Развитие исследовательских умений на предметах естественного цикла
Автор: педагог Мартыненко Светлана Викторовна.
ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» город Сенгилей.
Проект «Развитие исследовательских умений на предметах естественного цикла»
Краткая аннотация проекта Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие учащихся. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Содержание работы по формированию исследовательских умений опирается на несколько составляющих: самооценка, уровень мышления, уровень возможностей, умения анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы. Поэтому исследовательская деятельность выступает как особый вид деятельности, в рамках которой происходит развитие студента, его мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения. В практике обучения вместо обыкновенной активизации познавательной и творческой деятельности, на учебном занятии необходимо создание условий для формирования исследовательских умений студентов в рамках разных уроков, создание ситуации успеха для каждого студента. Для этого необходимо опираться на индивидуальные возможности каждого обучающегося и в полном объёме использовать резервы личности, в частности способность к творческому мышлению. В заключении подчеркнём, что систематическое применение рассмотренной методики в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений.
Файл:Проект
Литература
1. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / Д. Б. Богоявленская; под ред. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 4-50.
2. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Вахтеров. — М., 1987.
3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Дьюи. — М., 1997.
4. Как проектировать универсальные учебные действия . От действия к мысли: пособие для учителей под ред. А. Г. Асмолова.— М.: Просвещение, 2008.
5. Матюшкин А. М. Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. — 2001. — № 1 (25). — С. 138.
6. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003.
7. Матюшкин А. М. Психология мышления / А. М. Матюшкин. — М.: КДУ, 2009. .
8. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательс¬кой деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном об¬разовательном пространстве: сб. статей; под ред. А. С. Обу¬хова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 24—43.
9. Обухов А. С. Исследовательская позиция по отноше¬нию к миру, другим, себе / А. С. Обухов // Исследовательс¬кая деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей; под ред. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 67—77.
10. Одарённый ребёнок: особенности обучения / под ред. Н. Б. Шумаковой. — М.: Просвещение, 2006.
11. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. — Ч. 1 / под ред. Г. С. Кова¬лёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
12. Плешаков А. А. Мир вокруг нас / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2005.
13. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи / А. Н. Поддьяков // Магистр. — 1999. — № 1. — С. 85-95.
14. Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. — М., 1996.
15. Савенков А. И. Психологические основы исследова¬тельского подхода к обучению / А. И. Савенков. — М.: «Ось-89», 2006.
16. Слободчиков В. И. Эмпирическое исследование организа¬ции предметного содержания сознания / В. И. Слободчиков // Опыт системного анализа психики ребёнка. — М., 1975.
17. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая рабо¬та / А. Ю. Уваров. — М., 2001.
18. Чошанов М. Малая группа в учебном процессе. О ко¬оперативных методах обучения / М. Чошанов // Директор школы. — 1999. — № 4.
19. Чошанов М. Малая группа в учебном процессе. О ко¬оперативных методах обучения / М. Чошанов // Директор школы. — 1999. — № 5.
20. Шумакова Н. Б. Развитие творческой активности школь¬ников / Н. Б. Шумакова; под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991.