детских композиторов; развитие музыкальных способностей и вокальных данных; содействие самопознания и самореализации, развитие творческого потенциала детей через участие в различных конкурсах и концертных мероприятиях.
Отличительной особенностью программы является то, что её содержание и материал соответствует базовому уровню сложности. Программа предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Обучение детей в вокальном ансамбле сопровождается с возможностью получения дополнительных знаний в области сценодвижения, основ музыкальной грамоты, вокального и музыкального искусства с широким применением в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и игровых технологий.
Программа «С песенкой по лесенке» разработана для детей от 7 до 11 лет. Программа построена по принципу постепенного усложнения теоретических понятий на основе ранее полученных знаний и постоянного совершенствования вокальных возможностей учащегося с целью передачи образного содержания исполняемого песенного репертуара.
Объем программы составляет 828 учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы. Из них по дисциплине «Эстрадный вокал» 792 часов, по дисциплине «Сценическое движение» — 36 часов.
Год обучения | Всего часов в неделю | «Эстрадный вокал» | «Сценическое движение» | ||
За год часов | Теория | Практика | |||
1 год обучения | 4 часа | 144 ч. | 24 ч. | 120 ч. | — |
2 год обучения | 6 часов | 216 ч. | 22 ч. | 194 ч. | — |
3 год обучения | 6 часов | 216 ч. | 17 ч. | 199 ч. | 18 часов |
4 год обучения | 6 часов | 216 ч. | 19 ч. | 197 ч. | 18 часов |
Форма обучения — очная. В процессе реализации программы используются различные виды занятий: практические занятия, занятие-тренаж, занятие-игра, занятие-путешествие — предполагают повторение ранее изученных тем или разделов программы, изучение и закрепление новых знаний; занятия-конкурс, занятия-соревнование — используются для подведения итогов реализации программы по каждому разделу программы; занятия-концерт — проводятся в конце периода обучения при подведении итогов.
Срок освоения программы четыре года (4 модуля).
Режим занятий одной группы: дисциплина «Эстрадный вокал» 1 модуль — 2 раза в неделю по 2 академических часа; 2 — 4 модуль — 3 раза в неделю по 2 академических часа; дисциплина «Сценическое движение» 3 — 4 модуль по 1 часу в две недели.
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Количество детей в одной группе: минимальное — 5 учащихся, максимальное — 15 учащихся.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по дисциплине «Эстрадный вокал», педагог дополнительного образования по дисциплине «Сценическое движение», концертмейстер. Нагрузка концертмейстера – 18 часов в год.
- Цель и задачи программы
Цель программы — формирование и развитие творческих способностей детей средствами вокального искусства.
Задачи программы:
- Формировать певческие умения и навыки, необходимые для выразительного и осмысленного вокального исполнения.
- Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, певческий голос, творческое воображение как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
- Обогащать словарный запас учащихся на основе использования соответственной терминологии.
- Формировать умение работать с фонограммой, микрофоном.
- Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, умения работать в коллективе.
- Формировать самостоятельность, инициативность и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни.
- Содержание программы
1 модуль
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»
№
п/п |
Название темы | Количество часов | формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в образовательную программу | 2 | — | 2 | Диагностика музыкальных способностей. |
2. | Основы музыкальной грамоты | 54 | 14 | 40 | Тестирование. Проверка нотных тетрадей. Музыкальные викторины. |
3. | Формирование детского голоса | 32 | 2 | 30 | Слуховой контроль за звукообразованием. Контроль за певческой установкой. |
4. | Пение учебно-тренировочного материала | 28 | 3 | 25 | Качество выполнения упражнений.
Слуховой контроль. |
5. | Работа над музыкальным репертуаром | 20 | 4 | 16 | Опрос. Сдача репертуарного материала. Музыкальная викторина. |
6. | Концертно-исполнительская деятельность | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение.
Зачет. |
7. | Итоговые занятия | 4 | — | 4 | Тестирование.
Сдача музыкальных произведений. |
ИТОГО | 144 | 24 | 120 |
Содержание учебно-тематического плана по дисциплине «Эстрадный вокал» 1 модуль
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы. Инструктаж по охране голоса и техники безопасности. Экскурс в историю объединения вокальный ансамбль «Счастливое детство».
Практика. Прослушивание и определение стартового уровня музыкальных способностей учащихся (интонации, чувства ритма, музыкальной памяти), определения тембра и диапазона голоса каждого ребенка, уровня развития ключевых компетенций и мотивации. Игры на знакомство и сплочения коллектива.
Форма контроля. Диагностика музыкальных способностей.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Шумовые звуки. Многообразие музыкальных звуков. Свойства музыкальных звуков. Музыкальные регистры. Динамические оттенки. Длительность нот. Лад (мажорный, минорный). Нотный стан. Скрипичный и басовый ключ. Нота и её графическая запись. Ноты первой октавы. Композитор – исполнитель — слушатель. Куплет – запев – припев.
Практика. Анализ разнообразных шумов или неречевых звуков окружающего нас мира. Определять на слух количество музыкальных звуков, тембров музыкальных инструментов и голосов детей ансамбля. Определять на слух и графическое изображение динамических оттенков, длительностей нот, мажорного и минорного лада. Название и запись скрипичного и басового ключа, нот первой октавы. Отмечать движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии. Передавать ритмический рисунок в хлопках. Узнавать освоенные музыкальные произведения, находить в них куплет, запев, припев, музыкальное вступление.
Форма контроля. Тестирование. Проверка нотных тетрадей. Музыкальные викторины.
Тема 3. Формирование детского голоса.
Теория. Понятие о певческой установке: положение корпуса, шеи и головы, положении «стоя» и «сидя», мимика лица при пении. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение, продукты вокалиста, несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар. Типы звуковедения: 1еgаtо и staccato. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция.
Практика. Выработка навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Формирование навыков охраны своего голоса. Работа с зеркалами. Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой: правила дыхания – вдоха, выдоха, воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Выработка соотношения положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Формирование гласных и согласных звуков через скороговорки и упражнения В.В. Емельянова.
Форма контроля. Слуховой контроль за звукообразованием. Контроль за певческой установкой.
Тема 4. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория. Рассказ о распевании, упражнениях, об их роли в развитии певческих навыков. Детский голос – тончайший инструмент, ещё не завершённый в своём формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: «Помогая – не навредить».
Практика. Выполнение упражнений на развитие дыхания, дикции, голосоведения, звукообразования гласных и согласных, вокальной интонации, развитие координации между слухом и голосом. Голосовые игры по методу Емельянова (вибрация губ, имитация «Р», динозаврик, штро-бас). Артикуляционная гимнастика. Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные). Сигналы доречевой коммуникации.
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за интонацией.
Тема 5. Работа над музыкальным репертуаром.
Теория. Сообщение о композиторе – авторе песни (биография, творческий портрет). Раскрытие и содержание темы произведения, связь с современностью, тематика и художественный образ. Показ-исполнение песни. Анализ песни: раскрытие содержания произведения, текста, разъяснение непонятных слов, разбор структуры песни.
Практика. Воспитание навыков понимания дирижерских жестов: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения. Заинтересовать детей музыкальным репертуаром, обсудить смысл произведения, его характер. Разучивать произведение по куплетам, выяснив значение не понятных слов для детей. Разучить мелодию (прослушать, выяснить движение мелодии). Работа над вокально-хоровыми навыками.
Примерный список произведений. Русские прибаутки: «Василёк», «Бубенчики», «Как под горкой», «Андрей-воробей». Русская хороводы: «По малину в сад пойдём», «На горе- то калина», В. Матвеев «Как лечили бегемота», Ан. Александрова «До, ре, ми, фа…», Л. Абелян «Муравей», Г. Струве «С нами друг», «Песенка о гамме», Е. Поплявина «Звуки можно рисовать», В. Шаинский «Мир похож на цветной луг», В. Герчик «Тяв-тяв».
Форма контроля. Опрос. Сдача репертуарного материала. Музыкальная викторина.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория. Психологический настрой. Сценический этикет. Формирование манеры поведения на сцене. Беседа с учащимися о том, что концертные выступления – это средство творческого самовыражения, самореализации, требующее достаточной технической подготовки, определенного уровня развития музыкального мышления и психологической готовности к музицированию перед слушательской аудиторией.
Практика. Развитие первоначальных навыков выступления на сцене. Психологические аспекты подготовки учащихся к выступлению на сцене. Репетиции на сцене актового зала. На первом году запланировать минимальное число выступлений детей на большой сцене, для собрания их психологического баланса.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Зачет.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика: Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений из репертуарного плана.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Планируемые результаты 1 модуля по дисциплине «Эстрадный вокал»
По окончании 1 модуля учащиеся должны знать:
- музыкальные термины: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, тембр, куплет, запев, припев, вступление;
- основы музыкальной грамоты, выученные за год;
- музыкальные произведения, с которыми познакомились в течение года;
- правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия и авторов);
- соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, легко, звонко, не форсированным звуком, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно делать ударения при пении;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончания пения;
- выполнять в хлопках простой ритм, отмечать движением руки разную высоту звуков;
- оперировать музыкальными терминами и названиями: лад (мажорный и минорный), нотный стан, ноты 1 октавы, длительности (целая, половинная, четверть, восьмая), динамические оттенки.
2 модуль
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»
№
п/п |
Название темы | Количество часов | формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы музыкальной грамоты | 54 | 16 | 38 | Тестирование.
Проверка нотных тетрадей. Музыкальные викторины. |
2. | Формирование детского голоса | 86 | 6 | 80 | Контроль за певческой установкой в процессе пения. Педагогическое наблюдение. |
3. | Пение учебно-тренировочного материала | 24 | — | 24 | Качество выполнения упражнений.
Слуховой контроль за интонацией. |
4. | Работа над музыкальным репертуаром | 38 | — | 38 | Опрос. Музыкальная викторина. Сдача репертуарного материала. |
5. | Концертно-исполнительская деятельность | 6 | — | 6 | Наблюдение.
Зачет. Итоговый концерт. |
6. | Игра на металлофоне | 4 | — | 4 | Сдача репертуарного материала. Опрос |
7. | Итоговые занятия | 4 | — | 4 | Тестирование
Сдача музыкальных произведений |
ИТОГО | 216 | 22 | 194 |
Содержание учебно-тематического плана по дисциплине «Эстрадный вокал» 2 модуль
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
Теория. Первичные музыкальные жанры. Понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях лада, вводных ступенях. Закрепление понятий о длительностях, правописание нот 1 и 2 октавы. Знаки альтерации. Паузы: целые, половинные, восьмые, четвертные. Сильные и слабые доли такта. Простейшие ритмические группы, размеры 2\4, 3\4. Эмоциональная выразительность мажорных и минорных тональностей.
Практика. Характерные особенности каждого музыкального жанра. Название и запись нот первой, второй октавы. Составление нотных ребусов. Отмечать движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии. Название и запись длительностей нот и пауз. Решение музыкальных примеров. Использование шумовых инструментов для освоения простейших ритмических групп, группировки длительностей в размерах 2\4, 3\4 (работа в нотных тетрадях). Музыкальная игра: «Определи размер», «Расставь такты». Различать звучания полутона и тона. Определение на слух мажорного и минорного лада
Форма контроля. Тестирование. Проверка нотных тетрадей. Музыкальные викторины.
Тема 2. Формирование детского голоса
Теория. Закрепление навыков певческой установки. Диафрагмальное дыхание. Звукообразование. Ансамбль, строй, унисон, a capella. Скороговорки в пении и речи – их соотношение.
Практика. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Прием дыхания при подаче звука на форте, пиано, при пении легато, нон легато. Расширять диапазон певческого голоса. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); чистое интонирование скачков вверх и вниз. Ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха.
Форма контроля. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Наблюдение.
Тема 3.Пение учебно-тренировочного материала
Практика. Пение гамм. Увеличение объема дыхания, навыки его задерживания с различной протяженностью. Упражнения на правильное формирование певческих гласных в верхнем участке диапазона. Четкое произношение согласных букв при пении.
Выполнение тренировочных программ в фальцетном режиме с переходом в грудной режим и наоборот. Освоение одновременной работы дыхания и звуковедения. Упражнения в пределах терции-квинты основанных на гласных и согласных сочетаниях (ми, зи, зори, бра, крэ, дори, чха, преля).
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за интонацией.
Тема 4. Работа над музыкальным репертуаром
Практика. Ознакомление с содержанием и характером произведения. Работа над музыкальным и поэтическим текстом. Разучивается мелодия песни, отдельные музыкальные фразы, пение мелодии на слоги, гласные буквы, используя вокальные упражнения. Работа над текстом песен, проговаривание его на дыхании, с отчётливой дикцией. Работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения. Развитие творческой индивидуальности, фантазии.
Примерный список произведений. Каноны «Андрей-воробей», «Шла Саша по шоссе», «Скок-поскок», «Барашеньки», Г. Миллер «Вечерняя серенада», Р. Роджерс «Заячья любовь», А. Ермолов «Теперь мы второклашки», Ж. Колмагоровой «Лягушачий хор», Ж.Колмагорова «Кенгуру, точка,ру», Ю. Евдокимива «Тёмной ночью приведенья», Н. Книппер «Почему медведь зимой спит», А. Варламов «Мамина песенка», «Далеко от мамы» из репертуара гр. «Барбарики», Г.Струве — Н.Соловьева «Нотный бал», А. Муратов «Мир-это солнце».
Форма контроля. Опрос. Сдача репертуарного материала. Музыкальная викторина.
Тема 5. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Репетиции на сцене актового зала. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Психологический настрой. Работа над артистизмом и сценической культурой поведения на сцене, правильно держать микрофон.
Форма контроля. Наблюдение. Зачет. Итоговый концерт.
Тема 6. Игра на металлофоне
Практика. Освоение технических приемов при игре на металлофоне. Игра попевок на одном звуке и двух соседних. Развития навыка игры и пения в ансамбле.
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Опрос.
Тема 7. Итоговые занятия
Практика. Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Планируемые результаты 2 модуля по дисциплине «Эстрадный вокал»
По окончании 2 модуля учащиеся должны знать:
- первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
- слова и мелодию выученных песен за год;
- основные длительности нот и паузы, ноты 1 октавы;
- знаки альтерации, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада.
Учащиеся должны уметь:
- слышать в произведении лад (мажор, минор)
- петь выразительно и осмысленно, с различными динамическими оттенками.
- оценивать пение своё и товарищей;
- соблюдать певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками;
- петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны;
- охарактеризовать средства музыкальной выразительности: силу звучания (громко, тихо), регистр (высокий, низкий, средний), темп (быстрый, медленный, умеренный), мелодию (плавно, скачкообразно), ритм (ровный, пунктирный).
- 3 модуль
- Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»
№
п/п |
Название темы | Количество часов | формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы музыкальной грамоты | 44 | 9 | 35 | Тестирование
Опрос |
2. | Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся | 48 | 7 | 41 | Музыкальная викторина Педагогическое наблюдение |
3. | Пение учебно-тренировочного материала | 46 | — | 46 | Качество выполнения упражнений.
Слуховой контроль за интонацией. |
4. | Работа над музыкальным репертуаром | 60 | — | 60 | Сдача репертуарного материала
Педагогическое наблюдение |
5. | Концертно-исполнительская деятельность | 10 | 1 | 9 | Итоговый концерт Наблюдение
Зачет |
6. | Игра на металлофоне | 4 | — | 4 | Сдача выученного муз. репертуара на металлофоне |
7. | Итоговые занятия | 4 | — | 4 | Компьютерное тестирование
Сдача музыкальных произведений |
ИТОГО | 216 | 17 | 199 |
Содержание учебно-тематического плана по дисциплине «Эстрадный вокал» 3 модуль
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
Теория. Простые интервалы и их ступеневая величина их направление: восходящее и нисходящее; гармонические и мелодические интервалы. Выразительные средства музыки. Виды мелодического движения. Размеры 2\4, 3\4, 4\4. Сложные ритмические группы. Музыкальные штрихи. Гармония–аккомпанемент. Музыкальная и речевая интонация. Изобразительные и выразительные интонации на примере интервалов. Основные музыкальные темпы, и их итальянские обозначения. Регистры: фальцетный и грудной. Динамические оттенки.
Практика. Уметь петь попевку «Интервалы», и её играть. Определять на слух простые интервалы. Петь песенки — интервалы от любого звука. Пение мелодий попевок и несложных песен нотами. Определение на слух мажорный и минорный лад, устойчивые и неустойчивые ступени, длительности нот. Определение тембров музыкальных инструментов и человеческого голоса сверстников. Слушание музыки, определение основных средств музыкальной выразительности.
Форма контроля. Тестирование. Опрос.
Тема 2. Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся
Теория. Виды оркестров. Духовой оркестр, основные инструменты – медные, деревянные, ударные. Оркестр народных инструментов. Симфонический оркестр. Хоровой коллектив. Исполнительские составы: солист, дуэт, трио, квартет. Певческие голоса. Деление на группы мужские, женские, детские голоса.
Практика. Проведение музыкальных викторин: «Угадай-ка оркестр», творческие задания: «Превращаемся в музыкантов симфонического оркестра», «Угадай инструмент». Решать кроссворды о знании певческих голосов, видов оркестров, музыкальных инструментов. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры: посещение театра «Мираж», концертов, городского музея. Обсуждение своих впечатлений. Сбор материалов для архива вокального ансамбля. Прослушивание аудио- и видеозаписей — формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса.
Форма контроля. Музыкальные викторины. Педагогическое наблюдение.
Тема 3. Пение учебно-тренировочного материала.
Практика. Упражнения на различные виды вокальной техники. Пение non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. «Цепное дыхание». Работа над интонирование различных интервалов. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами. Работа над звукоизвлечением, дыханием и дикцией учащихся.
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за интонацией.
Тема 4. Работа над музыкальным репертуаром
Практика. Учить передавать разноплановый характер песни, петь выразительно. Петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию, петь интонационно чисто с различным звуковедением (нон легато, стаккато, пунктирный ритм). Исполнять двухголосные песни. Выразительное чтение текста песни. Приём произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. Приём коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Накопление репертуара, пополнение «золотого» фонда ансамбля.
Примерный список произведений. Каноны в обработке Литовко «Во поле береза стояла», «Солнышко», народ. песни «Ой, бежит ручьем вода», «Со вьюном я хожу», Ан. Александрова «Солнечный круг» Т. Марченко «Осенний бал», К. Костин «Звонкие голоса», В. Шаинский «Семь дорожек», «Гаммы» Музыка Я. Дубравина, «Неаполитанская песенка» Музыка П.И. Чайковского «Весёлый гном» Музыка Л. Печникова, «Орлята учатся летать» А. Пахмутова, «Весёлый ветер» М. Дунаевский, «Попурри спортивных песен», «Попурри на стихи Энтина»
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Педагогическое наблюдение.
Тема 5. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Правила поведения на сцене. Взаимодействие со зрителями. Приёмы саморегуляции на снятие волнения перед выступлением. Правила работы со звукоусилительной аппаратурой.
Практика: Сольные и ансамблевые репетиции. Выступления в концертах программах. Работа со звукоусилительной аппаратурой.
Форма контроля: Наблюдение.
Тема 6. Игра на металлофоне.
Практика. Освоение технических приемов при игре на металлофоне. Игра более сложных попевок. Развития навыка игры и пения в ансамбле. Игра развернутых мелодий.
Форма контроля: Сдача выученного музыкального репертуара на металлофоне.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика. Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
- Планируемые результаты 3 модуля по дисциплине «Эстрадный вокал»
По окончании 3 модуля учащиеся должны знать:
- исполнительские коллективы и составы: хор, ансамбли, оркестры: симфонический, духовой и народных инструментов;
- названия тембров женских, мужских, детских певческих голосов;
- простые интервалы и их ступеневую величину;
- выразительные средства музыки.
Учащиеся должны уметь:
- передавать разноплановый характер песни, петь выразительно, с хорошей дикцией.
- петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию;
- петь чисто одноголосные произведения, исполнять простые двухголосные песни;
- определять на слух интервалы, тембры голосов;
- охарактеризовать прослушанное музыкальное произведение (средства музыкальной выразительности, музыкальные инструменты);
- применить свой музыкальный опыт в жизни.
Учебно-тематический план по дисциплине «Сценическое движение» 3 модуль
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | — | Наблюдение. |
2. | Сценическая походка | 2 | — | 2 | Наблюдение. |
3. | Упражнения на растяжку мышц и суставов. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение.
Опрос |
4. | Упражнения на координацию в пространстве. | 2 | 0,5 | 1,5 | Наблюдение. |
5. | Основы современного эстрадного танца | 4 | 1 | 3 | Наблюдение. |
6. | Работа над синхронностью. Импровизация. | 4 | — | 4 | Исполнение репертуара Наблюдение, опрос. |
7. | Работа над созданием образа в номере | 3 | 0,5 | 2,5 | Концертная деятельность. |
Всего | 18 | 3,5 | 14,5 |
Содержание учебно-тематического плана по дисциплине «Сценическое движение»
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. В соответствии с инструкцией по проведению занятий по технике безопасности заполнением соответствующей документации, расписание, репетиционная форма, правила поведения на занятиях, в ДДТ.
Тема 2. Сценическая походка.
Практика. Выход на сцену ансамбля; выход на сцену солистов; уход со сцены ансамбля; уход со сцены солистов; сценодвижения; поклон (классический, кивок, корпусный).
Форма контроля. Наблюдение
Тема 3. Упражнения на растяжку мышц и суставов.
Теория. Правила выполнения упражнений
Практика. Упражнения на полу, у станка, в парах.
Форма контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 4. Упражнения на координацию в пространстве.
Теория. Правила расположения ансамбля на сцене во время выступлений; виды сцен.
Практика. Построение в линии, понятие интервала, равнение на центр, построение в круг; перестраивание рисунка.
Форма контроля. Наблюдение.
Тема 5. Основы современного эстрадного танца.
Теория. Особенности эстрадного танца и применение элементарных движений в вокально-танцевальных номерах.
Практика. Разучивание основного шага номера; разучивание комбинации движений; отработка фиксации движений в основных положениях комбинации; отработка движений в медленном темпе; отработка четкости позиций рук; отработка движений номера в различных темпах; отработка движений под различный музыкальный материал.
Форма контроля. Наблюдение.
Тема 6. Работа над синхронностью. Импровизация.
Практика. Упражнения на синхронность в вокально-танцевальных номерах. Разучивание движений в паре; разучивание движений в ансамбле.
Форма контроля. Наблюдение, публичные выступления.
Тема 7. Работа над созданием образа в номере.
Теория. Мысль, образ, идея; сценическая роль песни.
Практика. Работа над передачей характера; работа над кульминацией номера; работа над выразительностью; работа над легкостью исполнения.
Форма контроля. Публичные выступления (исполнение репертуара).
- Планируемые результаты 3 модуля по дисциплине «Сценическое движение»
В конце учебного года учащиеся должны знать:
- музыкальные понятия танца: счёт, ритм, темп; основы дыхания в движении;
Учащиеся должны уметь:
- повторять танцевальные движения;
- ориентироваться в пространстве зала и простейшего рисунка танца;
- выразительно и эмоционально исполнять концертные номера.
- 4 модуль
- Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»
№
п/п |
Название темы | Количество часов | формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы музыкальной грамоты | 42 | 7 | 37 | Тестирование
Опрос |
2. | Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся | 44 | 12 | 32 | Тестирование.
Педагогическое наблюдение |
3. | Пение учебно-тренировочного материала | 46 | — | 46 | Качество выполнения упражнений |
4. | Работа над музыкальным репертуаром | 60 | — | 60 | Сдача репертуарного материала
Педагогическое наблюдение. |
5. | Работа на сцене с микрофонами. Постановка номеров | 12 | — | 12 | Итоговый концерт Наблюдение
Зачет |
6. | Концертно-исполнительская деятельность | 8 | — | 8 | Сдача репертуарного материала
Опрос |
7. | Итоговые занятия | 4 | — | 4 | Компьютерное тестирование
Сдача музыкальных произведений |
ИТОГО | 216 | 19 | 200 |
Содержание учебно-тематического плана по дисциплине «Эстрадный вокал» 4 модуль
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Музыкальные интервалы. Понятие сложные интервалы (без тоновой величины). Понятие чистые, малые и большие интервалы. Консонанс, диссонанс. Закрепление понятий устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада. Итальянские обозначения темпов. Аккордовая страна: соотношение трёх музыкальных звуков по высоте, направление трезвучия (восходящее и нисходящее), четыре вида трезвучий, дать их эмоциональные характеристики.
Практика. Развивать умение на слух определить сложные интервалы, петь и играть попевку «Интервалы». Петь песенки — интервалы от любого звука. Определение на слух мажорного и минорного лада, консонансы и диссонансы. Пение устойчивых и неустойчивых ступеней лада, вводных ступеней в тональности до мажор. Пение тональностей изучаемых произведений. Пение по нотам простых музыкальных произведений. Определение итальянских темпов в произведениях. Взаимосвязь темпа с содержанием музыкального произведения. Определение на слух 4 видов трезвучий. Пение мелодических и гармонических трезвучий. Пение восходящих и нисходящих трезвучий.
Форма контроля. Тестирование. Опрос.
Тема 2. Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся.
Теория. Элементарная Анатомия. Органы голосового аппарата. Процесс голосообразования. Механизм дыхания. Особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерапии. Голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание.
Практика. Совершенствование диафрагматическо-межрёберному дыханию, работа над правильной осанкой, мышечные упражнения для снятия зажимов (двигательная активность). Развитие резонаторных ощущений (головные и грудные), формирование правильной вокальной позиции, нахождение места звучания, раскрытие глотки. Докум. фильмы: «5 тайн дыхания», «Дыхание при пении (Уроки вокала Вероники Воршип)». Разучивание попевок на определённые гласные звуки и звукосочетания мелодий – упражнений, песен-медитаций. Точечный массаж. Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения. Просмотр видеозаписи выступлений: знакомство с творчеством эстрадными вокальными ансамблями разных городов: «Непоседы», «Светофор», «До-ми-солька», «Беби-шлягер», просмотр и обсуждение «Евровидение детской песни», музыкальной передачи «Голос дети» (для выбора репертуара, костюмов, ритмических движений, пополнение музыкальных и познавательных интересов учащихся, развития учения анализировать своё и чужое исполнение).
Форма контроля. Музыкальная викторина. Тестирование.
Тема 3. Пение учебно-тренировочного материала
Практика. Психологические упражнения для развития голоса. Упражнения: для размягчения голосовых связок, для прочистки носоглоточной системы, для подготовки дыхательной системы, для разработки корня языка.
Пение учебно-тренировочного материала для формирования: правильных установок и ощущений при дыхании; артикуляция, дикция, сглаживание регистров. Работа над фразировкой, ритмом, различными видами атак. Работа над диапазоном, динамикой звука.
Работа над 2-х голосием. Основная практическая задача коллективного пения формирование специальных ансамблевых навыков, которые предполагают умение слушать звучание голосов, ощущать единый ритм, петь свободно и эмоционально.
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за интонацией.
Тема 4. Работа над музыкальным репертуаром.
Практика. Работа над произведениями. Ознакомление с содержанием и характером произведения. Работа над музыкальным и поэтическим текстом. Драматургия произведения.
Пение мелодии на различные слоги.
Накопление репертуара. Воспитание удерживать длительное время в памяти пройденных произведений путём повторения пройденного репертуара на каждом занятии.
Примерный список произведений. Американская народная песня «Бубенцы», Я.И. Дубравин «Мы в доме одном живём», Е. Крылатов «Крылатые качели», А. Хайт «Большой хоровод», Г.Струве «Музыка», В. Панько «Ветераны», А.Ермолов «Добрые сказки», А. Ермолов «Во сне», «Добрые сказки», «Бананамама» из репертуара группы «Барбарики», Л. Деревягина «Звёзды надежды», С. Суэтов «Шел по лесу музыкант», А. Ермолов-И.Гуляева «Будем вместе», А. Ермолов «Волк и семеро козлят» — мюзикл на новый лад.
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Педагогическое наблюдение.
Тема 5. Работа на сцене с микрофонами. Постановка номеров.
Практика. Исполнитель должен показать не только владение голосом, какой-либо манерой исполнения, но уметь установить контакт с аудиторией, осмысленно донести исполняемые произведения. Владеть основами пластики, актерского мастерства.
Поиск манеры исполнения. Овладение основными приемами эстрадной музыки, правильно, ритмически построить фразу, синкопированный ритм, рубато, речитатив.
Форма контроля. Итоговый концерт. Наблюдение. Зачет.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Практика. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Приобретения опыта публичного выступления. Наиболее подготовленные учащиеся принимают участие в окружных и городских конкурсах и фестивалях детского творчества.
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Опрос.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика. Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
- Планируемые результаты 4 модуля по дисциплине «Эстрадный вокал»
По окончании 4 модуля учащиеся должны знать:
- название сложных интервалов и их обозначение;
- виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное;
- органы голосового аппарата, процесс голосообразования;
- особенности воздействия пения на организм человека;
- итальянские обозначения темпов: медленные, умеренные, быстрые, динамические оттенки.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия), и правильно их исполнять;
- соблюдать вокально-певческую установку;
- контролировать своё дыхание, тренировать мышцы диафрагмы, петь на опоре;
- чисто интонировать двухголосные произведения;
- определить на слух сложные интервалы;
- петь по нотам несложные музыкальные примеры.
Учебно-тематический план по дисциплине «Сценическое движение» 4 модуль
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Простые элементы эстрадного танца. | 3 | 0,5 | 2 | Наблюдение, опрос. Исполнение репертуара. |
2. | Танцевально-образные движения и импровизация | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, опрос. Исполнение репертуара |
3. | Партерная гимнастика | 3 | 0,5 | 3 | Наблюдение, опрос. |
4. | Работа над созданием образа в номере | 6 | 1 | 5 | Концертная деятельность. |
Всего | 18 | 3 | 15 |
Содержание учебно-тематического плана по дисциплине «Сценическое движение»
Тема 1. Простые элементы танца.
Теория. Объяснение правильности исполнения движений и комбинаций. Арт-рок.
Практика. Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений. Комбинации движений на месте.
Форма контроля. Наблюдение, опрос. Исполнение репертуара.
Тема 2. Танцевально-образные движения и импровизация.
Теория. Чтение стихов, этюдов имитирующие действие человека. Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанные с различными образами.
Практика. Выполнение разного рода упражнений для достижения максимальной выразительности при оптимальных энергетических затратах вокалиста.
Форма контроля. Наблюдение, опрос. Исполнение репертуара
Тема 3. Партерная гимнастика.
Теория. Техника исполнения упражнения на растяжку мышц.
Практика. Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота. Упражнение для подъема стопы. Упражнение для выворотности стопы.
Форма контроля. Просмотр, опрос, наблюдение.
Тема 4. Работа над созданием образа в номере.
Теория. Мысль, образ, идея; сценическая роль песни.
Практика. Работа над передачей характера; работа над кульминацией номера; работа над выразительностью; работа над легкостью исполнения.
Форма контроля. Концертная деятельность.
- Планируемые результаты 4 модуля по дисциплине «Сценическое движение»
В конце учебного года по дисциплине «Сценическое движение» учащиеся должны научиться передавать художественный образ в движении и контролировать свои эмоции, работать на сцене с фонограммой «минус».
Учащиеся должны знать:
- простые элементы эстрадного танца;
- пластическую культуру поведения на сцене.
Учащиеся должны уметь:
- грамотно выполнять упражнения; выразительно и артистично передавать характер музыки и танца;
- выразительно и эмоционально исполнять концертные номера;
- применять теоретические знания в практической деятельности;
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
- Планируемые результаты по программе
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «С песенкой по лесенке» у учащихся формируются следующие компетенции.
Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные: умение организовать свободное время; наличие внутренних мотивов личности для занятий вокалом; проявление интереса к собственной деятельности.
Учебно-познавательные: готовность к восприятию информации; умение отличать реальные события от домыслов.
Информационные: умение усваивать нужную информацию из разных источников
Коммуникативные: приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования: развитие личностных качеств, саморегуляции, самоконтроля, самооценки, самоорганизации.
- Условия реализации программы
Для успешной реализации программы по дисциплине «Эстрадный вокал» необходимо: наличие учебного кабинета, возможности проведения занятий с микрофонами в актовом зале, дополнительных занятий с хореографом по сценическому движению.
Наличие: музыкального инструмента (фортепиано), металлофонов; компьютера, проектора, экрана, микрофонов и музыкального центра; фонотеки (СD-дисков с фонограммами + и –) и нотной литературы; учебных и методических пособий; письменного стола, стульев для учащихся, табурета для фортепиано; стеллажа для инструментов, магнитной доски, тумбы для аппаратуры.
Для реализации программы по дисциплине «Сценические движения» необходимо: материально-техническое обеспечение: хореографический зал (в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»). Наличие оборудования хореографического зала: станок (опора для занятий у станка), зеркало вдоль станков, магнитофон, музыкальный инструмент, гимнастические коврики.
- Формы аттестации (контроля)
Применяются следующие виды контроля и аттестации:
Вводный контроль | Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков по выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию творчеством. |
Текущий контроль | Изучение уровня освоения тем образовательной программы. |
Промежуточная аттестация | Оценка качества освоения образовательной программы по итогам учебного года. |
Формы контроля и аттестации
Проверка теоретических знаний | Компьютерное тестирование, опрос, анкетирование. |
Проверка практической подготовки | Концертно-исполнительская деятельность, сдача музыкальных произведений. |
Начало учебных занятий с 1 сентября. Продолжительность учебного года – 36 учебные недели. Продолжительность учебной недели – 6 дней. Окончание учебного года – 31 мая.
Каникулы – нет. Промежуточная аттестация учащихся: 19-24 декабря, 15-20 мая.
- Оценочные материалы
Оценка результативности выполнения программы осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАУ ДО «ДДТ».
В соответствии с Положением выделены три уровня освоения учащимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Учащиеся оцениваются по следующим критериям: уровень освоения теоретического материала; чистота вокального интонирования; степень сложности исполняемого репертуара; выразительность, осознанность исполнения; прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях и в рамках концерно-исполнительской деятельности.
Оценивания практических навыков осуществляется по критериям:
- уровень ниже среднего ставится учащемуся, если в процессе обучения и на итоговом занятии продемонстрировал: неточное интонирование мелодии исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; не эмоциональное, не осознанное исполнение музыкального репертуара; низкая работоспособность, пассивность на занятии; плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением;
- средний уровень учащийся получает, если в процессе обучения и на итоговом занятии продемонстрировал: недостаточно точное воспроизведение музыкального номера ритмические, интонационные неточности, небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств; владение различными видами звуковедения, дыхания, атаки; средняя работоспособность, активность на занятиях;
- высокий уровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения и на итоговом занятии он продемонстрировал: уверенное и интонационно точное исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога; твёрдое знание слов или мелодии исполняемой песни; владение навыкам слухового контроля за собственным исполнением; эмоциональное и выразительное исполнение музыкального номера; трудолюбие и дисциплинированность на занятиях.
Оценивания теоретических знаний осуществляется по критериям:
- уровень ниже среднего — получает учащийся в том случаи, если допущены три или более ошибок при выполнении теоретических заданий;
- средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две ошибки;
- высокий уровень ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.
Программой предусмотрены диагностические материалы, позволяющие определить достижения учащимися планируемых результатов.
- Методические материалы
Обеспечение программы методическими видами продукции
по дисциплине «Эстрадный вокал»
Наименование раздела | Дидактическое оснащение | Диагностические
материалы |
Основы музыкальной грамоты | Плакаты: «Фортепианная клавиатура», «Ритмохлопы», «Динамический поезд», «Музыкальная ступица», «Интервалы», «4 вида трезвучий», «Ступени лада. Разрешение ступеней».
Дидактические карточки: «Расположение нот первой октавы», «Фортепианная клавиатура. Название октав», «Основные длительности нот», «Динамические оттенки», «Паузы», «Мажорный и минорный лад», «Страна интервалов», «Знаки альтерации», Поступенное и непоступенное движение мелодии», «Полутон, целый тон», «Штрихи», «Свойства музыкальных звуков», «Размер 2/4. Различные ритмические группы» Музыкально-дидактические игры: «Длительности нот», «Паузы», «Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Три регистра», «Куда идёт мелодия», «Музыкальные шарады», «Музыкальная мозаика», «Кто самый внимательный», «Сложи разбитое сердечко», «Разведчики», «Знаки альтерации». Учебно-игровые пособия: 1.Лёхина Н.П. Путешествие в страну интервалов. – М.: «Классика XXI» 2. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких 3.Камаева Т., Камаев А. «Азартное сольфеджио». Иллюстрированный и игровой материал. Компьютерные программы: «Музыкальный класс», «Трое из Простоквашино», «Школа музыки», «Мурзилка»; «ДоРеМи»(мультфильм) Презентации: «Расположение нот первой октавы», «Фортепианная клавиатура», «Основные длительности нот», «Интервалы», «Знаки альтерации», «Полутон, тон», «Два лада — два брата», «Композитор-исполнитель-слушатель». |
Компьютерные тесты:
«Свойства музыкальных звуков», «Динамические оттенки», «Длительность нот», «Ноты первой октавы», «Ноты второй октавы», «Два лада-два брата», «Интервалы», «Мозговой штурм», «Знаки альтерации», «Выразительные средства музыки». Карточки – кроссворды. |
Формирование детского голоса | Плакаты: «Певческие голоса», «Строение голосового аппарата», «Типы дыхания».
Дидактические карточки: «Охрана голоса и слуха», «Певческое дыхание. Типы дыхания», «Правила положения рта при пении гласных», «Певческая установка», «Интонация». Музыкально-дидактические игры: «Опиши звук», «Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Три регистра», «Куда идёт мелодия», «Разноцветные кубики», «Узнай и сложи песенку», «Сколько нас поёт?». Презентации: Как Рыжик научился петь, Артикуляционная гимнастика, Дикция, Дыхание, Звукообразование, Развиваем свой голос. Видео уроки: «Правильное дыхание», «Техника великих вокалистов», «Типичные ошибки начинающего вокалиста», «Опора на диафрагму», «Работа голосового аппарата», «Атака звука», «Путь к голосу», «Гибкость вокального голоса», «Как делать вибрато в голосе», «Диапазон». |
Стартовая диагностика музыкальных способностей
Анкета (адаптированная) для оценки уровня мотивации (Н.Лускановой). Тесты: «Классификация певческих голосов», «Дыхание-основа пения», «Звуковедение», «Организация работы голосообразующих органов» |
Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся | Плакаты: «Портреты композиторов», «Музыкальные инструменты», «Виды оркестров», «Певческие голоса», «Строение голосового аппарата», «Типы дыхания».
Музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Три кита в музыке», «Определи музыкальный инструмент», «Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Три регистра», «Куда идёт мелодия», «Разноцветные кубики», «Узнай и сложи песенку», «Сколько нас поёт?». Учебно-игровые пособия: 1. Словарик музыкальных терминов. – М.: «Классика XXI» 2.Домагацкая И.Учусь вместе с мамой – М.: «Классика XXI» Компьютерные программы: «Школа развития личности Кирилла и Мефодия», «В кругу великих имен», «Энциклопедия классической музыки». Презентации: Колокольные звоны в искусстве, Что такое музыка? Мы рисуем музыку, Выразительные и изобразительные интонации, Детский альбом П.И. Чайковского, Инструменты симфонического оркестра, Жанры в искусстве Музыкальные жанры песня, танец, марш, Мюзикл Звуки музыки Р. Роджерса, Камертон |
Тесты:
«Музыкальные инструменты», «Виды оркестров», «Певческие голоса», «Строение голосового аппарата», «Типы дыхания». Компьютерные тесты: «Вокальная азбука», «Жанры вокальной музыки» Карточки – кроссворды -«Разновидность музыкальных инструментов» |
Пение учебно-тренировочного материала. | Плакаты: Вокальные тренировочные упражнения: на дикцию, на развитие диапазона, выравнивание гласных. Упражнения по нотной грамоте, на многоголосие, ритмические, артикуляционные и т.д.
Дидактические карточки: «Вокальные упражнения по системе Емельянова», «Правила положения рта при пении гласных», «Певческая установка», «Артикуляционная гимнастика» Компьютерные программы: 1. Видео уроки Светланы Каратеевой (+DVD) — Издат.: Лань,2007 2. Школа эстрадного вокала (+DVD) Л. Романова — Издат.: Лань,2007 3. Сэт Риггс — Как стать звездой — Guitar College Год: 2000 Формат: DJVU+mp3 |
Лист оценивания уровня вокального развития |
Работа над музыкальным репертуаром | Плакаты: «Портреты композиторов», «Певческие голоса», «Строение голосового аппарата», «Типы дыхания», «Вокальные тренировочные упражнения».
Дидактические карточки: «Каноны», «Правила положения рта при пении гласных», «Певческая установка», «Двухголосные произведения». Тексты песен, нотный материал Презентации текстов песен. |
Лист наблюдения за исполнением песенного репертуара |
Концертно-исполнительская деятельность | Реквизиты
Сценические костюмы Микрофоны |
Лист оценивания концертных номеров |
Игра на металлофоне | Инструменты – металлофоны (по кол-ву учащихся)
Нотные издания Презентации: «Азбука-потешки», «Ноты 1 и 2 октавы» |
Лист оценивания игры на металлофоне |
Итоговые занятия | Компьютерные тесты,
бумажные тесты – карточки |
Полугодовые компьютерные тесты
Годовые тесты |
Обеспечение программы методическими видами продукции
- по дисциплине «Сценическое движение»
Информационное обеспечение | Диагностические материалы |
Учебные пособия: Современный танец, эстрадный танец.
Наглядные пособия: Реквизиты к играм. Картинки с позициями, положениями рук-ног. Цифровые образовательные ресурсы: CD диски с музыкальными произведениями фото, DVD с выступлениями. |
Лист оценивания импровизации.
Лист оценивания синхронизации в группе. Лист оценивания движений эстрадного танца. Лист оценивания координации. Лист оценивания эластичности мышц и суставов. Лист оценивания походки. Лист оценивания концертных номеров. |
- Приемы и методы обучения
Реализация программы выстраивается на основе применения информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и игровых технологий и методов обучения, стимулирования, организации деятельности и воспитания.
Методы обучения: репродуктивный (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный; проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый; эвристический (изложение педагога + творческий поиск детей).
Методы вокальной работы: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный, метод мысленного пения, сравнительного анализа, методы повторения и закрепления вокальных упражнений.
Методы стимулирования музыкальной деятельности: создания ситуации успеха, формирования положительной мотивации, эмоционального воздействия, создания игровой ситуации, сравнения.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение; упражнение; коллективная творческая деятельность.
Методы стимулирования: поощрение; одобрение; награждение.
Методы эстетического воспитания: метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; направленный на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной музыкальной практики; метод сотворчества (с педагогом, сверстниками); метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций.
- Список литературы
по дисциплине «Эстрадный вокал»
Литература, рекомендованная педагогам
- Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
- Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
- Левидов, И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.
- Осенева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 368с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
- Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 136с.
- Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270с.
- Юдина Е.И. Первые уроки творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.
- Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
- Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. – 192с.
Нотные издания
- Абелян,Л. А. Песни, игры, танцы, шутки. — М.: Издательство «Советский композитор», 1990. — 47с.
- Ветлугина, Н. Музыкальный букварь. — М.: Издательство «Музыка», 1987. — 110с.
- Гладков Г.И. Бременские музыканты и другие. –М.: Издательством «Кифара»,1999. – 83с.
- Ермалаев, П.И. Песни для детей. – Санкт-Петербург «Детство — Пресс», 2002. — 32с.
- Железнов С.С., Железнова К. Азбука-потешка. Русские потеши и считалки с нотами-картинками. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 72с.
- Играйте вместе с нами. Упражнения, музыкальные игры, сценки — М.: Издательство «Музыка», 1982. — 80с.
- Каждый класс – хор. Песенный репертуар для уроков музыки. Сборник №1. – М.: МИОО, 2004. –64с.
- Когда мои друзья со мной. Песни на стихи Михаила Танича. — М.: Издательство «Советский композитор», 1986 – 44с.
- Крылатов.Е. Крылатые качели: Музыкальный сборник. – М.: Дрофа, 2001. –64с.
- Пестрый хоровод. Песни, игры. — М.: Издательство «Музыка», 1986 — 32с.
- Почемучка. Детские песни Людмилы Лядовой – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 64с.
- Семь нот. Выпуск 3. — М.: Издательство «Музыка», 1992. — 34с.
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. – Санкт-Петербург, 1999. – 64с.
- Шаинский, В. Избранные песни. — М.: Издательство «Советский композитор», 1989. — 168с.
- Успенский Э.Н. Теперь я Чебурашка. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: ООО «Теремок 97». – 1999
- Пляцковский С.М. От улыбки станет всем теплей. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 2000
- Энтин Ю. А мне летать охота! Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 1995
- Песни для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы. — М.: Издательство «Музыка», 1990. – 2000с.
Литература, рекомендованная учащимся
- Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». — М.:ООО Издательство АСТ», 2000. – 60с.
- Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. — М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.
- Великие музыканты XX века / Автор – сост. Д.Е. Сидорович – М.: «Мартин», 2003. – 512с.
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 – 3 класс. — М., 2004г. – 32с.
Список литературы
по дисциплине «Сценическое движение»
Литература, рекомендованная педагогам
- Костровицкая В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. — М.,2001.
- Культурно-образовательный комплекс: школа- хореографическое училище- вуз – театр- М., 2008.
- Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр: реальность и перспективы: Пособие для педагога дополнительного образования / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
- Никитин В. Модерн — джаз-танец: начало обучения / B. Никитин. — М.,2008.
- Севрюков СП. Методическая разработка по джаз-танцу /C. П. Севрюков. — М., 2002.
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М., 2008.
Литература, рекомендованная учащимся
- Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
- Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
- Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
- Современная энциклопедия. Музыка наших дней. /Под ред. Д.М. Волохин. – М.: Аванта+, 2002. –432с.: ил.