Конспект Родительского собрания
Автор: Воспитатель Макарова Лариса Геннадьевна.
МБДОУ детский сад № 15 Г. Александровск.
Родительское собрание «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»
Файл:Конспект собрания
Цель: привлечение внимания родителей к вопросу нравственно — патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
— помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
— объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
— подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»);
— провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании;
— дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья»
• подготовить фотовыставку «Моя семья», «Традиции нашей семьи»;
— заучивание стихотворений на тему «Семейное воспитание», «Мой город»;
• подготовить буклеты;
— подготовить заготовки и ленточки для оберегов;
— подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
— подготовить благодарственные письма для награждения за участие в конкурсе.
Участники: воспитатель, родители.
Место проведения: музыкальный зал.
План проведения:
1.Вступительный этап: разминка «Сложи пословицу».
2.Основная часть: педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Презентация «Самая, самая семья.
1. Практическая часть «Обереги».
2. Подведения итогов собрания. Чтение стихов воспитателями, вручение памятки «Основы нравственно – патриотического воспитания в семье».
Ход собрания
Вступительный этап
— Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
— Хотим попросить Вас быть активными, инициативными, придерживаться следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
— Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
— Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).
Основная часть:
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя
Доклад
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить и поиграем в игру
«Доскажи словечко»
• В гостях хорошо, а… (дома лучше).
• Не красна изба углами, а… (красна пирогами).
• Дети не в тягость, а… (в радость).
• Нет для человека добрее… (отца с матерью).
• Нет дороже… (отца с матерью).
• Семья — это… (семь я).
Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
Проанализировав ваши анкеты, которые вы заполнили накануне, можно сделать вывод, что в каждой семье, как и в дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка.
Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Самая, самая – семья» Какие же методы, формы, традиции используете вы уважаемые родители в современных условиях. Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
В своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная); * историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* семейных реликвиях;
* семейных традициях;
* семейном увлечении, хобби;
* семейной мечте.
• Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.
• По итогам презентации, награждение семей сладкими призами.
• Практическая часть
Возьмите заготовки, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать:
1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми».
2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными».
3 «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными».
4 «Оранжевую ленточку — добродушными».
5 «Жёлтую ленточку — ласковыми».
6 «Розовую — послушными».
Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!
Чтение стихов о семейном воспитании.
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье.
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Семейная радость счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый,
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!
Пословицы
Родительское слово мимо не молвится.
Добрый человек добру и учит.
Родной край – сердцу рай.
Рекомендации для родителей.
• Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.