Проект развитие детского творчества в лепке по мотивам дымковской игрушки
Авторы: воспитатели Козлова Анна Николаевна, Ледяева Надежда Анатольевна
МБДОУ № 10 «Чайка» город Междуреченск, Кемеровская область.
Файл:Проект развитие детского творчества
Актуальность проекта:
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Проблема проекта:
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой «традиционное русское народное», но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять «изюминку» своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Цель проекта:
Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка». Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.
Задачи проекта:
1. Изучить истоки дымковской игрушки.
2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
3. Научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку.
4. Развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.
5. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.
6. Развивать детское творчество
7. Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку
Вид проекта: творческий, краткосрочный — 3 месяца.
Формы работы:
Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:
«Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров».
«Беседа о «Дымке».
«Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек».
«Изображение основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения».
«Беседа с детьми «Из чего делают дымковские игрушки».
«Занятие «Знакомство с дымковской игрушкой».
«Занятие «Волшебные лошадки».
«Занятие «Росписи».
«Занятие «Барышня-водоноска».
«Занятие «Чудо-олени».
«Занятие «Сказочный баран».
«Занятие Козлик» (итоговое занятие).
«Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках».
Взаимодействие с родителями:
• Доклад «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
• Беседа с родителями «О значении дымковской игрушки в жизни детей»
• Доклад «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Деятельность педагогов:
Подбор литературы о народном промысле «Дымка», иллюстраций и поделок (дымковских изделий).
Оформление уголка творчества (на протяжении проекта)/
Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек.
Изготовление дымковской игрушки из глины и пластилина.
Этапы проекта
I этап –подготовительный
Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия
Создание презентации «Дымковская игрушка»
II этап –исследовательский
1. Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.
2.Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.
3.Изучить узоры при росписи игрушки.
Ожидаемые результаты: У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах
III этап – практический
1.Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
2.Нарисовать эскизы игрушек: козлик, баран, барыня.
3.Изготовить (слепить) и расписать дымковские игрушки.
Ожидаемые результаты:Научить лепить раскрашивать игрушки по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.
IV этап – итоговый
1.Обобщение результатов работы
2.Выступление детей перед родителями и педагогами «Что мы узнали о дымковской игрушке».
3.Оформить выставку игрушек «Народная игрушка из Дымково».
Ожидаемые результаты: Повышение уровня детского творчества. Воспитание художественного вкуса, трудолюбия, чувства товарищества и взаимопомощи. Усвоение понятия, что и в наше время дымковская игрушка не потеряла своей ценности. А игрушка, сделанная по мотивам дымковской, своими руками, может принести радость и быть полезной.
Рефлексия проектной деятельности
1. Оценивание качества результатов:
Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.
2. Приобретены рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.
После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:
• личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
• умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
• знания о декоративно-прикладном творчестве России.
• Повысился уровень детского художественного творчества
Приложения к проекту:
Приложение 1. Истоки дымковской игрушки (сообщение для детей)
Приложение 2. Мастера дымковской игрушки
Приложение 3. Технология изготовления дымковской игрушки
Приложение 4. Стихотворения о дымковских игрушках.
Приложение 5. Влияние народного промысла «Дымково» на развитие детского творчества
Приложение 6. Конспекты занятий по лепке по мотивам дымковской игрушки
Приложение 1
Истоки дымковской игрушки
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой «Свистуньей».
А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса — это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло.
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Приложение 2
Мастера дымковской игрушки
ВОРОЖЦОВА ТАМАРА ДМИТРИЕВНА
Член Союза художников России» (2006)
Родилась 7 января 1962 года в д. Трилесино Горецкого района Могилевской области Беларусской ССР. Закончила Кировский политехнический институт (1980-1986).Работает в промысле с 1991 года. Училась у своей свекрови А.И. Ворожцовой. Участник выставок в различных городах России с 1996 года. Игрушки мастерицы хранятся в нескольких коллекциях музеев России.
ВЕРЕЩАГИНА ЛЮДМИЛА ДМИТРИЕВНА
Родилась в 1950 г. в г. Кирове. В 1971 г. окончила педагогическое отделение Кировского училища искусств. В мастерские дымковской игрушки пришла в 1972 г., обучалась у А.В. Кузьминых. Член молодежного объединения Кировской организации Союза художников РСФСР (1989). Участница ряда художественных выставок. Участница выставок в Неаполе, Палермо, Улан-Баторе, Братиславе, Праге, семи городах Японии, многих российских (всесоюзных, российских, региональных и областных) смотров русского народного искусства. Ее уникальная игрушка хранится во многих музеях и частных коллекциях.В течение нескольких лет является членом художественного совета ВТОО «Союз Художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В настоящее время — председатель художественного совета.
Одна из самых её известных работ — Вятский Преображенский девичий монастырь — экспонировалась на персональной выставке, состоявшейся весной 2005 года в областном художественном музее.
БАРАНОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА
Родилась 10 марта 1942 года в г. Кирове.
После окончания средней школы с 1958 г. обучалась у 3.В. Пенкиной, Е.3. Кошкиной, 3.И. Казаковой, Е.А. Смирновой. С 1961 г. участница многих художественных выставок. Имеет дипломы, почетные грамоты, памятные медали. В 1977-1982 гг. — член художественного совета мастерских дымковской игрушки. С 1980 г. — член СХ СССР. Обучает молодых мастериц. В конце 1984 — начале 1985 г. в КХМ и в 1985 г. в Ярославле состоялись персональные выставки.
Приложение 3
Технология изготовления игрушки
• Для производства Дымковской игрушки используется глина, тщательно перемешанная с водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.
• Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.
Лепка животных (лошадка, олень, баран и козел) по — дымковски.
Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку, и барана, и оленя, и козлика.
Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушки-листочки и хвост калачиком.
Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.
Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.
Отбеливание. Цветовая гамма, геометрический орнамент
Раньше, игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Сейчас: Мы использовали водоэмульсионную краску.
Раньше: Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а десяток: синюю, желтую, зеленую, голубую, розовую, малиновую… Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной.
Сейчас: Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.
Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.
Стихотворения о дымковских игрушках Приложение 4
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Приложение 5
(консультация для родителей)
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.
Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит
Приложение 6
«Олешек»
Конспект занятия по лепке по мотивам дымковских игрушек в подготовительной группе.
Воспитатель : Козлова А.Н.
Цели: обогащать и расширять художественный опыт детей.
Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческие способности. Активизировать в речи детей прилагательные.
Программное содержание: Расширять представление о народной игрушке; Закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; таблицы с изображением элементов дымковской росписи; технологические карты по лепке.
Для каждого ребенка: глина, стека, дощечки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.
Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия
1 часть:
Педагог: — Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.
Сорока — белобока по лесу летала, По веткам скакала, Детский сад искала. Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо).
Педагог: От кого оно? (Открывает конверт читает.) «Здравствуйте, ребятки, -Ульянки и Ванятки, Полины, Саши, Пети и другие дети! Если любите играть,
16
Лепить и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково».
Беседа с детьми
Педагог: Ребята, хотите отправиться в мастерскую дымковских игрушек?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)
Педагог: — Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).
Педагог: — Все готовы? Ковёр взлетает: Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию).
2 часть:
Педагог: рассказ о дымковской игрушке (стихотворение) «Дымковские игрушки»
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Педагог: Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают дымковские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Педагог: Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.
Педагог: Из чего делают дымковские игрушки?
Дети: Из глины
Педагог: -Какие еще нужны материалы? Какие нужны инструменты для работы? 3 часть: Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.
Педагог: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:
Стоит на стройных ножках –вся краса в рожках. Правильно, это олешек.
Педагог: Обратите внимание на схему! (на плакате – образцы и приемы лепки).
Показ воспитателя:
1. Мы с вами заранее слепили две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.
2. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).
3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.
4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения.
6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову олешка.
7. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.
8. Делаем рожки. Раскатываем колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться при покраске.
9. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек. Хорошо сглаживаем места креплений.
10. Делаем маленький хвостик и прикрепляем к туловищу.
Педагог: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Физкультминутка
Педагог: Давайте перед работой разомнем пальчики. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии). Будем мы игрушки «печь»,(лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (руки вперед)
Педагог: Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа.
Педагог: А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
4 часть: Итог занятия. Анализ работ.
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку.
Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.Все ли игрушки ладные? Чья работа больше всех нравится? Почему? Какая игрушка самая аккуратная?
Педагог: — Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
Дети садятся на ковер – самолет.
Педагог: раз, два, три! Лети! Повторяйте за мной прощальные слова:
«Мы о дымковской игрушке будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, мы закончим наш рассказ».
«Дымковский конь» — лепка.
Воспитатель: Ледяева Н. А.
Цель занятия: продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту. Закрепить знания о промысле. Учить лепить фигурку лошадки пластическим способом – из одного куска глины туловище, шею и голову в процессе лепки, передавать выразительные особенности игрушки. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
Материал: Дымковские кони, глина, стеки, доска, влажная салфетка.
Ход занятия: Ребята, отгадайте загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня!
(Дымковская игрушка)
Почему игрушки имеют название дымковские? (По названию села – Дымково)
Давайте рассмотрим дымковских коней: маленькая голова, опущенная вниз; изогнутая шея с гривой; туловище и длинные ноги, немножко расставленные в стороны; пышный хвост трубой.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Веселые это игрушки или грустные? (Веселые)
Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили их такими яркими и забавными.
Воспитатель предлагает вылепить дымковского коня, объясняет последовательность лепки:
1. Сначала скатать цилиндр (прямыми движениями ладоней).
2. Один конец цилиндра примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой- ноги.
3. Шею поднимаем вверх, немножко изгибаем, чтобы получилась голова.
4. Ноги делаем из упругой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем.
5. Другой конец цилиндра слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как и передние.
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку коня, чтобы она стала красивой (гриву и уши слегка оттягиваем и прищипываем; хвост можно слепить отдельно).
Итог занятия: В конце занятия поставить все фигурки в хоровод, полюбоваться ими, определить какими они получились (гордые, важные, веселые и другие).
Индюк.
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе.Воспитатель: Козлова А.Н.
Тема: лепка по мотивам дымковская игрушки
Форма организации детей: групповая.
Цели: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (бородка, гребешок, крыло, хвост).
Программное содержание: Развивать интерес к работе с глиной, мелкую моторику рук, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие.
Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Учить лепить индюка конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное творчество».
Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, беседа, вопросы.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами.
Планируемые результаты: Умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек. Умение передавать характерные признаки игрушки. Умение лепить конструктивным способом. Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.
Материалы и оборудование:
презентация «Дымковская игрушка» с изображениями игрушки, звуки народных промыслов – дымковская игрушка наигрыши, альбом с картинками, наглядные глиняные игрушки – модели, пластилин, готовые детали игрушки для наглядности и определения форм, стеки, доска, влажные салфетки.
Вводная часть: Звучит русская народная музыка
Воспитатель: Вызвать эмоциональный отклик. Вопросы. Ребята здравствуйте.
Вы сегодня играли с игрушками?
А можете сказать мне из чего сделаны игрушки в вашей группе?
А еще какие бывают игрушки? Вот мы с вами сегодня и поговорим об игрушках из глины.
Смотрите, какую я вам красоту принесла посмотреть. (показываю игрушки)
Вспомните, ребята, как называются эти игрушки? Что за народный промысел?
Ребята хотите сходить на выставку игрушек?
Тогда садитесь на свои стульчики и отправимся с вами на выставку прикладного народного творчества.
Дети: ответы детей
Основная часть
Просмотр слайд-шоу «Дымковская игрушка»
Воспитатель: Как называется наша выставка игрушек? Ребята найдите самую нарядную игрушку.
Дети: ответы детей
Воспитатель:Ребята, послушайте, как написано о индюке в стихотворении.
Читает выразительно стихотворение:
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный
У большого индюка все расписаны бока
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост у его совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок, краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив
Смотрит свысока вокруг, птица важная -индюк.
Воспитатель: как называют мастера который делает игрушки ?
А вы хотите ребята тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для родителей?
Ребята, вспомните, пожайлуста, что нужно сделать чтобы слепить такого индюка?
Давайте с вами посмотрим индюка поближе и посчитаем из скольких частей состоит индюк?
Дети: Ответы детей. Выходит ребенок с указкой и начинает называть части игрушки.
Остальные дети считают с мест.
Воспитатель:ьПоказывает приготовленные из глины отдельные части туловища индюка.
Определяем формы. Какое по форме туловище, шея, крылья, голова….
Дети: Дети смотрят на части и называют формы.
Физкультминутка: «жили у бабуси два веселых гуся»
Дети: Дети читают стих и исполняют движения.
Продолжение после физкультминутки
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в мастерскую, вылепить точно такого же индюка.
Ребята, что нужно сделать, чтобы вылепить дымковского индюка?
Правильно разделить глину на столько частей, сколько мы с вами насчитали.
Артем, скажи, с чего мы начнем лепить индюка?
(если затрудняется отвечать, на помощь придти можно попросить сильных на мышление и внимание ребят)
Скажите ребята, а нужно нам украшать индюка? Ответы детей.
Воспитатель показывает как нужно лепить детали
Дети: Самостоятельно делают части игрушки. Соединение и украшение.
Итог занятия
Воспитатель: Какие красивые у вас получились индюки.
Скажите, кем вы сегодня были. дети? Ответы детей: мастерами.
Дети показывают, созданные ими изделия, делятся своими впечатлениями от того, что у них получилось с друзьями и воспитателем.
Воспитатель: Детям предлагается поставить свои работы на выставку.
Петух и курица.
Конспект декоративной лепки по мотивам дымковских игрушек. Воспитатель: Ледяева Н.А.
Программное содержание: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха — гребешок-корона и богатое оперение, у курочки — маленький хвост, небольшой гребешок.
Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие.
Материал: глина, вода, тряпочки, дымковские игрушки — образцы.
Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.
Ход занятия: Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.
Дети, кто-то прискакал к нам на лошади! Давайте посмотрим! Да это птичница из села Дымково! Посмотрите, какая она красивая, нарядная,
( Воспитатель вносит подставку с дымковскими игрушками: птичницей, петухом и курицей)
Дети, с кем приехала птичница?
С петухом и с курицей.
Правильно, вот таких петухов и курочек мы сегодня с вами будем лепить, а птичница в конце занятия скажет нам, как удались наши игрушки. Дети, мы с вами уже лепили петуха и курочку, давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских игрушек?
Они красивые, у них хвосты изогнутые, пышные, крылья волнистые.
Верно. У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки. Но внешний вид курицы и петуха отличается. Какие отличия вы заметили?
У петуха хвост большой, волнистый, а у курицы — маленький. У курицы еще гребешок вверх вытянут, а у петушка шапочкой.
Да, хвост у петуха богаче, больше волнообразных крыльев, а гребешок, как корона. Сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусочек глины, раскатываю, а затем немного сплющиваю ( сопровождает показом ), пластину делю пополам, чтобы получились два боковых крыла. Затем прикрепляю крыло к туловищу птицы, тщательно примазываю и только потом прищипываю края так, чтобы получилось волнообразно. А кто расскажет, как лепить корону-гребешок?
— Сначала надо слепить пластину, затем прилепить к голове, соединить и прищипнуть края.
Правильно, с чего начнете работу?
С деления глины на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
Как будем лепить птицу?
Сначала лепится овальное туловище, затем оттягивается голова с шеей и хвост, а затем прикрепляются гребешок и крылья.
Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки? Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной. Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских птиц. Приступайте к работе.(Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приемами лепки, подсказывает, помогает советом, ведет индивидуальную работу).После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми и с птичницей рассматривают петушков и курочек, отмечают наиболее удачные. У Тани петушок красивый, вытянул шею, раскрыл клюв, хочет запеть от радости. Крылья у него волнистые, хорошо прикреплены и отглажены, вид у петушка важный. Петя сделал курочку-хохлатку, он постарался аккуратно загладить тряпочкой поверхность, такой курочкой всем хочется поиграть.
В конце занятия птичница благодарит детей за хорошие работы, прощается с ними.
Дымковская куколка – водоноска.
Конспект занятия в подготовительной группе по лепке. (лепка из солёного теста)
Воспитатель: Козлова А. Н.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковских игрушек. Формировать умение работать с тестом.
Развивать умение расписывать готовый силуэт цветным солёным тестом, сочетая оформление однородных по цвету частей, с узором в стиле дымковской росписи.
Закрепить умение у детей самостоятельно выбирать элементы для украшения кокошника и юбки дымковской куклы- водоноски, сочетая в узоре крупные элементы и мелкие.
Воспитывать детей на народных традициях показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, беседы о народных промыслах, декоративное рисование -заучивание стихов, под руководством воспитателя дети готовят художественный материал, замешивая солёное тесто.
Материал: основа (плотный белый картон),силуэт барышни, простой карандаш, соленое тесто, Дымковские игрушки, влажные салфетки, кисточки, клей, мука, доски , схемы этапов выполнения работы
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли дымковские игрушки. Я хочу, чтобы вы ими полюбовались.
Дым идёт из труб столбом- точно в дымке всё кругом.
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
(Под звуки ярмарочных напевов входит скоморох Егорка).
Скоморох: На ярмарку, на ярмарку, спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья.
Здравствуйте, гости-господа! Я пришёл к вам издалёка,
Чтоб на ярмарку позвать и игрушки вам показать.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на ярмарку7 Но ведь на ярмарку с пустыми руками не ходят.
Скоморох: Это так. Я приготовил тут игрушки (показывает обломки) Ой, беда, беда, беда Все игрушки разбились. Так спешил я, так бежал, Что игрушки растерял.
Воспитатель: Так, что ж не будет ярмарки? Что же не будет веселья (пауза) Скоморох: Да вот не знаю, что делать?
Воспитатель: Предлагаю сделать игрушки из солёного теста, у нас оно есть, да не простое, а разноцветное. Скоморох присаживается на стул.
Воспитатель: Многие дымковские игрушки нам знакомы (показывает на игрушки) А сегодня я хочу вам показать новую гостью- (демонстрирует) куклу-водоноску. У этой куклы необычное название-водоноска. Ребята, как вы думаете, почему её так назвали? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили за водой на речку или к колодцу, а чтобы им было легче нести вёдра использовали коромысло, которое клали на плечи, а на его концы надевали вёдра (показ коромысла). Дымковские барышни без дела не сидели, кто- то воду носил, кто-то детей нянчил, кто-то утят кормил. А после работы все любили повеселиться.
Физкультурная пауза: «Эй, ребята, выходите»
Воспитатель: Отдохнули, а теперь за работу. Сегодня мы с вами попробуем расписать силуэт дымковской куклы-водоноски цветным тестом.
Этапы работы:
-обводим силуэт на картонную основу, прорисовывая мелкие детали (лицо, длину кофточки, кокошник, коромысло)
-определяем, какие части силуэта полностью будем заполнять однородным тестом (Лицо и шею белым тестом, кофточку — красным, кокошник, волосы — жёлтым, коромысло, вёдра — коричневым)
-напомнить детям приёмы заполнения силуэта (сначала тонкими жгутиками из теста выкладываем контур, а затем заполняем внутри)
Воспитатель: ребята, водоноски всегда были в работе, но несмотря на это, они тщательно следили за своим внешним видом. Даже идя к колодцу, они всегда наряжались в красивую юбку, поэтому её нужно украсить узором -элементами дымковской росписи. Назовите эти элементы. Ответы детей.
Воспитатель: при оформлении юбки пользуемся схемой. Здесь всё показано и мы уже с вами это делали для другой игрушки. Дети выполняют дымковскую куклу. Воспитатель помогает, напоминает, хвалит. Скоморох тоже помогает. В конце работы дети руки вытирают влажными салфетками и встают в круг.
Скоморох: Какие, ребята, молодцы! Сделали таких красивых кукол. Я и не знал, что из теста можно такую красоту сделать!
Воспитатель: На ярмарке все расхваливают свой товар, давайте мы попробуем, чтобы раскупили наши игрушки. Дети хвалят своих кукол. Воспитатель и скоморох благодарят детей.
В завершении занятия проводиться игра «Карусель»
Тема: Дымковская барышня Воспитатель: Ледяева Н. А.
Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и прочее). Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
Материал: дымковские барышни, глина, стеки, доска, влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
Веселая красная глина, кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы. А ну, назовите меня?
(Дымковская игрушка)
— Почему они так называются? (По названию села – Дымковская слобода)
Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню.
— Как она одета? (Красивая юбка, на голове шляпа) Это богатая барышня.
-Что можно рассказать об этой игрушке? (у нее на руках малыш, на голове шапочка.)
-Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.
В кокошнике няня,
На руках Ваня,
И хорош,
И пригож.
Скоро, Ваня,
Подрастешь.
(Э. Котляр)
Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки.
Воспитатель предлагает вылепить нарядную дымковскую барышню, объясняет последовательность лепки. Сначала вылепить пластину, срезать наверху уголки и из этой формы, сделать конус. На заранее подготовленных частях игрушки показывает, как прикрепить заготовку овальной формы, напоминает приемы примазывания влажной салфеткой, уточняет, как наметить (отжать) головку. При лепке рук барышни раскатать комок и разделить на две части, получается две руки, плотно примазать и немного согнуть. Затем вылепить головной убор, оборки для фартука или юбки. Предлагает детям слепить и дать в руке барышне кто захочет (малыша, собачку, цветы и т. п.)
Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные признаки и т. д. В конце занятия поставить все фигурки в хоровод, полюбоваться ими, определить, какие они получились (гордые, важные, веселые и др., кто постарался, кто отвлекался.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
(Э. Котляр)
Перед занятием организовать выставку дымковских игрушек. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одежду, украшения, головные уборы, оборка и т. п.)
Литература:
1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание.-1994-№ 9-23-27с.
2. Величкина Г. А. Дымковская игрушка. — Мозаика-Синтез, 2004 – 24с
3. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. — Л., 1975.
4. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2003 – 2008- 151 стр.
5. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.– Скрипторий, 2005- 64 с.
6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990-247с
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.
9. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.
10. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 1987-223с
11. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.- Изд.: Феникс, 2005-63с.
12. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- Изд.:АРКТИ , 2005 -143с
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.-М.: Карапуз, 2007-140с
14. Лыкова И.А. Дымковская игрушка,- Изд. Карапуз-Дидактика, 2005-56с
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Подредакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение, 1991-251с
16. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий.46/Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Российское педагогическое общество, 2000-156с
17. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век — М., 2003 – 154 с
18. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – Изд. Просвещение — 1965-215с.
19. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982-236с.
20. Соломенникова О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-132с.
21. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.- М:Скрипторий, 2003-128с.
22. Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду – Изд.Сфера, 2005-112с